На проходящей ныне в подмосковной Кубинке выставке «Армия-2016» АО «Вертолеты России» в очередной раз выставили на показ переделанный Ми-24, который, как продолжают утверждать в этой «эффективной конторе», скоро полетит со скоростью до 500 км./час. При том, что сейчас этот вертолет развивает скорость только в пределах 200 -300 км./час. «Наша Версия», опираясь на мнение специалистов, уже писала, что заявления АО «Вертолетов России» о том, что не меняя принципиальной аэродинамической схемы на Ми-24 достигнет скорости в 500 км/час – это чистейшей воды авантюра. Но так как деньги на эту сомнительную программу потрачены немалые, руководство вертолетного холдинга продолжает утверждать, что скоро, обновленная 24-ка, с минимальными фактическими затратами, полетит с заявленной скоростью. Видимо на эту программу предполагается и далее «качать» деньги российского бюджета. А так, как достичь заявленной скорости в обозримом будущем будет проблематично, то эта тема будет своеобразной Александр Михеев спешит сменить свое место пребывания и перебраться в кресло гендиректора АО «Рособоронэкспорт». Об этом недавно сообщили сразу несколько изданий.
Стремление Михеева спешно покинуть пост генерального директора холдинга косвенно подтверждает тезис, что ситуация в отрасли критическая. Слухи, что Михеев хочет перебраться в кресло руководителя ведущего российского экспортера ходили уже на протяжении полутора последних лет, но в прессе информация появилась впервые. Если данная информация подтвердится, то есть назначение состоится, то получится, что развалив все что можно в вертолетной отрасли, Александр Михеев пошел на повышение. Это очень интересная кадровая логика по принципу – чем хуже, тем лучше?
Действительно, за время руководства Александром Михеевым вертолетным холдингом никаких особых успехов достигнуто не было. Скорее наоборот. Реализовав заказы, которые ему достались в наследство, Михеев чуть ли не завел отрасль в тупик, самолично признав что ситуация с загрузкой предприятий критическая. Хотя он уверенно утверждал, что имеет какой-то портфель заказов в 500 машин, но сборочные заводы перешли на сокращенный режим работы, а в АО «Улан-Удэнский авиационный завод» уже начались добровольно-принудительные увольнения. Косвенной приметой крайне сложной ситуации в отрасли можно рассматривать и сообщение о том, что холдинг будет создавать военную версию Ми-38.
Это делается с одной только целью, в условиях критического сокращения загрузки и, как следствие, финансовых поступлений, придумать очередную программу (типа скоростного вертолета), под которую можно будет качать деньги из бюджета. Сделанное заявление также говорит о том, что рынка у вертолета Ми-38 нет (возможны только единичные продажи) и делаются попытки таким образом получить хоть какой-то государственный заказ на партию этих машин. По сообщению издания «Лента.ру», на базе Ми-38 холдинг планирует создать широкий спектр модификаций: вертолет-постановщик помех, эвакуационно-реанимационный и поисково-спасательный вертолеты, транспортно-десантный вертолет, а также арктическую модификацию.
Однако, как минимум для двух заявленных целей – постановщик помех и поисково-спасательный, этот вертолет не подходит, так как эти задачи эффективнее, практичнее и дешевле решать на другом носителе – вертолете типа Ми-8/17. Вертолет Ми-38 для этих целей неоправданно великоват и значительно дороже в эксплуатации. Не знать этого в Министерстве обороны не могут. Однако, если программа будет принята и запущено финансирование, то это будет означать одно – был найден предлог, чтобы закачивать в холдинг средства из бюджета Министерства обороны. Программа будет долгоиграющая, как собственно и вся программа Ми-38. Вероятно, успеха у нее не будет, точно так же как и у программы гражданского вертолета Ми-38. Этот вертолет если и будет востребован, то только в очень ограниченном количестве.
Надо обратить внимание, что на протяжении всего своего существования руководство холдинга, придумывая и активно выбивая финансирование нереальных и неэффективных программ типа скоростного вертолета и Ми-38, не проявляет должной активности там, где имеется действительно хорошая ниша для развития. И ниша эта – малые вертолеты. Очень долго и трудно идет программа Ка-62, «зарыв» деньги в совершенно бестолковую модернизацию вертолета Ми-34, эта программа также забыта. Не уделяется должного внимания казанской машине «Ансат», по крайней мере массово этот вертолет до сих пор не выводится на рынок. Зато наш национальный холдинг активно тащит в Россию иномарки, выступая таким образом лоббистом для своих же конкурентов.
Логику руководства холдинга, и лично Александра Михеева в этом смысле понять сложно. Ситуация более походит на то, что логики никакой на самом деле и нет. Во всяком случае, если она и существует, то направлена явно не в сторону интересов отечественной вертолетной промышленности. Да и может ли на самом деле Александр Михеев думать об этой самой промышленности, если его заботят совершенно другие темы. К примеру – под видом снижения издержек изъять имущественный комплекс вверенных ему предприятий в сомнительную структуру и потом заставить предприятия оплачивать этой структуре все издержки, арендуя у нее собственное имущество.
Александр Михеев с бессменным руководителем своего аппарата Коптелкиным, кажется, более заняты этой процедурой, нежели перспективами отрасли в целом. Реализуя схему с передачей имущественного комплекса вверенных предприятий в ООО «ВР-Ресурс» (ранее носившее название ООО «Обслуживающая компания ЛИК»). Михеев, по видимому, реализует схему подобную той, которую реализовали ранее гендиректор дочки РСК МиГ – ОАО «МиГ-Рост» Алексей Озеров и замгендиректора ПАО «Туполев» Егор Носков. Эти два «эффективных менеджера» в настоящее время арестованы и обвиняются в хищении комплекса зданий на Ходынском поле площадью 22 тыс. кв. метров, который затем был перепродан и на протяжении десятка лет сдается в аренду, в том числе и структурам, входящим в Объединенную авиастроительную корпорацию. Точно такую же операцию с начала 2016 года готовит Михеев и Коптелкин.
Может быть из кресла гендиректора АО «Вертолеты России» Александра Михеева надо пересаживать не в кресло главы АО «Рособоронэкспорт», а в кабинет следователям? Тем более, что судебный прецедент по аналогичному делу уже имеется, нужно только дождаться завершения реализации затеянной Михеевом схемы с имуществом вверенных ему активов.