Ухватить нить «Ариады»: спасет ли Равиль Зиганшин марийцев от людей Михаила Фридмана?

Источник
На одно из крупнейших предприятий Марий Эл, переживающее непростые времена, претендуют ПСО «Казань» и выходцы из группы «Альфа».
Роль «белого рыцаря» может сыграть Равиль Зиганшин для одного из градообразующих предприятий Волжска — ЗАО «Ариада», выпускающего холодильное оборудование и сэндвич-панели. Искать инвестора его вынудили кризис и, по некоторым данным, болезнь собственника компании. По данным источников «БИЗНЕС Online», развязка близка, но у «строительного короля» Татарстана появился серьезный соперник.

ПРИЛЕТИТ ВДРУГ ЗИГАНШИН НА СВОЕМ ВЕРТОЛЕТЕ

Компания Равиля Зиганшина ПСО «Казань» рассматривает возможность приобретения доли в ЗАО «Ариада» в городе Волжске Республики Марий Эл. Об этом стало известно газете «БИЗНЕС Online» от источников, знакомых с ситуацией. «Ариада» занимается производством холодильного оборудования, а также выпускает сэндвич-панели и металлоконструкции. По словам источника, волжская компания в настоящее время переживает не лучшие времена и рассматривает сотрудничество с различными потенциальными инвесторами.

В ПСО «Казань» ситуацию не комментируют, но источник, близкий к компании, сообщил «БИЗНЕС Online», что интерес действительно есть, процесс переговоров идет, но пока сделка не произошла. Если стороны договорятся, то, возможно, уже в начале сентября об этом будет официально объявлено. И. о. генерального директора ЗАО «Ариада» Виталий Васильев, до которого удалось дозвониться «БИЗНЕС Online», не стал ни опровергать, ни подтверждать информацию. Несколько рабочих на производстве рассказали газете «БИЗНЕС Online», что Зиганшин как минимум дважды прилетал сюда на вертолете. Впрочем, визиты могут объясняться и тем, что ПСО «Казань» — крупный покупатель продукции. Позднее компания предоставила письменный комментарий, согласно которому ПСО «Казань» в настоящее время не является соучредителем «Ариады».

«Ариада» — одно из крупнейших предприятий Марий Эл с выручкой по итогам 2015 года в размере 4,3 млрд. рублей. Деятельность компании разделена на два направления, которые занимают примерно равные доли в выручке. Первое — выпуск коммерческого и промышленного холодильного оборудования. На этом рынке «Ариада», поставляющая продукцию как в регионы России, так и в Восточную Европу, по итогам 2014 года вошла в Топ-5 крупнейших игроков. В числе крупных клиентов, к примеру, торговые сети «Магнит» и «Эссен», чьим магазинам и гипермаркетам холодильного оборудования требуется очень много.

Второе направление деятельности — строительное: производство сэндвич-панелей (торговая марка Thermolux), металлоконструкций и несъемной опалубки. Если верить информации на сайте компании, «Ариада» — это единственное в России предприятие, которое изготавливает профили из оцинкованной стали толщиной до 4,2 мм, тогда как конкуренты способны только на 3 миллиметра. Этот фактор важен при строительстве больших сооружений — такие профили можно использовать в однопролетных системах до 48 м в длину. В Татарстане из продукции «Ариады» были построены, к примеру, объекты «Камского Бекона» и «Челны-Бройлера», есть множество заказчиков из Марий Эл, Псковской, Свердловской, Курской, Тамбовской, Новосибирской и прочих областей.

НА ЗАПАХ ПОЛУМИЛЛИАРДНЫХ УБЫТКОВ «ПРИПЛЫВАЕТ» «АЛЬФА»?

