Виктор Вексельберг сменил Анатолия Чубайса на посту сопредседателя Ассоциации развития возобновляемой энергетики. Это может быть свидетельством нового поворота в развитии российского госкапитализма – на смену иностранным и государственным инвестициям придут деньги лояльных олигархов.
Анатолий Чубайс распространил свое влияние на российскую энергетику еще в 1998 году, когда стал председателем правления РАО «ЕЭС России». При нем советское наследие в энергетике получило новых хозяев. Он же ввел в российскую энергетику новых людей. Например, таких как экс-министр Михаил Абызов, который сейчас дожидается суда по делу о создании преступного сообщества. Имея тесный контакт с Чубайсом, Абызов создал холдинг Е4, который затем выиграл массу тендеров на строительство электростанций. Кроме того, Абызов получил контроль над «Новосибирскэнерго». Также при Чубайсе в российскую энергетику вошли иностранцы: итальянская Enel, немецкий E.ON и финский Fortum.
Раздав традиционные электростанции инвесторам и перейдя в «Роснано», Анатолий Чубайс стал активно лоббировать строительство ветровых и солнечных станций. Основными бенефициарами «позеленения» российской энергетики стали также западные компании – уже названные «Фортум», «Энел» и датская Vestas. Они поставляли оборудование для зеленых электростанций и сами инвестировали в некоторые проекты. Прибыль инвесторам обеспечивалась за счет специальных тарифов, которые устанавливало государство. Также были предусмотрены льготные кредиты с госсубсидированием. Однако минувшей весной европейские компании заявили, что по политическим причинам сворачивают свою деятельность в России. Следом страну покинул и Анатолий Чубайс. Будет ли государство и дальше поддерживать солнечную и ветровую генерацию? Вряд ли – денег на это в казне теперь нет. Правительство уже отложило конкурс на господдержки среди создателей новых генерирующих мощностей на 2023 год.
Если государство инвестировать не может, а иностранцы не хотят, то к делу можно подключить отечественных олигархов. Как в свое время Роману Абрамовичу досталась в шефство социалка Камчатки в довесок к посту губернатора.
Но развиваться как-то надо. Видимо, решение найдено. Если государство инвестировать не может, а иностранцы не хотят, то к делу можно подключить отечественных олигархов. Как в свое время Роману Абрамовичу досталась в шефство социалка Камчатки в довесок к посту губернатора. Вот и для группы «Ренова» Виктора Вексельберга это будет не дополнительная нагрузка, а возможность развить начатое. Еще в 2007 году «Ренова» основала в Швейцарии компанию Avelar Energy, которая инвестировала а зеленую энергетику в международном масштабе. Правда, после 2014 года ей пришлось подвинуться на европейском рынке и сосредоточиться на Азии и Африке. Что интересно, в 2009 году Avelar Energy Виктора Вексельберга вместе с «Роснано» под руководством Анатолия Чубайса основали компанию «Хевел». В Новочебоксарске она построила первое в России производство полного цикла энергетических модулей для солнечных электростанций.
Теперь, когда Виктор Вексельберг занял место Анатолия Чубайса в Ассоциации развития возобновляемой энергетики, его роль на этом рынке усилится. Фигура его устроила все заинтересованные стороны, в том числе «Росатом», который также входит в Ассоциацию. Это значит, что грубого передела сфер влияния не будет. К тому же перспективы возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в России на ближайшие годы сомнительны. Запад отказывается от наших углеводородов, а значит, они будут в избытке. И вот здесь появляется интрига: то ли под шефством Виктора Вексельберга зеленая энергетика будет продолжать выпрашивать государственные льготы, то ли начнут создаваться конкурентные на мировом рынке продукты, те же солнечные модули, например. Но главный вопрос в другом: насколько широкой может стать такая практика?
