Владелец компании «Фармасинтез» Викрам Пуния спровоцировал скандал на российском фармацевтическом рынке, заявив, что намерен выпускать аналог лекарства для лечения COVID-19 «Веклури» даже без согласия обладателя патента – американской компании «Gilead Sciences».
С этой целью он уже направил обращение в Администрацию президента, а также на имя вице-премьера Татьяны Голиковой, в котором ставит вопрос о применении процедуры так называемого «принудительного лицензирования», которая предоставит ему возможность использования иностранной технологии вне зависимости от желания ее правообладателя.
Пуния известен как производитель дженериков, поставляемых им в лечебные учреждения по госконтрактам, общая стоимость которых уже превысила 2,2 млрд руб. Этому в немалой степени способствовала сама Голикова, усилиями которой на российском рынке получил распространение препарат «Перхлозон», критикуемый специалистами-фтизиатрами за тяжелую переносимость и массу побочных эффектов.
Аналог американского «Веклури» уже разработан и зарегистрирован под брендом «Ремдеформ», но имеющая патент «Gilead Sciences» так и не дала разрешения на его производство, хотя уже предоставила лицензии более чем 120 странам. Причиной может являться скандальная известность «Фармасинтеза». Так, известно о тяжбах Пунии с аргентинской фармацевтической компанией «Tuteur S.A.C.I.F.I.A», которая подавала в суд иск о защите способа производства препарата «Капецитабин» и взыскании компенсации в размере 855,7 млн руб.
В суд на дочернюю структуру «Фармасинтеза» – фирму «Фармастандар» подавали также представители компании «Янссен» в связи с нарушением патентного права на препарат «Рилпивирин», используемый для терапии ВИЧ. Ранее федеральный Минздрав рекомендовал для лечения коронавируса выпускаемое «Фармасинтезом» лекарственное средство «Калидавир», вот только о его достижениях в борьбе с инфекцией ничего неизвестно.