Интригу переговорам и предстоящей сделке придает наличие второго претендента, причем весьма опытного и могущественного. Как сообщил «БИЗНЕС Online» источник, близкий к самой «Ариаде», кроме компании из Татарстана на волжский актив положила глаз небезызвестная Proxima Capital Group (PCG), основанная в 2013 году бывшим первым зампредом, руководителем корпоративно-инвестиционного блока Альфа-Банка Владимиром Татарчуком. Бывшие «альфовцы» составляют и костяк команды компании, специализирующейся на вопросах финансового оздоровления, слияний и поглощений, а также привлечения финансирования. Интересно, что именно с этим «творческим коллективом» сотрудничает Анатолий Ливада в попытке как-то расшить долги «Фона». По мнению источника, конечный претендент на волжский актив — сама «Альфа-Групп» во главе с миллиардером Михаилом Фридманом. В самом Альфа-Банке это отрицают, заявляя, что у банка «нет интересов к «Ариаде». На запрос «БИЗНЕС Online» Proxima не ответила.

Отметим, что попытки PCG прибрать актив к рукам в самой «Ариаде» воспринимают как, мягко говоря, недружественные и даже «довольно агрессивные». Добавим штрих. В «БИЗНЕС Online» обратилось PR-агентство из Санкт-Петербурга, предложившее за вознаграждение написать материал об «Ариаде» в заранее заданных тонах. Разумеется, наше издание ответило отказом, однако в ряде других СМИ публикации с похожими посылами вышли.

Акулы финансового рынка подплыли к «Ариаде» как раз в тот момент, когда компания, что называется, начала истекать кровью. Судя по финансовой отчетности за 2015 год, она получила колоссальный убыток в 488,5 млн. рублей, тогда как минимум последние четыре года вообще не уходила в минус, держась на уровне 50 - 100 млн. рублей чистой прибыли. Судя по балансовым показателям, к такому итогу привели резко выросшая себестоимость продукции и возросшие объемы процентных выплат, тогда как выручка осталась примерно на том же уровне.

За последние 12 месяцев к компании подано целых 33 иска, в основном от поставщиков. В июне «прилетала» и первая «банкротная» ласточка: компания из Владимира — ООО «Дау Изолан» (российское СП американской корпорации Dow Chemical) — потребовала признать «Ариаду» финансово несостоятельной из-за долга в 63 млн. рублей. Правда, до суда дело не дошло — сначала суд отклонил заявление, поскольку оно было подано с нарушениями, а затем уже и сама владимирская компания отозвала иск. Видимо, договорились за кулисами, но тем не менее тревожный звонок прозвучал.

Любителям спорта «Ариада» хорошо известна тем, что создала и спонсировала одноименную хоккейную команду, выступающую в ВХЛ. При этом компания построила в 2002 году на собственные средства, вложив 70 млн. рублей, одноименный ледовый дворец в Волжске. Он вмещает 2250 человек, в комплексе — гостиница на 50 мест. Еще весной стали просачиваться новости, что ХК «Ариада» испытывает финансовые сложности: возникли долги по зарплате перед хоккеистами, из-за чего клуб мог пропустить следующий сезон в ВХЛ. Компания уже не могла спонсировать команду в прежнем объеме. В итоге решение было найдено в Нижнекамске — в июле стало известно, что хоккейный клуб из Волжска фактически стал фарм-клубом «Нефтехимика», откуда и прошла основная финансовая поддержка волжских хоккеистов. Таким образом, от своего любимого детища «Ариаде» пришлось отказаться, что вряд ли делают от хорошей жизни.

«Ариада» построила в 2002 году на собственные средства, вложив 70 млн. рублей, одноименный ледовый дворец в Волжске«Ариада» построила в 2002 году на собственные средства, вложив 70 млн. рублей, одноименный ледовый дворец в ВолжскеФото: ariada.ru
Добавим, что и само руководство ЗАО «Ариада» приглашали на комиссию при правительстве Марий Эл из-за долгов по зарплате, сообщается на сайте департамента труда и занятости республики. Однако на запрос «БИЗНЕС Online» там ответили следующее: «На данный момент департамент... официальной информацией о задолженности по заработной плате перед работниками ЗАО „Ариада“ не располагает». По телефону женщина пояснила: «Ариаду» приобрела какая-то ваша казанская компания, теперь они нам не подотчетны». Тем не менее сообщили, что в прошлом году сведений об увольнениях, сокращениях, неполной занятости не поступало. «По состоянию на 24 августа 2016 года на данном предприятии 16 человек находятся в простое по вине работодателя», — рассказали нашему изданию. От общей численности в 1,2 - 1,5 тыс. человек (в зависимости от сезона) это мизер. Тем не менее в «Ариаде» признают некоторые проблемы по зарплате: «С конца 2015 года на предприятии действительно образовалась переходящая задолженность по з/п. К настоящему времени она погашена, и в сентябре 2016 года выплата з/п будет осуществляться по штатному графику».

