Вагит Алекперов — РБК: «Не рассматриваем снятие санкций как панацею»

Источник
Президент и основной акционер ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов (около 25%) в интервью РБК на инвестиционном форуме в Сочи заявил, что не ждет снятия санкций в этом году. Он также рассказал, в чем опасность высоких цен на нефть и где ЛУКОЙЛу нужно расширять свое присутствие.
— Насколько мы способны жить без Запада?

— Сегодняшняя ситуация показывает, что наша промышленность адаптируется к тем сложностям, которые есть. Я говорю в первую очередь о нефтяной промышленности и газовой. Наш товар сегодня востребован, мы имеем хорошие экономические показатели. У нас низкая себестоимость. За эти годы мы смогли внедрить инновации, новые технологии. Наши месторождения сегодня суперсовременные, мы ввели сегодня космические месторождения: они отвечают лучшим стандартам, как экологическим, так и технологическим. Поэтому я уверен, что мы преодолеем эти трудности и страна имеет возможность динамически развиваться.

— Рассматриваете ли вы сценарий, при котором отменяются санкции?

— На этот год мы не рассматриваем такие варианты, потому что сегодня санкции в нашей отрасли касаются в основном технологических процессов. Это Арктика, ограничение производства сланцевой нефти и сланцевого газа. Мы сегодня готовимся и имеем собственные технологии для производства работ по данным направлениям.

— И трудноизвлекаемые [запасы нефти] тоже?

— Да, и трудноизвлекаемые. Поэтому мы сегодня не рассматриваем снятие санкций как панацею для решения наших проблем. Свои проблемы мы в состоянии решить сами.

— Что можете сказать по поводу того, что цены на нефть стабилизировались на уровне $50–55 за баррель? Ждете ли вы, что они удержатся на этом уровне год и более?

— Я думаю, что это консолидированная позиция стран ОПЕК и не входящих в организацию стран, и особенно России. Наш министр, господин Новак, взял на себя эту миссию; это позволило нам впервые в истории прийти к консенсусу в сокращении объема производства не только странами ОПЕК, но и странами за ее периметром. Я надеюсь, что по итогам первого полугодия мы проанализируем результат. А он уже виден: с $40 до $55 рост и цены удерживаются на этом уровне. Поэтому в дальнейшем, в июне, будут приняты решения: или потихоньку снимать ограничения, чтобы цена не росла дальше, или, наоборот, сохранить до конца года, чтобы удержать этот уровень $55–56 за баррель, который сегодня устраивает всех производителей нефти и устраивает, самое главное, наших потребителей.

— Вы тоже не хотите, чтобы она росла выше $60 за баррель?

— Мы считаем, что сегодня не надо повторять те ошибки, которые мы повторили в конце 2000-х годов. Нельзя задирать цены, чтобы могли рождаться иногда такие методы добычи, которые никогда не были бы внедрены по одной причине: они экономически неэффективны. И сегодня жизнь показала, что они экономически неэффективны. Да, они должны быть на полке у нас как резервные технологии. Необходимо будет дополнительно обеспечить общество по его нуждам. Но переизбыток в конечном итоге вредит не только производителям, но и нашим потребителям.

— На прошлой неделе стало известно, что вы завершили сделку по продаже «Карпатнефтехима» — последнего вашего актива на Украине. С чем связано решение покинуть эту страну? Планируете ли экспансию на другие страны?

— Мы не только на территории Украины продали свои активы. Продали их и в Словакии, и в Чехии, в Польше, в Прибалтике. Это связано с той оптимизацией наших активов, которая постоянно происходит: где-то мы приобретаем, где-то продаем. В основном продажи касаются тех регионов, где мы не можем обеспечить собственным сырьем и собственным продуктом наши активы. На Украине, к сожалению, мы не можем обеспечить собственным сырьем, поэтому мы вышли из этих активов.

Мы вышли из активов в Польше, потому что они не интегрируются в нашу систему. Зато увеличили свое присутствие в Бельгии и Голландии, где есть нефтеперерабатывающий завод. Мы очень сильно присутствуем на Балканах и продолжаем усиливать свое присутствие там. Намерены активизировать свою деятельность и на территории Турции, потому что наши заводы ориентированы на этот рынок.

— Будет больше заправок?

