Голландцы окончательно замылили скифское золото

Источник
Апелляционный суд Амстердама 21 января должен был провести очередное заседание по скифскому золоту – артефактам из крымских музеев, вывезенным в 2014 году на выставку в Нидерланды. 
После перехода полуострова в состав России возвращать экспонаты музейщики отказались, свои права на них вместе с РФ заявила Украина. Однако семилетний процесс вновь поставлен на паузу из-за коронавируса. Дело о скифском золоте, по однозначному мнению экспертов, уже перешло из культурной и юридической плоскости в сугубо политическую.

Большую коллекцию скифских золотых украшений (возраст некоторых составляет 2 тысячи лет) в дни украинского Евромайдана вывезли в Европу впервые. Сначала выставку «Крым – золотой остров в Черном море» увидел немецкий Бонн (Рейнский краеведческий музей), затем – Амстердам. В соответствии с соглашением, заключенным с археологическим музеем Амстердамского университета, в столице Нидерландов сокровища скифов должны были пробыть почти четыре месяца, до 28 мая 2014 года. Однако после воссоединения Крыма с Россией власти Нидерландов приняли решение приостановить возвращение экспонатов, так как было непонятно, кому их возвращать – Крыму, откуда они прибыли, или Киеву, то есть Украине, которая являлась юридической стороной соглашения.

Вначале экспонирование продлили до конца лета 2014 года, а затем коллекцию переместили в фондовые подвальные хранилища музея Алларда Пирсона до окончательного выяснения вопроса о принадлежности ценностей в суде или соглашения между сторонами. С тех пор артефакты нигде не выставлялись, став заложниками политических разногласий между странами. В Крыму действия Нидерландов тогда назвали рейдерским захватом.

О чем спорят Россия и Украина

Основу коллекции, за которую борются две страны, представляют предметы, найденные в середине 1990-х годов в Усть-Альминском могильнике – самом богатом некрополе позднескифской культуры. В их числе – золотые венки, серьги, браслеты, пряжки, бронзовые предметы быта, а также двухтысячелетние китайские лаковые шкатулки – доказательство того, что Поднебесная торговала с Римской империей, а пути купцов пролегали через Крым. В собрании есть и крайне редкие для Крыма деревянные предметы – например, единственный в своем роде деревянный сосуд, который сохранился во фрагментах, с четырьмя фигурами животных. Четыре фрагмента остались в Крыму, а один, самой лучшей сохранности, взяли на выставку. И если он уйдет на Украину, это будет совершенно беспрецедентный случай.

Коллекция насчитывает 500 экспонатов из четырех крымских музеев – Центрального музея Тавриды, Восточно-Крымского и Бахчисарайского историко-культурных музеев-заповедников, а также заповедника «Херсонес Таврический» – и два десятка предметов из киевского Музея исторических драгоценностей.

По оценкам специалистов, страховая стоимость артефактов составляет от 1,5 до 2 млн долларов (почти 150 млн рублей).

С исторической точки зрения коллекция бесценна. Археологи называют собрание «витриной истории Крыма двухтысячелетней давности», демонстрацией большого политического, культурного и торгового значения полуострова в древности.

– Для Крыма это собрание имеет первостепенное значение, представляющее срез культуры на рубеже эпох. Среди прочего в коллекции представлен импорт из далеких стран, в том числе китайские шкатулки, римские бронзовые сосуды, ювелирные изделия. Там есть вещи со всего мира, который был известен тогда, – Римская империя, империя Хань, северные страны, восточные. Это сплав культур, сплав вещей в отдельно взятой точке – Усть-Альминском могильнике, откуда основное количество экспонатов происходит, – рассказывает «Октагону» директор музея-заповедника «Неаполь Скифский», археолог Юрий Зайцев, участвовавший в раскопках Усть-Альминского некрополя.

В 2017 году в ходе раскопок в Крыму нашли похожие золотые украшения скифов, но, по словам Зайцева, все поздние находки по уровню работы не могут соперничать с застрявшими в Амстердаме артефактами. Эксперт подчеркивает, что ничего похожего по классу и содержанию с 1990-х годов обнаружено не было.

А судьи кто?

Судебные разбирательства о принадлежности золота скифов начались в 2014 году. Первое решение было принято 14 декабря 2016 года: Окружной суд Амстердама на основании заключения ЮНЕСКО постановил вернуть коллекцию Украине. Минкультуры России назвало постановление суда нарушением норм международного права и принципов межмузейного обмена. Экспонаты из Музея исторических драгоценностей были возвращены назад в Киев, остальные остались в Амстердаме. Крымские музеи, откуда были вывезены ценности, начали процесс обжалования судебного решения.