ЧЕМ ЗАБОЛЕЛА «АРИАДА»?

Что же случилось с мощным региональным производителем? Есть версия, что несколько лет назад создатель компании Виктор Васильев тяжело заболел и не смог принимать участие в оперативном управлении. В настоящее время у руля находится его брат — Виталий Васильев. Мол, были набраны непосильные кредиты, которые высосали все оборотные средства. В августе в одном из СМИ Санкт-Петербурга была опубликована статья, в котором сообщалось о кредитной нагрузке на предприятие в 3,6 млрд. рублей (кредиты выдавались Сбербанком и Спурт Банком). Виталий Васильев в разговоре с «БИЗНЕС Online» признал наличие кредитов, но обозначенную цифру назвал бредом и отметил, что она не соответствует действительности. Отметим, что, согласно бухгалтерскому балансу на конец 2015 года, у компании было 3,3 млрд. рублей обязательств, из которых 1,4 млрд. рублей — долгосрочные займы, 1,1 млрд. — краткосрочные.

Безусловно, сыграл свою пагубную роль и кризис. Хотя компания и работает на импортозамещение, сказались импортные комплектующие и общий спад на рынке — те же торговые сети заметно замедлили экспансию. «По данным портала холодильного оборудования и компаний „Холодильная индустрия“, по итогам 2015 года импорт холодильной техники в Россию составил 915,1 миллиона долларов, что на 37 процентов меньше, чем в предыдущем периоде (в 2014 году было импортировано оборудования на 1 460,7 миллиона долларов), — рассказал „БИЗНЕС Online“ Алексей Калачев, эксперт-аналитик АО „Финам“. — Однако данный фактор не помог „Ариаде“. Падение курса рубля, напротив, резко ухудшило положение, так как компания заключила договоры на поставку материалов и комплектующих с расчетами в валюте. Это оказалось большой ошибкой, в результате которой при относительно стабильной выручке в 4,3 миллиарда рублей себестоимость продукции в 2015 году подскочила на 24 процента и составила 4 миллиарда рублей против 3,3 миллиарда годом ранее».

В итоге сегодня, по мнению московского эксперта рынка холодильного оборудования Александра Хижнякова, «Ариада» существенно сдала позиции. За счет перераспределения заказов от «Ариады» к другим игрокам они чувствуют себя более спокойно.

В самой компании так прокомментировали положение дел: «Ариада», являясь участником рынка, встроена во все торгово-экономические отношения, и все проблемы, сопутствующие участникам рынка, в равной мере относятся и к нашему предприятию. 2015 год не привел к существенному росту производства. Проблемы, возникшие с закупками импортных комплектующих, стоимость которых повысилась вследствие роста курса валют, вынудили применить на предприятии ряд финансовых мер, пересмотреть контрактные взаимоотношения», — сказано в ответе «БИЗНЕС Online». Поясняется также, что в 2016 году был проведен ряд оптимизирующих мер, направленных на стабилизацию финансового состояния ЗАО «Ариада» и давших возможность снизить ежемесячную финансовую нагрузку, получить иные экономические преимущества.

