80% грузоперевозчиков в России не оплачивают систему «Платон», ставя специальные глушилки, заявляет со ссылкой на Ространснадзор глава ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин. По его словам, во многом это связано с особенностями работы самого «Платона».
Система оплаты проезда по федеральным трассам для машин с максимально разрешенной массой более 12 тонн «Платон» была запущена в эксплуатацию в 2015 году. Оператором системы является компания «РТ-Транспортные системы» (входит в Ростех). Владельцы большегрузных машин обязаны зарегистрироваться в системе «Платон» через личный кабинет, оформить разовую маршрутную карту, внести на счет оплату (сейчас тариф — 2,84 рубля за километр пути) и получить у оператора бортовое устройство. Оно отслеживает маршрут движения через GPS и ГЛОНАСС и списывает со счета деньги по мере прохождения грузовиком пунктов автоматического дорожного контроля. Деньги, полученные от собственников транспортных средств, перечисляются в федеральный бюджет и, как утверждает оператор, помогают финансировать ремонт дорог.
О том, что 80% грузоперевозчиков ездят с глушилками «Платона», Матягин узнал в Ространснадзоре, в Общественный совет которого он входит. «Весной был отчет Басаргина [Виктор Басаргин — руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта], и я сказал, что, по нашим данным, 70% перевозчиков ездят с глушилками, — рассказывает глава ассоциации. — А он ответил, что, по данным Ространснадзора, их даже больше, 80%».
По словам Матягина, глушилка представляет собой небольшой штекер для прикуривателя с антенной и продается в любом магазине автозапчастей вдоль федеральных трасс. Несмотря на скромные размеры, она позволяет блокировать не только обмен сигналами между бортовым устройством «Платона», спутниками и рамками дорожного контроля, но и работу дорожных камер, телефонов и некоторых других излучающих приборов. «Используются они очень широко. Пару лет назад из-за глушилок автоперевозчиков даже фиксировались сбои навигационного оборудования в аэропорту Шереметьево, — вспоминает руководитель “Грузавтотранса”. — Если водитель видит, что машину останавливают сотрудники ГИБДД, он легко может спрятать глушилку в карман».
Широкое применение подобных приборов, по словам перевозчиков, связано не только с их доступностью и желанием сэкономить.
«Платон» не друг
«Дело в том, что бортовые приборы “Платона” не выдаются водителям, а, по сути, продаются им, поскольку система требует залог, — говорит Матягин. — Некоторое время назад его сумма составляла 8 тысяч рублей за один прибор. А в системе “Платон” зарегистрировано 1,7 миллиона машин, можете представить, какие это деньги. Конечно, ты можешь вернуть прибор и получить назад свои деньги, но когда это будет? А так они лежат на депозите и приносят кому-то проценты».
Однако главная причина популярности глушилок — некорректная работа самих бортовых устройств «Платона». Внешне прибор устроен очень просто: там лишь два индикатора, красный и зеленый, и если горит зеленый, то считается, что все в порядке. Вместе с тем, по данным Владимира Матягина, перевозчики по всей России фиксируют множество случаев, когда при зеленом свете индикатора прибор сбоит. Он записывает маршрут машины, но не списывает оплату во время проезда рамок контроля. В таких случаях система фиксирует, что водитель в нарушение закона едет бесплатно, и перевозчика за это штрафуют.
Проблема еще и в том, что по правилам «Платона» водитель обязан немедленно сообщить оператору о поломке бортового прибора. Но в случае сбоя — когда устройство не работает, но на панели горит зеленый — водитель просто не знает о поломке. Кроме того, даже если на панели прибора загорится красный и водитель узнает, что прибор сломался, он не может в дороге поменять его сразу. Ему придется доехать до ближайшего пункта, где прибор могут заменить. И все это время перевозчика по пути будут штрафовать.
«Буквально позавчера перевозчики из Шадринска Курганской области обратились к нам с подобной проблемой. Почему перевозчик должен отвечать за сбои приборов “Платона”?» — недоумевает глава «Грузавтотранса».
Такие дорожные истории, утверждают грузоперевозчики, наблюдаются и с автоматическими пунктами весогабаритного контроля (АПВГК).
«Пункты построены на принципах государственно-частного партнерства, следовательно, бизнес, который получает часть отчислений за перевес, заинтересован в максимальной прибыли. А показания веса зависят от множества факторов: глубины залегания датчиков, колейности более трех миллиметров, трещин в асфальте измерительной площадки. Так, в Челябинске перевозчикам неправомерно начислялись миллиардные штрафы, и в 2021 году только после волны публикаций в СМИ суды начали пересматривать их», — рассказывает Матягин.
Кроме того, ПО, разработанное для пунктов весогабаритного контроля, почему-то оказалось доступно собственникам этих пунктов. И это дает им возможность корректировать параметры измерения веса автомобилей. Это явный конфликт интересов, и он не единственный.
«В Самарской области мы делали запрос, кто принимал АПВГК. Оказалось, что сами их собственники, то есть заинтересованная сторона, — приводит пример наш собеседник. — В приемке должен был участвовать Росстандарт, но, когда мы туда обратились, нам сказали, что их исключили из процедуры. А ведь это серьезные деньги: штрафы за превышение максимально допустимого веса доходят до 250 тысяч рублей. Перевозчик за неделю может получить 20 миллионов рублей штрафов и попросту обанкротиться».
«Компания» попыталась получить комментарий у «РТ-Транспортные системы». Однако наши попытки связаться с пресс-службой компании, в том числе по указанным на ее сайте номерам, не увенчались успехом.