«Вопрос определения принадлежности культурных ценностей и объектов довольно долгий. Нужно учитывать, что это крайне редкий предмет судебных разбирательств в мировой юридической практике. Насколько знаю, прецедентов такого рода нет».

Андрей Мальгин, директор Центрального музея Тавриды
Украина всячески затягивает процесс принятия решения, периодически обвиняя судей в сговоре с российской стороной. В 2019 году Киев подал ходатайство об отводе судьи Апелляционного суда Амстердама; суд в Гааге прошение отклонил, не увидев доказательной базы обвинения. Судья также заявил, что брать самоотвод не собирается, так как никаких оснований для этого нет.

Летом 2020 года Украина предприняла вторую попытку отвода председательствующего судьи апелляционного суда, указав на тот факт, что он в течение нескольких лет представлял интересы российской компании «Промнефтьстрой» в деле против ЮКОСа. На стороне «Промнефтьстроя» тогда же работали и российские адвокаты, которые затем представляли крымские музеи в деле о золоте скифов. Украинская сторона увидела в этом признаки сговора. На этот раз амстердамский суд принял доводы Киева и ходатайство удовлетворил.

В 2020 году заседания несколько раз переносили из-за пандемии коронавируса и карантина в европейских странах. 27 ноября вопрос должен был наконец решиться, однако его рассмотрение вновь отложили, и снова из-за ходатайства Украины об отводе судьи, которого обвинили в предвзятости и связях с Россией. Был назначен новый судья, а сторонам даны два месяца на подготовку и представление дополнительных доказательств своих прав на экспонаты. Их должны были предъявить к 19 января, однако амстердамский суд до сих пор не запрашивал у крымских музеев дополнительные документы. Судебное заседание отложили.

– Сейчас идет карантин, пока пауза. Это уже не первый раз, когда из-за коронавируса переносят заседания. Когда будет следующее заседание, никому не известно, – сообщил изданию Андрей Мальгин.

Афера века

Пока шло разбирательство, в информационную плоскость попала непонятная история с украинскими мошенниками, которые решили воспользоваться ситуацией и провернуть аферу века с золотом скифов. В 2018 году три гражданина Украины по поддельным документам якобы вывезли скифское золото из Амстердама и переправили его в Испанию, где попытались получить в мадридском банке 50 млн евро в кредит под залог сокровищ. Застраховать коллекцию аферистам удалось на 123 млн евро.

Документ, представленный злоумышленниками, гласил, что право собственности на артефакты принадлежит церковной общине УПЦ Киевского патриархата села Бельковцы Житомирской области. Бумага с перечнем ценностей и указанием их стоимости была составлена неким профессором археологии Киевского университета Владимиром Индутным, который до 2012 года работал директором и главным бухгалтером частного музея исторического культурного наследия «ПлаТар». Афера провалилась благодаря бдительным испанским полицейским и страховщикам из BKS Group, которые решили перепроверить документы.

На официальном уровне и Амстердам, и Киев слухи о вывезенном в Испанию золоте отрицали. В том, что сокровища скифов по-прежнему находятся в подвалах музея Алларда Пирсона, уверен и Андрей Мальгин.

– Это пустые слухи, и нет никаких оснований подозревать музей Амстердама в подобном. Такое просто невозможно, – говорит директор Центрального музея Тавриды.

Как решит Фемида

Рычаги давления на суд, которые использует Украина, не имеют ничего общего с культурным наследием – аргументы, касающиеся коллекции, сторона не приводит. Киев пытается добиться решения в свою пользу политическими методами, максимально затягивая судебный процесс. Но, по мнению Юрия Зайцева, время играет на руку России.

«Как бы парадоксально это ни звучало, но чем дольше вещи из коллекции находятся на нейтральной территории, в Голландии, тем потенциально лучше для России. Острота политического вопроса постепенно сходит на нет, на европейской арене появляются другие вызовы. И чем дольше идет суд, тем больше шансов у России».

Юрий Зайцев
директор музея-заповедника «Неаполь Скифский»
Еще одна сторона, оказавшаяся в выигрыше, – амстердамский музей Алларда Пирсона, который выставит победителю судебного спора счет за страховку и содержание чужой коллекции в своих хранилищах. На данный момент сумма долга составляет 111 тыс. евро, и она постоянно растет. Впрочем, сумма эта не так уж велика по сравнению со стоимостью уникального собрания и его культурной и исторической ценностью. Крымские музеи надеются, что право восторжествует над политикой и сокровища вернутся домой, как и гарантировали изначально представители музеев в Бонне и Амстердаме.