Вероятно, одним Вексельбергом дело может не ограничиться. Лояльные Кремлю олигархи, лишившись свободы маневра на Западе, могут получить в России мегапроекты и целые отрасли для инвестиций. В последние годы частный капитал активно выдавливался из мегастроек госкомпаниями. Яркий пример здесь – реконструкция БАМа, которая выполнялась за госсчет силами военных строителей. Очевидно, что у Минобороны теперь другие приоритеты, да и бюджетные расходы придется сокращать. А значит, у российских миллиардеров из списка Forbes появится возможность инвестировать в Россию.
Во что могут вложиться олигархи?
На днях Минфин предложил снизить госрасходы в 2023–2025 годах на 1,6 трлн рублей. Более 500 млрд секвестировать предлагается уже в следующем году. Ведомство Антона Силуанова предлагает сокращать лимиты чисто арифметически. «Куратор госпрограммы сам должен будет определить, от каких расходов отказаться исходя из общей суммы снятых расходов», – заявили в Минфине. Вот это предвещает настоящую лоббистскую войну за перераспределение госинвестиций. А также открывает дорогу для частных инвесторов.
Уже известно, что больше всего расходов планируется снять с госпрограмм «Развитие транспортной системы» (390 млрд рублей за 2023–2025 гг., примерно по 130 млрд ежегодно) и «Научно-технологическое развитие» – 150 млрд за весь период. А значит, именно здесь могут понадобиться инвестиции олигархов. Пока о конкретных проектах ничего не известно и мы можем только предполагать, какие мегастройки получат «шефы» из списка Forbes.
Железные дороги на Дальнем Востоке. Еще в прошлом году компания «А-Пропети» угольного магната Альберта Авдоляна заявляла о планах построить на Дальнем Востоке железнодорожную ветку Эльга – Чумикан протяженностью 500 километров. Она предназначена для вывоза угля к побережью Тихого океана и должна частично разгрузить БАМ. Также в этом году компания «Бамтоннельстрой-Мост» Руслана Байсарова предложила создать концессию по модернизации БАМа и Транссиба. Правда, к проекту предполагается подключить и подконтрольный государству Газпромбанк, но все же это не прямое бюджетное финансирование. Сейчас вопрос прорабатывается на уровне Минтранса. Параллельно рассматривается еще одна концессия: строительство моста на Сахалин. Этот проект педалирует компания МГР Михаила Скигина.
Для справки: Руслан Байсаров занимался разными бизнесами в Москве при Юрии Лужкове, в том числе владел парковками и осуществлял поставки ГСМ. В последние годы проявляет интерес к добыче угля и энергетике. Также известен как экс-супруг певицы Кристины Орбакайте. Михаила Скигина называют главным бенефициаром «Петербургского нефтяного терминала». Скигин засветился в бизнесе по строительству дорог, в геологоразведке ресурсов западной Африки.
Порты в Прибалтике и на Дальнем Востоке. Тот же Михаил Скигин уже взялся строить на Сахалине порт для перевалки угля, нефти и газового конденсата. Стоимость проекта – 35 млрд рублей. Скигин косвенно связан с еще одной затеей. Его нефтяной терминал находится в порту Санкт-Петербурга, который фигурант списка Forbes Андрей Бокарев предлагает целиком перенести в Усть-Лугу. На освободившемся месте предполагается жилая застройка. Бокарев известен как бенефициар «Трансмашхолдинга». Компания контролирует ряд производителей подвижного состава для железных дорог.
Города в Сибири и на Дальнем Востоке. Перед выборами в Госдуму 2021 года «паровоз» партийного списка Сергей Шойгу озвучивал идею строительства в Сибири нескольких городов. Несмотря на текущие события, тема из повестки окончательно не ушла. Но лоббирует ее совсем другой человек – миллиардер Олег Дерипаска. Правда, непонятно, готов ли он вкладывать свои деньги. Он уже несколько раз предлагал поднимать Сибирь и сворачивать госкапитализм (надо понимать, имелось в виду засилье в экономике госкомпаний). Выходит, Дерипаску услышали и теперь новые проекты поделят между олигархами?