«Ариада» — это единственное в России предприятие, которое изготавливает профили из оцинкованной стали толщиной до 4,2 мм, тогда как конкуренты способны только на 3 миллиметра«Ариада» — это единственное в России предприятие, которое изготавливает профили из оцинкованной стали толщиной до 4,2 мм, тогда как конкуренты способны только на 3 миллиметраФото: ariada.ru
Строительное направление чувствует себя более ровно, в «Ариаде» заявляют, что заказов на металлоконструкции достаточно. «На рынке сэндвич-панелей и металлоконструкций эффект слабого рубля и импортозамещения продукции отразился не так заметно, как в машиностроении и производстве оборудования, так как снижение покупательной способности населения обусловило спад объемов в строительной индустрии, хотя низкий курс национальной валюты и защитил внутренний рынок от дешевой китайской продукции», — рассказал Калачев. По нашим сведениям, активно загружает заказами предприятие и ПСО «Казань».

Словом, «Ариада» пытается выбраться на прежние вершины. В начале года была привлечена московская компания для проведения аудита деятельности предприятия и оптимизации всех циклов управления. После чего в феврале 2016 года была изменена оргструктура волжской фирмы. «На текущий момент управление предприятием сосредоточено в руках основных акционеров ЗАО «Ариада», — сообщили «БИЗНЕС Online» в «Ариаде».

«Ариада» поставляет холодильное оборудование как в регионы России, так и в Восточную Европу. В числе крупных клиентов, к примеру, торговые сети «Магнит» и «Эссен», чьим магазинам и гипермаркетам холодильного оборудования требуется очень много«Ариада» поставляет холодильное оборудование как в регионы России, так и в Восточную Европу. В числе крупных клиентов, к примеру, торговые сети «Магнит» и «Эссен»Фото: ariada.ru
ЗИГАНШИН НАКАЧИВАЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ МЫШЦЫ?

Что даст приобретение Зиганшину, если он все-таки захочет выступить в роли «белого рыцаря» (так в финансовом мире называют покупателей, которые своим предложением спасают ту или иную компанию от недружественного поглощения)?

Можно вспомнить, что ПСО «Казань» было создано ТАИФом в 2004 году как собственное строительное подразделение. В 2011 году Зиганшин, на тот момент владеющий 0,01% доли компании, выкупил оставшийся пакет и ушел в свободное плавание. От ПСО ему помимо названия досталась лишь оболочка и многомиллиардные универсиадские контракты (все подрядные организации и предприятия стройиндустрии остались у ТАИФа). Как следствие, основные объемы работ на знаменитых зиганшинских стройках всегда делали субподрядчики, многие из который в итоге остались не вполне довольны.

Официально, согласно данным базы «Контур-Фокус», ООО «ПСО «Казань» по итогам 2015 года имело на своем балансе основных средств (здания, сооружения, машины и оборудование) на мизерные 8,2 млн. рублей. По строке «Доходные вложения в материальные ценности», которая может включать сооружения и оборудование, переданные в аренду, зафиксирована тоже весьма скромная сумма в 109 млн. рублей. При этом объем оборотных активов (в первую очередь «дебиторка») у компании огромный — 38,5 млрд. рублей.

Тем не менее несколько игроков на рынке сообщили нам, что все эти годы Зиганшин накачивал мышцы. В ареал его бизнес-интересов входит уже довольно много производственных компаний. Например, в Набережных Челнах ему принадлежит Комбинат строительных материалов (Набережночелнинский силикатный завод) — одно из самых крупных производств в восточном регионе Татарстана. Это подтверждается через базу данных «Контур-Фокус» — учредителем КСМ является ООО «Интеко», полностью принадлежавшее супруге Светлане Зиганшиной. На заводе работают 420 человек, в год компания выпускает 18 тыс. т товарной извести и более 100 млн. штук рядового, лицевого декоративного и рельефного кирпича. Выручка по итогам 2015 года составила 275 млн. рублей, убыток — 89 млн. рублей.

