Получила свое продолжение история, связанная с хищением 9 млн рублей у НИИ Телевидения. Основного фигуранта дела – главу петербургской компании "ЭКБ-Нева" Вадима Лысенко решили не заключать под стражу в связи с отсутствием оснований для предположения очередных преступлений с его стороны. Об этом сообщил "Коммерсант".
По версии следствия компания Лысенко получила украденные деньги от НИИ Телевидения, но не провела работы, за которые их получила – а именно проведение сертификационных испытаний.
Лысенко проходит обвиняемым по аналогичному делу о хищении 55 млн рублей, у АО "Научный центр прикладной электродинамики" ("НЦПЭ").
В то же время в обоих делах против Лысенко есть некоторые странности, которые могут свидетельствовать о наличии гораздо более обширного пула фигурантов. В ситуации разбирался The Sankt-Peterburg Post.
Дела давно минувших дней
По первому делу компания Лысенко судилась с "НЦПЭ" еще в 2019 году. Причем выступала истцом по иску на 55 млн якобы неуплаченных за оказанные услуги рублей. По информации "Версии", в период, когда длились судебные тяжбы, в офис к "ЭКБ-Нева" нагрянули силовики. И на следующий день после проверки информация о ней просочилась в СМИ с негативной коннотацией в сторону фирмы Лысенко. Журналисты задаются вопросом: не было ли все это преднамеренной акцией с целью дискредитации оппонента?
Вспоминают и прошлые "заслуги" главы "НЦПЭ" Сергея Щесняка – а именно факты фигурирования его самого и компании в уголовных делах о хищениях бюджетных средств, выделенных на создание спутниковой системы "ГЛОНАСС". Об этом подробно писал "Коммерсант".
Вот и посотрудничали: "Ростех" с "Роскосмосом" подвели Лысенко "под статью"
Научный центр прикладной электродинамики работает в основном в интересах Минобороны. Что интересно, информации о контракте, заключенном между этой организацией и "ЭКБ-Нева" нет на сайтах "Контур Закупок" и "Руспрофайла". Фото: https://zakupki.kontur.ru
След Алешина и "Роскосмоса"
Что касается нового эпизода хищения, вменяемого Лысенко, то здесь у руля при заключении контракта находился не особенно приметный некий Александр Умбиталиев. Из примечательного: на него ранее была оформлена компания "Элвис-Телеком Северо-Западный", оказывавшая услуги связи силовым структурам.
Как утверждают авторы сайта "Компромат.ру", якобы он был поставлен на место предыдущего руководителя влиятельным академиком РАН и экс-главой Федерального агентства промышленности Борисом Алешиным. Сейчас последний входит в совет директоров "Роснано".
Интересно и то, что, согласно документации, сопровождающей подписание договоров на сертификацию, компания Лысенко должна была выполнить договор в целях исполнения обязательств по контракту между НИИ Телевидения и неким ОАО "РКК "Энергия", заключенном еще в 2015 году в рамках исполнения договора РКК с ФКА ("Роскосмос"). То есть по сути – доделать работу за других.
Странности
Странным выглядит тот факт, что сейчас в непроведении работ обвиняют компанию, которая взяла на себя обязательства за другую фирму.
К тому же, согласно той же сопроводительной документации, срок исполнения контракта на 9 млн рублей составлял не более семи недель. Почему именно сейчас – спустя почти четыре года с момента заключения контракта на подрядчика решили подать в суд?
При этом закупка была совершена как у единственного поставщика. Все указывает на то, что между НИИ Телевидения и "ЭКБ-Нева" были весьма доверительные и даже, возможно, подковерно-договорные взаимоотношения.
Свидетельские показания, которые давали сотрудники компании Лысенко, указывают на то, что никакие работы не проводились. А в договоре черным по белому прописано, что при проведении работ используется третье лицо. Это позволяет сделать вывод о том, что на "ЭКБ-Нева" ничего происходит, кроме разве что обработки принимаемого от субподрядчика материала, и не должно было. По факту сейчас Лысенко хотят привлечь к ответственности за работы, которые должна была выполнять иная компания?
Есть смысл предположить, что фактически через "ЭКБ-Нева" деньги переводились в вышеупомянутое РКК либо иную организацию, которая и должна была заниматься работами. А с Лысенко могла существовать устная договоренность. По итогу РКК/иная компания ничего не выполнила, деньги утекли на сторону, а Лысенко превратился в "мальчика для битья"?
Либо же через того же Лысенко деньги выводились в том числе и в его пользу. В любом случае в деле, похоже, руководитель "ЭКБ-Нева" действовал далеко не один.
"Роскосмос" в очередной раз стал "кубышкой", "Ростех" помог?
Что касается РКК – это структура "Роскосмоса". Контракт, в рамках которого работала "ЭКП-Нева", был заключен между РКК и "Роскосмосом" в 2012 году – еще когда космическое ведомство возглавлял Владимир Половкин. Далее пришел Олег Остапенко, за ним Игорь Комаров, далее Дмитрий Рогозин, которого намедни в кресле сменил Юрий Борисов. А исполнение контракта на 15,1 млрд рублей все еще не завершено…
Вполне вероятно, что посредством него попросту в очередной раз вывели 9 млн рублей. Поучаствовать мог и "Ростех", в контур которого входит НИИ. О том, как Сергей Чемезов контролирует предприятия госкорпорации красноречиво говорят масса уголовных дел. В том числе силовые структуры в 2017 году не обошли и НИИ – арестовали сотрудника из руководящего состава Олега Корнилева, который вывел около полумиллиона средств учреждения. Об этом сообщала "Фонтанка".
Если вспомнить слухи о связях бывшего главы НИИ Телевидения с Алешиным и правоохранительными структурами, понять, почему вину сваливают именно на подрядчика, но никто не копает в сторону заказчиков – становится проще. С такой влиятельной "крышей" к Умбиталиеву не подкопаешься. К слову, его по-тихому сняли с должности буквально в прошлом году и, возможно, что это было навеяно отголосками уже тогда начавшихся действий силовиков, о которых его предупредили заблаговременно. Потому и Лысенко решили выставить на первый план именно сейчас – спустя несколько лет после заключения контракта.
Вопрос возникает и о судьбе 55 млн рублей, что были выделены со стороны "НЦПЭ". Не растворились ли они в структуре самого заказчика? Учитывая тот факт, что "ЭКБ-Нева" "напала" с иском на контору первой – вероятность этого в глазах стороннего наблюдателя повышается.