Весной этого года экс-гендиректор Подольского электромеханического завода (ПЭМЗ) Мурман Хасанович Закарадзе сбежал за границу с полумиллиардом рублей. Завод принадлежит депутату Госдумы Умахану Умаханову и его жене Наиде Магомедовой, являясь ключевым производителем гидравлических систем для ракетных комплексов "Ярс" и подводного флота.
Уголовное дело против товарища Закарадзе, с 2012 года возлавлявшего ПЭМЗ, было возбуждено Следственным комитетом РФ еще в марте 2017 года по статье "Присвоение или растрата в особо крупном размере в составе организованной преступной группы". СК РФ сообщил, что прыткий экс-директор похитил не менее 30 млн рублей, а скорее, по данным ряда СМИ, 500 млн рублей. В мае стало известно, что Закарадзе не стал ждать справедливости в РФ и банально скрылся за границей. Теперь мужчину ищут через международный розыск. Но, кажется, напрасно.
А вот основной владелец Подольского электромеханического завода - Умахан Умаханов - чувствует себя сухо, спокойно и без проблем. Например, благодаря депутатскому статусу и родству с сильным дагестанским кланом Магомедовых, владельцев Группы "Сумма". Его жена является сестрой Зиявудина и Магомеда Магомедовых. А Группа "Сумма" - это негласный кошелек главы правительства РФ Дмитрия Медведева и его приближенных (навроде Аркадия Дворковича, Игоря Шувалова и остальных).
Умаханову и его жене контрольный пакет акций АО "ПЭМЗ" (68,42% акций) принадлежит с 2012 года. А Умаханов хоть образованием и не блещет (лишь в 2003 году в возрасте 38 лет он сумел одолеть зооинженерный факультет Саратовского государственного аграрного университета), но по российским меркам дядя весьма статусный и достойный владения оборонным заводом. Помимо родовитой жены, в его багаже, например, участие в августе-сентябре 1999 года в составе дагестанского ополчения в отражении налета отрядов Шамиля Басаева и Хаттаба на Дагестан. За это в 2000 году мужчина был удостоен Благодарности Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ В. В. Путина, а в 2002 году Указом Президента РФ В.В. Путина был награжден Орденом Мужества.
Сейчас он является депутатом Государственной Думы РФ от партии "Единая Россия", занимается аграрными вопросами, активно выбивает государственные бюджеты, а пять лет назад Умаханов втянулся в путинскую милитаризацию. Последняя на деле в большинстве случаев приводит к распилу и выводу государственных средств в офшоры и закредитованию промышленных предприятий. Это не потому, что рептилоиды или либералы гадят. А потому, что нельзя пытаться построить сталинизм в условиях африканской компрадорской экономики, опутанной офшорными схемами.
Справедливости ради надо сказать, что ПМЭЗ был фигурантом множества скандалов и рейдерских захватов еще до Умаханова - на завод врывались вооруженные люди, у него отжимались земельные участки, а вокруг предприятия процветали нелегальные финансовые операции. Так что приход эффективного дагестанского зоотехника был лишь сродни появлению какого-нибудь Черной Бороды на пиратской Тортуге.
Напомним лишь, что речь идет не о шашлычной или мебельной фабрике, а об уникальном высокотехнологичном предприятии. ПМЭЗ разрабатывает и поставляет для мобильных комплексов "Тополь-М" механику и гидравлику, для зенитно-ракетных комплексов С-300, ЗРК типа «Тор», «Бук», «Стрела-10», «Тунгуска» и «Панцирь», а также систем залпового огня «Смерч» и «Ураган» и ракетных тактических комплексов "Искандер" - гидроприводы, гидроэлектроприводы и иные точные приборы. На ПМЭЗ делают гидравлику для рулевых систем подводных лодок четвертого поколения, а для подлодок проекта 955 «Борей» («Юрий Долгорукий», «Северодвинск» и далее) - гравиметрические системы. Критически зависят от ПМЭЗ российские стратегические ядерные силы. Стратегический мобильный ракетный комплекс "Ярс" (РС-24), которым РФ грозит бездуховной Америке, без подольской гидравлики для пусковых комплексов использовать можно лишь в стационарном режиме.
