Суд отменил решение о заключении в СИЗО совладельца холдинга по производству бытовой химии В&В Александра Балаховского, обвиняемого в афере на 4 млрд рублей. Потерпевшим по его делу проходит известный юрист и «решальщик» Денис Шапиро, более известный как Дионисий Золотов.
Мосгорсуд отменил решение об аресте совладельца крупного холдинга по производству бытовой химии В&В Александра Балаховского, одного из обвиняемых в хищении 4 млрд рублей у известного юриста и «решальщика» Дениса Шапиро (ранее носил имя Дионисий Золотов). Защита настаивает, что для этого не было никаких оснований, а само дело было возбуждено для вымогательства денег. В свою очередь сторона потерпевшего считает, что оппоненты спекулируют на его уголовном прошлом, и усматривает в их действиях попытку затянуть процесс до истечения срока давности.
Уголовное дело в отношении совладельцев холдинга B&B Александра Балаховского, Якова Босинзона и гендиректора ООО «Производственная компания «Бк B&B» Александра Савоськина было возбуждено следственным управлением по ЮАО ГСУ СК РФ по Москве по заявлению в то время главы международной группы юридической компании «Защита» (МГЮК «Защита») Дениса Шапиро. Он сообщил, что после ареста в августе 2014 года (Шапиро тогда обвинили в мошенничестве в отношении основателя «Королевской воды» Иосифа Бадалова. — Business FM) его партнеры рейдерским путем похитили принадлежавшую ему 30-процентную долю и переписали на подконтрольных им лиц производственную компанию холдинга — завод «Бест Клин», приносивший миллиардную прибыль.
Похищенная доля
Шапиро утверждает, что за 30-процентную долю предприятия, выпускающего бытовую химию под брендами Unicum, Сotico, EasyWork, и за долю в компании ООО «Химлайф» он ранее заплатил Александру Балаховскому 5 млн долларов. Однако, освободившись в мае 2019 года по УДО, он узнал, что его сместили с поста гендиректора ООО «Бест Клин», а все права на товарные знаки и промышленные образцы перешли к подконтрольной Балаховскому и Босинзону венгерской компании BellaBen Balur (ООО «БеллаБен-Балур»), сам завод был обанкрочен, а все производство, сырье и работников перевели в ООО «Производственная компания «Бк B&B». Таким образом, доля Шапиро в предприятии стала равна нулю. Следствие оценило ущерб, причиненный ООО «Бест Клин» и Шапиро, примерно в 4 млрд рублей.
Первоначально бизнесмены Балаховский, Босинзон и Савоськин были заключены в СИЗО, но позже суд перевел их под домашний арест, а затем — под запрет определенных действий. Их обвинили по пяти статьям УК, включая три тяжкие: «мошенничество в особо крупном размере», «незаконное использование средств индивидуализации товаров», «нарушение патентных прав в крупном размере», «злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия» и «легализация (отмывание) похищенного имущества» (ч. 4 ст. 159, ст. 180, ст. 147, ч. 3 ст. 33, ч. 2 ст. 201 и ч. 4 ст. 174.1 УК РФ).
Арест после больницы
Дело оказалось в суде еще в ноябре 2022 года. Однако в январе 2023 года судья Галина Таланина направила его прокурору, а фактически на доследование. Однако Мосгорсуд отменил это решение, вернув дело в районную инстанцию, где оно в июне 2023 года досталось судье Евгении Гороховой. После этого слушания неоднократно откладывались по разным причинам, поэтому приступить к рассмотрению дела суд смог только в январе 2024 года. В этот день прокурор огласил обвинительное заключение, а подсудимые высказали отношение к предъявленному обвинению. Все трое заявили, что не признают вину.
А 13 февраля по ходатайству гособвинителя суд изменил 73-летнему Александру Балаховскому меру пресечения, заключив его в СИЗО. Причиной стала неявка подсудимого на заседание 30 января без уважительной причины. Адвокаты фигуранта настаивали, что Балаховский пропустил процесс в связи с резким ухудшением состояния здоровья, так как оказался в реанимации. Защита передала суду справку из ФГБУ «ЦКБ с поликлиникой» о том, что он находился на больничном с 23 по 29 января.
Поэтому адвокаты обжаловали решение об аресте Балаховского в Мосгорсуде, который его и отменил, вновь избрав фигуранту меру пресечения в виде запрета определенных действий. Его адвокат Игорь Рябенков назвал это решение закономерным, а решение районного суда — предвзятым. Он отметил, что 73-летний Балаховский является онкологическим больным.
