Следственные органы в последнее время пристально смотрят в сторону энергетиков и необоснованного роста тарифов. Несколько дней назад стало известно об обысках и арестах топ-менеджеров «Реновы» и ее дочерней энергокомпании ПАО «Т Плюс».
Следствие обвиняет Михаила Слободина, Бориса Вайнзихера и Евгения Ольховика во взятках, которые якобы давались властям республики Коми для того, чтобы те установили завышенные тарифы. Внимание силовиков к компании привлекла ситуация на «Воркутиских ТЭЦ» «Т Плюс», которые находятся «на последнем издыхании». Кризисное состояние этих ТЭЦ грозило оставить предстоящей зимой без тепла 200 тысяч жителей Воркуты и дошло даже до президента Владимира Путина
.
Накануне с обысками пришли в две сетевые компании — «Ленэнерго» и «МРСК Волги». На гендиректора первой в 2015 году заведено уголовное дело, во второй объясняю интерес силовиков данными налоговых проверок.
Инициатива силовых структур заслуживает всяческого одобрения. И им стоит присмотреться к еще одному региону России — Республике Бурятия, где местные власти вместе с компаниям «доют» энергетику и потребителей с энтузиазмом, достойным лучшего применения.
Семейный подряд
Энергетикой в правительстве губернатора Вячеслава Наговицына курирует зампред Николай Зубарев. Его сын Игорь Зубарев, проработав год на госслужбе, вот уже 3 года является топ-менеджером местной сетевой компании — «МРСК Сибири» — «Бурятэнерго».
Дальше следите за руками. Тарифы для сетевой компании устанавливает правительство региона. «Сетевая составляющая» в конечной цене электроэнергии в Бурятии почти в 2 раза выше среднероссийской. Рост выручки «Бурятэнерго» в последние годы от 1 до 1,5 млрд рублей ежегодно. Тарифы для потребителей в Бурятии — одни из самых высоких в стране (тариф для населения — около 3-х рублей за киловатт/час). При этом в соседней Иркутской области население за 1 киловатт платит 97 копеек.
Ловко? Ловко. При этом на публичном уровне Вячеслав Наговицын охотно «решает вопрос» со снижением тарифов на электричество. Неоднократно обращаясь на федеральный уровень, чиновники при этом умудрились просто не приехать на важнейшее совещание по этой теме в Москву летом этого года к зампреду правительства Аркадию Дворковичу. Из Москвы ситуацию видят правильно, говоря: у вас слишком дорогие сети, разберитесь с этим.
Тема цены на электричество для Бурятии парадоксальная. Сколько уже копий сломано, сколько было решений, обсуждений, а воз и ныне там. Результат — это те цены, которые платят жители Бурятии за электричество, сказал член центрального штаба ОНФ, руководитель Центра ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов президента «Народная экспертиза» Николай Николаев.
Справедливости ради отметим, что недавно Вячеслав Наговицын сообщил, что благодаря титаническим усилиям его команды тарифы будут снижены на 6%. Но, как говорят источники в отрасли, эта «победа» стала результатом длительного лоббирования в кабинетах власти схемы с компенсацией потерь со стороны участников рынка, а не повышением эффективности работы энергетических активов в регионе.
По словам Николая Николаева, специалисты отрасли неоднократно говорили о том, что бурятские тарифы формируются в результате получения энергокомпаниями сверхприбыли.
Охота ли властям разбираться с со сверхприбылями сетей? Поведение говорит об обратном. Критика в адрес сетей и семействености на ключевых постах проходят для чиновников незамеченной. Ну, повозмущается центральный штаб ОНФ всеми вопиющими фактами, да и забудется. А высокие тарифы, а значит, выручка, деньги — вот они.
К слову, что отец, что сын Зубаревы — люди по местным меркам не бедные. Согласно отчету о доходах, Николай Зубарев зарабатывает более 3,5 миллионов рублей ежегодно. Он владел тремя земельными участками площадью в почти 4,7 тыс. кв. м, жилым домом в 268 кв. м, зданием (183 кв. м), дачей, а также автомобилем Toyota Land Cruiser и катером «Амур». Для сведения: средняя зарплата в Бурятии по итогам 2015 года — немногим более 28 тысяч рублей. По итогам 2014 года Николай Зубарев даже стал самым «высокооплачиваемым» зампредом правительства Вячеслава Наговицына — и это только согласно публично представленным данным. Не повторилась ли ситуация 2012 года, когда в его декларации вскрылись факты сокрытия части доходов — вопрос.
Доходы Игоря Зубарева, как не чиновника, раскрытию со стороны «Бурятэнерго» не подлежат. Но в одной из недавних деклараций его отца было указано, что официальный доход Игоря Николаевича составил почти 4,5 млн. рублей, он имел два земельных участка общей площадью почти в 1500 кв. м, жилой дом (620 кв.м) и две квартиры (31 и 49 кв.м). В собственности были джипы Toyota Land Cruiser и Toyota Highlander. Эти автомобили в автосалонах стоят 3,5 млн рублей и от 4,5 млн рублей соответственно. То есть каждый примерно столько же, сколько Игорь Зубарев заработал за год.
Кроме прочего, Игорь Зубарев известен в регионе как политик. Являясь членом Народного Хурала от одного из самых «лакомых» Баргузинских районов (земля на Байкале, лес, рыба и т.д.), он претендует на членство в федеральной думе от «Единой России». Правда, если в качестве депутата он и работает на «народ», то в очень ограниченном составе: на своих. Так, на мартовской сессии Хурала Игорь Зубарев проголосовал против о законопроекта о снижении доплат к пенсиям бывшим региональным чиновникам и депутатам на 50%.
Денег нет, но вы держитесь
Тем временем положение дел с энеретикой в Бурятии — очень тяжелое. Основные ТЭЦ и ГРЭС работают по так называемому «вынужденному» тарифу на мощность, который также ложится на потребителей региона. Этот тариф кроме прочего означает, что у энергетиков нет денег на модернизацию и полноценные ремонты — как генерирующего оборудования, так и тепловых сетей. За минувшую зиму в одном Улан-Удэ крупные коммунальные аварии случались по несколько раз в месяц. Уже даже в мае крутым кипятком залило дворы нескольких частных двухквартирных домов города, ремонт лег на плечи самих людей. Из-за аварии в августе этого года жители центра Улан-Удэ на две недели остались без горячей воды — уже после «планового» отключения на ремонт.
«К сожалению, этот факт не говорит о том, что жители республики стали меньше воровать», — сказал недавно Игорь Зубарев, комментируя рейды «МРСК Сибири»— «Бурятэнерго» по домам граждан. В условиях ситуации в энергетике Бурятии эта цитата читается двусмысленно.
За последний годы в правительстве Наговицына случилось несколько коррупционных скандалов с участие высокопоставленных чиновников. Сначала под стражу был заключен и.о. начальника управления капитального строительства правительства Бурятии Баир Сариев, которого обвиняли в мошенничестве в особо крупном размере. Затем обыски были проведены в хозяйственно-транспортном комплексе администрации главы и правительства Бурятии (в январе 2014 года уголовное дело возбуждили в отношении главы организации «Хозяйственно-транспортный комплекс администрации главы и правительства Республики Бурятия», которого обвинили в нецелевом расходовании бюджетных средств более чем на 60 млн рублей).
Хочется, чтобы и внимание силовых структур наконец дошло и до энергетики региона — вполне вероятно, что они найдут там материалы как минимум для нескольких уголовных дел.