Кроме того, компания «Интеко» также является учредителем ООО «ЗСК» (Менделеевск, производство изделий из бетона), ранее являлась учредителем ООО «Завод ЖБИ Элеваторстрой» (Казань, ул. Тихорецкая, 2а, производство товарного бетона, сейчас компания находится в процессе реорганизации в форме присоединения к другому юрлицу). «Интеко» также владеет долей в АО «Кварт» — одно из крупнейших предприятий резинотехнической отрасли в России, располагает в Казани мощностями для производства большой номенклатуры РТИ — свыше 7 тыс. наименований, от рукавных изделий до клея и герметика. Не стоит забывать и о компании «Татфлот» — одном из крупнейших игроков не только в сфере речных перевозок, дноуглубительных, берегоукрепительных и намывных работ, но и в разработке нерудных стройматериалов. Кроме того, в распоряжении Зиганшина большой собственный автопарк спецмашин, счет которых идет на сотни.

Уже в конце 2014 года Зиганшин заявил: «Если про ПСО „Казань“ говорить, то у нас 80 процентов собственных сил. Если вы посмотрите на другие компании России, то увидите, что такого большого процента в собственности нет. Это еще и ответ на вопрос, где гарантия успеха стройки. Сейчас многие заказчики даже прописывают, чтобы было не менее 50 процентов собственных сил».

Другими словами, Зиганшин делает осознанную ставку на построение самодостаточного строительного холдинга, в котором волжское предприятие могло бы стать одной из жемчужин.


Удастся ли Равилю Зиганшину создать самодостаточный строительный холдинг?
Персоны Компании
Сеть «Эльдорадо» выставлена на продажу
Продавец бытовой техники и электроники «Эльдорадо» выставлен на продажу, узнал РБК. Основным претендентом на покупку называют группу «Сафмар» семьи Гуцериевых — Шишханова, которая могла бы объединить «Эльдорадо» с принадлежащей ей сетью «Техносила».
В чем не виноват Виталий Мутко
Семь системных проблем российского спорта.
Владимир Коган сыграет в айболита для Уралсиба
Зачем Владимир Коган совместил больной «Уралсиб» со здоровым БФА-банком.
Межпромбанк стоит особняком
АСВ начинает распродажу недвижимости Сергея Пугачева.
Клан Чубайса
Как выходцы из РАО «ЕЭС России» сколачивают состояния и меняют страну.
Павел Те «залечит» Москву
Скандальный бизнесмен Те собирается купить «Столичные аптеки».
Конец элитки
Как застройщик дорогого жилья в Москве Борис Кузинец уходил из бизнеса.
Богатейший турок в России: как зарабатывает банкир Хюсню Озйегин
Кредит Европа Банк, магазины Gap, Marks & Spencer и Banana Republic. За известными в России брендами стоит второй по богатству человек Турции — обладатель состояния в $2,6 млрд Хюсню Озйегин.
Андрей Биржин взял курс на вывод
Одиозный девелопер может закончить свою эпопею в Петербурге громким скандалом.
УралВагонБанкрот
Как Уралвагонзавод под руководством Олега Сиенко скатился в долговую яму
«Когда я росла, то хотела быть либо ковбоем, либо балериной»
Марни Уолден может стать первой женщиной во главе Verizon. Ком­па­ния стоит более $225 млрд и станет еще дороже после покупки Yahoo.
Пумпянский вылетит «в трубу»?
Олигарх балансирует на грани ареста?
«Варшавянка» Вадима Варшавского
Глава «Эстара» ответит за «грязный» бизнес?
Волонтеры ЮКОСа: фонд Ходорковского обвинили в невыполнении обязательств
Американская консалтинговая компания утверждает, что не получила деньги за сопровождение сделки по покупке недвижимости в Нью-Йорке.
Посадка «МиГом»
Как госкомпании остаются без недвижимости.
Когда приходит истец
Чем может закончиться спор одного из главных должников России Андрея Исаева с Альфа-Банком.
Домодедово между Каменщиком и "Роснефтью"
Как сечинский "кошелек" Роман Троценко атаковал аэропорт.
Миллиарды Домодедово: как устроен бизнес Дмитрия Каменщика
Владелец Домодедово Дмитрий Каменщик вышел из-под домашнего ареста. РБК вспомнил, как он стал владельцем Домодедово и неудачно пытался его продать, а также разобрался, кто может претендовать на аэропорт сейчас.