«Вот как вы думаете, посещает он врачей? Конечно, посещает. Является ли это основанием для того, чтобы изменить потом меру пресечения и человека потом в СИЗО закрыть? Конечно, нет», — сказал адвокат, добавив, что его клиент пропустил заседание по уважительной причине, так как находился в кардиореанимации.
Защитник рассказал, что Александр Балаховский страдает также целым рядом хронических заболеваний, в том числе стенозом сосудов. «У него поражено 70% тела. Любой скачок давления может привести к отрыву тромба. Но суд помогает человеку, который был осужден пять раз. И правоохранительная система ему почему-то помогает», — посетовал защитник.
Адвокат утверждает, что все дело построено исключительно на показаниях потерпевшего Шапиро, который ранее носил фамилии Золотов и Тумаркин. При этом суд уже допросил «единственного» свидетеля обвинения — Константина Давидовича (на него, по данным следствия, были переоформлены товарные знаки и промышленные образцы. — Business FM).
Рябенков подчеркнул, что его подзащитный отрицает вину и занимает «непримиримую позицию». «Балаховский не виноват, а уголовное дело было возбуждено с целью вымогательства денег и дачи взяток правоохрательным органам, но эти доказательства не принимаются», — заявил Business FM защитник.
Равенство перед законом
В свою очередь представляющий интересы потерпевшего Дениса Шапиро адвокат Роман Кандауров отметил, что Константин Давидович является далеко не единственным свидетелем обвинения, а претензии его доверителя обоснованны. Он убежден, что районный суд законно отправил Балаховского в СИЗО, так как тот «неоднократно ранее саботировал заседания», не являлись на разбирательство и его адвокаты. По мнению представителя потерпевшего, с помощью подобной тактики его процессуальные оппоненты пытаются затянуть процесс и добиться истечения десятилетнего срока давности по основным пунктам обвинения, которые предусматривают до 15 лет заключения. Однако, по мнению самого Кандаурова, срок давности истечет лишь в 2025 году, так как перерегистрация товарных знаков и промышленных образцов завершилась в 2015 году.
«Хочу отметить, что данное уголовное дело проверялось на самых высоких уровнях. Его проверяло и Главное следственное управление Следственного комитета по Москве, а также прокуратура Москвы», — сказал представитель потерпевшего. Он считает, что вина подсудимых «очевидна и документально доказана», «а попытка защиты сыграть на личности подсудимого», вспомнив его старые дела, — это «попытка уйти от ответственности». «Мы будем добиваться, чтобы обвиняемые понесли заслуженное наказание по пяти статьям УК, а также возместили вред Шапиро, а это более 1 млрд рублей», — добавил Кандауров.
На его взгляд, пожилой бизнесмен Александр Балаховский лишь выдает себя за тяжелобольного, представляя больничные из коммерческих медицинских организаций. «Из того учреждения, где он брал больничный, потом пришла справка о том, что он мог посещать судебные заседания и ходить на любые мероприятия без физической нагрузки. То есть получается, что он просто обманул суд и не пришел, используя больничный», — сказал представитель потерпевшего, не исключив возможности обжаловать решение Мосгорсуда в кассации. «Перед законом все равны. Если люди считают, что человек, по их мнению, плохой, это не значит, что можно у него украсть. Ни у кого нельзя», — заключил представитель потерпевшего.
Денис Шапиро действительно был неоднократно судим. В частности, в 2018 году Мещанский суд Москвы приговорил тогда еще носившего имя Дионисия Золотова к 7,5 года лишения свободы со штрафом в 14 млн рублей за мошенничество на сумму 80 млн рублей в отношении своего сокамерника, бывшего топ-менеджера «Роскосмоса» Владимира Евдокимова. До конца сроков Шапиро никогда не досиживал, добиваясь либо снижения наказания, либо освобождаясь условно-досрочно. В 2018 году стало известно, что, сидя в «Матросской Тишине», именно он оплатил ремонт на пятом этаже второго корпуса «Матросской Тишины», где правозащитники нашли «VIP-камеры». Пожертвование для СИЗО № 1 Золотов оформил официально как «гуманитарную помощь». Вследствие этого все его судимости были погашены, а Шапиро в Чечне получил статус адвоката. В настоящее время он представляет интересы командира спецназа «Ахмат», Героя России Апти Алаудинова по делу о его отравлении.