Основатель крупнейшей частной нефтяной компании России ЛУКОЙЛ Вагит Алекперов покидает ее совет директоров и пост президента компании. Об этом компания сообщила утром в четверг, 21 апреля.
«В.Ю. Алекперов проинформировал компанию о своем решении отказаться от полномочий члена совета директоров ЛУКОЙЛа, а также досрочно сложить полномочия президента ЛУКОЙЛа», — говорится в сообщении. 13 апреля Великобритания внесла Алекперова в санкционный список в рамках очередных ограничений против России в ответ на продолжающуюся военную спецоперацию на Украине. Санкции предусматривают запрет на въезд в Великобританию и блокировку всех активов в этой стране. Акции ЛУКОЙЛа имеют листинг на Лондонской и Московской биржах. Торги в Лондоне сейчас не проводятся, а в Москве акции подешевели на 2,5% на новостях об отставке Алекперова — капитализация снизилась до 2,9 трлн руб.
Совет директоров ЛУКОЙЛа в тот же день назначил и.о. президента — им стал Вадим Воробьев, который до сих пор был первым исполнительным вице-президентом и членом правления компании, рассказали РБК два источника, близких к ЛУКОЙЛу. РБК направил запрос в его пресс-службу.
Как менялся ЛУКОЙЛ при Алекперове
ЛУКОЙЛ — одна из крупнейших нефтегазовых компаний в мире, на которую приходится более 2% мировой добычи нефти и около 1% доказанных запасов углеводородов, вторая по объемам добычи нефти в России. ЛУКОЙЛу принадлежат четыре НПЗ и два нефтехимических завода в России, а также три НПЗ за рубежом. Компания разрабатывает месторождения не только в России, но и в 13 других странах, включая Ирак. Доказанные запасы на начало 2021 года составляли по классификации SEC 15,4 млрд барр. нефтяного эквивалента.
Алекперов, которому принадлежит 28,3% акций ЛУКОЙЛа, работал сначала на нефтепромыслах Азербайджана, а затем в Западной Сибири. В 1990–1992 годах он был заместителем министра нефтяной и газовой промышленности СССР, а в 1992–1993 годах возглавлял концерн «ЛангепасУрайКогалымнефть», который затем был переименован в ЛУКОЙЛ. С 1993 года — бессменный президент ЛУКОЙЛа, до 2000 года он также возглавлял совет директоров компании.
ЛУКОЙЛ прошел длинный путь поиска оптимальной стратегии развития — от попытки построить глобального игрока с большими амбициями и серьезной ставкой на Африку (геологоразведка не привела там к успеху) до создания финансово привлекательной компании для акционеров с более-менее предсказуемой доходностью, хотя и не очень высокими темпами роста, напоминает аналитик компании Wood & Co. Ильдар Давлетшин. Команде Алекперова удалось снизить зависимость компании от добычи в Западной Сибири за счет развития проектов на Каспии, в Тимано-Печоре, в Ираке, Казахстане и Европе, добавляет он.
По его словам, перспективным выглядит и новое партнерство с одной из госкомпаний — «Газпром нефтью». В сентябре 2021 года ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть» договорились о создании совместного предприятия для разработки крупного кластера на базе «Меретояханефтегаза» в Ямало-Ненецком автономном округе с запасами более 1 млрд т нефти и 500 млрд куб. м газа. Первоначальные инвестиции в этот проект оцениваются более чем в 200 млрд руб. «Мы заинтересованы в дальнейшей работе с «Газпром нефтью», рассматриваем ряд проектов, которые позволят обеим компаниям получить прибавочную стоимость, интеграцию нашей инфраструктуры и усиление совместной работы и в геологоразведке, и в разработке месторождений», — говорил тогда Алекперов.
Как готовился преемник
Алекперов в октябре 2017 года говорил в интервью Bloomberg TV, что в ближайшие три-пять лет планирует остаться во главе компании, так как ему «преодолевать риски в России легче, чем кому-либо другому». В течение этого времени бизнесмен собирался готовить себе смену: «Если меня спросят, думаю ли я о своем преемнике, да, конечно, я думаю об этом. Я надеюсь, что он будет достойным кандидатом, который продолжит работу моей жизни». Своего единственного сына — Юсуфа, по словам Алекперова, он не видит в качестве преемника: «Если меня спросят, будет ли это мой сын, я скажу «нет», потому что эта работа слишком сложная, чтобы отдать ее моему сыну, но он останется в этом бизнесе».
Позже Алекперов уточнял, что для него очень важно сохранить преемственность после того, как он отойдет от операционного руководства, поэтому преемник должен быть из топ-менеджмента ЛУКОЙЛа. «Я буду готовить преемника в ближайшие годы. Но, конечно, я хотел бы еще поработать с президентом Путиным. У ЛУКОЙЛа и у меня лично сложился прочный диалог с руководством страны, с правительством, что позволило нам 25 лет стабильно развиваться», — отмечал он в интервью «РИА Новости» в 2018 году.
С тех пор Алекперов несколько раз упоминал о подготовке преемника, но не называл конкретных фамилий. Например, в ответ на вопрос газеты «Коммерсантъ» о возможном изменении названия ЛУКОЙЛа по примеру западных компаний в сентябре 2021 года он заметил: «Эту миссию я оставлю своему преемнику, у меня рука не поднимется».
Сейчас компания довольно устойчивая, и со сменой президента не стоит ожидать в ближайшие годы кардинального изменения стратегии развития и управления, уверен Давлетшин. Риски поглощения ЛУКОЙЛа, которые несколько лет назад активно обсуждались на рынке, маловероятны в ближайшее время, потому что влияние Алекперова на компанию остается существенным даже после его отставки, считает аналитик: хотя бизнесмен вышел из совета директоров, он является крупнейшим акционером ЛУКОЙЛа.
Журнал Forbes оценивает состояние Алекперова в $10,5 млрд (10-е место среди богатейших россиян). Второй по размеру акционер ЛУКОЙЛа — вице-президент компании Леонид Федун (владеет 9,3%, еще 2,46% — у его детей; 23-е место среди богатейших бизнесменов, оценка состояния — $5 млрд). Федун сохранил свой пост в компании.
Что известно про нового главу ЛУКОЙЛа
По данным источников РБК, решение совета директора об избрании Вадима Воробьева и.о. президента ЛУКОЙЛа предусматривает, что он будет занимать этот пост до внеочередного собрания акционеров, назначенного на 30 мая.
Воробьев родился в 1961 году, окончил Горьковский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, кандидат экономических наук. В 1992–1998 годах он работал на руководящих должностях в страховых и банковских структурах Нижнего Новгорода. В 1998–2002 годах — вице-президент, а затем президент нефтяной компании «НОРСИ-Ойл» (в конце 2001 года вошла в состав ЛУКОЙЛа).
Затем он стал гендиректором «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт», а в 2005 году назначен вице-президентом — начальником главного управления координации сбыта нефтепродуктов ЛУКОЙЛа в России. С 2016 года — вице-президент по нефтепереработке, нефтехимии и газопереработке, а с 2018 года — первый вице-президент ЛУКОЙЛа. В 2020 году назначен первым исполнительным вице-президентом компании — по сути вторым человеком после Алекперова.