До определенного времени на хищения и бардак на ПМЭЗ закрывали глаза, пока в январе 2017 года не "прорвало". Сор из избы вынесло руководство Московского института теплотехники (МИТ). Цитирую "КоммерсантЪ":
Московский институт теплотехники (МИТ) столкнулся с проблемами при исполнении гособоронзаказа в части поставок подвижных стратегических ракетных комплексов "Ярс". Из-за тяжелой экономической ситуации и проблем с кредиторами Подольский электромеханический завод не может своевременно поставить оборудование для гидравлических систем пусковых установок "Ярса". Руководство института обратилось к госкорпорации "Ростех" с просьбой развернуть дублирующее производство на Ковровском электромеханическом заводе. На это, как признают в МИТе, потребуется примерно полтора года.
Об основных проблемах Подольского электромеханического завода (ПЭМЗ) и грядущих негативных последствиях говорится в письме главы Московского института теплотехники (МИТ) Сергея Никулина на имя первого заместителя гендиректора госкорпорации "Ростех" Владимира Артякова. Господин Никулин пишет, что в соответствии с контрактом от 29 сентября 2011 года МИТ организует изготовление и поставку Минобороны РФ "агрегатов У175М1" (автономные пусковые установки подвижного грунтового ракетного комплекса "Ярс"). Составной частью этих агрегатов является гидравлическая система, она поставляется Центральным научно-исследовательским институтом автоматики и гидравлики (ЦНИИ АГ), а его соисполнителем по поставкам оборудования для этой гидравлической системы является ПЭМЗ.
Выяснилось, что развернуть дублирующее производство гидравлики на Ковровском электромеханическом заводе (входит в "Ростех") быстро не удастся - процесс займет, минимум, полтора года. Годовое производство "Ярсов" в РФ относительно невелико - два с небольшим десятка (да, на дворе не советские времена), но и этот скромный оборонный заказ может быть не выполнен. Сам же ПЭМЗ (точнее, его "дочка" ПЭМЗ Спецмаш, на которую выведены все активы) оказался опутан кредитами. Так завод Умаханова одному только Сбербанку задолжал 1,4 млрд рублей, и платить их не собирается. Государство все эти годы прекрасно знало, что творится на стратегическом предприятии (благо "Ростех" владеет 20,5% его акций), перечисляло ему исправно деньги, но...
В декабре 2016 года на ПЭМЗ сменилось формально руководство и на смену заслуженному товарищу Мурману Закарадзе пришел Валерий Поздняков, который в апреле 2017 года постарался дать как можно больше "обнадеживающей" информации. Однако, и он был вынужден признать, что предприятие с лета минувшего года продукцию для ЦНИИ АГ и МИТ не поставляет. Что же дальше?
Российские СМИ оценивают ситуацию крайне пессимистично. Они полагают, что дагестанский клан Умахановых банально разграбил ПМЭЗ, на котором введена уже процедура внешнего наблюдения, т.е. завод признан находящимся в предбанкротном состоянии:
Несмотря на госфинансирование, завод не смог расплатиться ни со своими кредиторами, ни с Рособоронэкспортом. Не смогло предприятие депутата гарантировать даже работу собственной котельной. Жители целого микрорайона Подольска, чьи дома подключены к котельной предприятия, остались прошлой осенью, в морозы, без отопления и горячей воды.
В Госдуме, напомним, Умаханов прославился активным лоббированием своих аграрных и военно-промышленных прожектов в Дагестане и Саратовской области, подразумевающих щедрое бюджетное финансирование, а также выступлением за запрет чиновникам и депутатам иметь активы за границей. Сам парламентарий официально владеет лишь скромным домом в Испании и коммерческой фирмой в Финляндии - Finn Zhukovka Oy. И раз российское государство мирится с финансовым погромом Подольского завода, скорее всего, он будет доведен до логического конца - т.е. до банкротства с последующей "национализацией" убытков.