— Да, больше заправок, больше терминалов, больше логистики. Поэтому это постоянный процесс. Компания находится в развитии, лозунг компании — «Всегда в движении», что де-факто подтверждается нашими действиями.

— А такие страны, как Иран, интересны вам?

— Это, конечно, интересные страны. Это геологоразведка. Я вам сказал о европейском рынке, а это уже другая тема.

ЛУКОЙЛ — крупнейшая по выручке и капитализации российская частная компания, занимает второе место в рейтинге «РБК-500». Контрольный пакет принадлежит менеджменту, основными владельцами являются основатель и президент компании Вагит Алекперов и вице-президент Леонид Федун (9,78%). На ЛУКОЙЛ приходится 2% мировой нефтедобычи и 1% мировых разведанных запасов нефти (второе место в мире среди негосударственных компаний). Ведет добычу на 464 месторождениях. В группу компаний также входят 14 перерабатывающих заводов (нефтепродукты и нефтехимия) и сеть из 5,8 тыс. заправочных станций. Выручка ЛУКОЙЛа за девять месяцев 2016 года составила $66 млрд, чистая прибыль — $2,76 млрд. Добыча компании за этот период составила составила 606,0 млн барр​.
Персоны Компании
Костин подтвердил информацию о продаже ННК Худайнатова
Банк ВТБ заинтересован в расширении числа акционеров Независимой нефтегазовой компании, которой сейчас владеет соратник Игоря Сечина Эдуард Худайнатов. ННК покупала активы перед падением цен на нефть, а теперь наращивает долги, откладывает проекты и выплаты по займам.
«Роснефть» отложила поставки нефти на Кубу до получения фингарантий
«Роснефть», которая стремится стать единственным оператором поставок нефти и нефтепродуктов на Кубу, ждет от правительства финансовых гарантий, а также внесения изменений в межправительственное соглашение со страной, написал глава компании Игорь Сечин главам Минэнерго и Минфина.
"Роснефть" поставила перед собой новую мель
Компания может побороться за участки на мексиканском шельфе.
От Керимова до Потанина: 10 миллиардеров, получивших больше всех «кэша» в 2016 году
Продажа активов и дивиденды принесли им в 2016 году около $12,4 млрд доходов.
Похитители зеленого золота
Российские леса и парки будут коммерциализировать – заборами, приватизацией, входной платой, капитальным строительством.
Банк Андрея Костина выбросил деньги на покатушки
Группа ВТБ стала титульным спонсором российского этапа Formula 1: стоимость контракта могла составить несколько десятков миллионов долларов.
В каком полку служили участники списка Forbes
Десатники, ракетчики и другие военные специальности, которыми овладевали будущие миллиардеры.
Вурдалаки из Татфондбанка
Группировка Рустама Минниханова, Ильдара Халикова и Роберта Мусина наладила вампирскую схему осушения санируемых ими банков.
Эдуард Худайнатов оказался сечинской прокладкой
"Независимая нефтегазовая компания" прилипла к "Роснефти".
Минприроды забыло о защите природы
Генеральная прокуратура крайне недовольная работой Минприроды России. По мнению надзорного органа, ведомство до сих пор не разработало критерии оценки вреда, наносимого окружающей среде, хотя сделать такие расчеты должна была уже давно.
Семья вице-президента «Лукойла» Кукуры может удвоить земельный банк
Шведская компания Black Earth Farming решила продать бизнес в России.
Бизнесом не пахнет
На какие стройки корпорации в ближащее десятителтие потратят триллионы.
«Роснефть» может продать четыре НПЗ
Переработка стала невыгодной после налогового маневра, некоторые заводы несут убытки. «Роснефть» продажу опровергает.
Чиновничье-парковый ансамбль
Природоохранное законодательство меняют в интересах бизнеса.
Соратник Сергея Собянина сменил другого его соратника
Максим Решетников назначен врио губернатора Пермского края.
Эдуард Худайнатов продает ННК
На актив есть несколько претендентов, среди них – иностранные инвесторы, «Роснефть», «Татнефтегаз» и структуры Алексея и Юрия Хотиных.
Фирмы, близкие к банкротящемуся торговцу канцтоварами, получили почти 100 госконтрактов
Компания «Живой офис» и ее хозяева задолжали банкам больше 200 млн рублей.
Бренд Сбербанка подорожал в 2016 году на треть
В мировом банковском рейтинге Сбербанк поднялся за год с 35-го на 24-е место.