Хамовнический суд вынес приговор по уголовному делу бывшего директора по правовому обеспечению и корпоративному управлению «Ростеха» Аллы Лалетиной. Дело о взятках в госкорпорации стало едва ли не самым скандальным коррупционным процессом этого года. Лалетину приговорили к восьми годам колонии общего режима и штрафу в 133 млн рублей — двукратному размеру полученных ею взяток.
Блестящая карьера
Алла Лалетина юрист по образованию. Она окончила международно-правовой факультет Московского государственного института международных отношений (МГИМО МИД России). В 2005 году Лалетина возглавила проект дирекции углеводородного сырья «Сибура». Два года спустя стала директором корпоративно-правового департамента компании «СибурТюменьГаз» — ОАО «Сибур-холдинг». С 2009 по 2013 годы работала заместителем генерального директора по корпоративным и правовым вопросам компании «Тобольск-Полимер». В 2012 году Лалетина защитила докторскую диссертацию в ИГП РАН. Преподавала гражданское право, предпринимательское право, семейное право и международное частное право РЭУ им. Г. В. Плеханова. C 2013 года была председателем Третейского суда при «Ростехе».
В октябре 2015 года Алла Лалетина стала директором по правовому обеспечению и корпоративному управлению ГК «Ростех». В апреле 2019 года была назначена статс-секретарем и директором по правовому обеспечению и корпоративному управлению «Ростеха». А в июне 2019 года уволилась из «Ростеха» по собственному желанию.
Любовь к роскоши
Следствие и суд установили, что Алла Лалетина с февраля 2018 по апрель 2019 гг. в качестве взятки получила в общей сложности 66 млн 830 тысяч рублей от экс-гендиректора «Новосибирского завода искусственного волокна» (НЗИВ) Рустама Исмайлова. НЗИВ - один из ведущих заводов «Ростеха», который производит головные части ракет «Искандер», а также реактивные снаряды к системам залпового огня.
За это Лалетина обещала Рустаму Исмайлову общее покровительство, которое подразумевало, что он остается на своей должности, а также финансирование модернизации предприятия. Как следует из материалов дела, впервые Алла Лалетина потребовала деньги от гендиректора НЗИВ в своем служебном кабинете спустя два месяца после того, как господин Измайлов был назначен руководителем оборонного предприятия, и хотела ежемесячно получать по 6 млн рублей.
Согласно обвинительному заключению, только деньгами дело не ограничивалось. Исмайлов также возместил расходы Лалетиной на отдых в Турции в размере 3,1 млн рублей, оплатил покупку персидского ковра за 3 млн рублей. Причем желания дамы были самыми разными. Например, Лалетина попросила Измайлова перегнать ее Lexus на остров Сардиния на время своего отдыха в Италии и обратно в Москву. Исмайлов также подарил топ-менеджеру чемодан Louis Vuitton и даже соковыжималку для ее матери. Что именно: чемодан, соковыжималка или что–то еще переполнил чашу терпения руководителя предприятия, останется не ясным. Но Исмайлов дал признательные показания. На них, собственно, и строилось дело. В итоге, Исмайлову оформили явку с повинной, и в результате освободили от уголовной ответственности за дачу взятки.
«Мертвые души»
Стоит напомнить, что к моменту начала расследования Лалетина несколько месяцев уже находилась под домашним арестом в рамках другого уголовного дела. Еще в декабре 2020 года ей было предъявлено обвинение в мошенничестве в особо крупном размере. Согласно ему, Лалетина и бывшие заместители гендиректора оборонного научно-производственного концерна «Техмаш» Людмила Животовская и Екатерина Тютюникова приняли на работу нескольких сотрудников. Но их трудоустройство было фиктивным, и зарплату «мертвых душ» менеджеры тратили по собственному усмотрению. Ущерб государству от ее действий оценивался в 80 млн рублей.
Лалетина отбывала домашний арест до мая 2021 года в частном доме в поселке Ландшафт недалеко от Рублево-Успенского шоссе. Однако после предъявления обвинения по делу о взятке следствие вышло в суд с ходатайством об ее аресте, которое было удовлетворено. Судья Диана Мищенко сообщила, что Лалетиной будет зачтен срок содержания под стражей с 25 мая 2021 года. Для обеспечения погашения штрафа в 133 млн рублей суд оставил под арестом средства на счетах Лалетиной, ее недвижимость и автомобили на общую сумму более 100 млн рублей.
Лалетина своей вины не признала. Защита осужденной осталась недовольна приговором и намерена его обжаловать.