Недавно избранный глава Тверской области Игорь Руденя обещает жителям рабочие места, тепло в домах и хорошие дороги. Правда, пока остается не ясным, каким путем будет достигнуто благоденствие. Регион остается дотационным, и признаков улучшения не заметно. Вопрос состоит в том, сможет ли со всеми проблемами справиться человек, которого с большой натяжкой можно назвать кризис-менеджером , и которого неоднократно упрекали в лоббизме.
На грани банкротства
Госдолг Тверской области за пять лет увеличился в два раза, а долговая нагрузка на областной бюджет региона выросла c 66,2% в 2011 г. до 71,2%, сообщает Счетная палата. По словам аудитора Татьяны Мануйловой, такое положение дел свидетельствует о значительной зависимости областного бюджета от федеральной поддержки, что способствует росту рисков невыполнения Тверской областью своих обязательств по погашению и обслуживанию госдолга. В последние годы регион испытывал острый недостаток в средствах, а в бюджете не хватало денег даже на исполнение указов президента.
Так, в 2013 году на 39,8% по сравнению с плановом показателем не был исполнен указ «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». На 36,1% и 30,6% соответственно не были выполнены указы «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации». Счетная палата считает, что совершенствование политики управления госдолгом Тверской области и его сокращение в 2014-2016 годах носило формальный характер. Запутанные финансовые дела области - это наследство
ушедшего в марте этого года в отставку губернатора Андрея Шевелева.
Пришедший ему на смену Игорь Руденя (прежнее место его работы — Минсельхоз РФ), уже заявил, что областным правительством утвержден план мероприятий по росту доходов и оптимизации расходов консолидированного бюджета региона, а также по сокращению госдолга на 2016-2019 годы. Но помимо долгов новому губернатору Тверской области Игорю Рудене предстоит разбираться и с другими проблемами региона, включая запущенное состояние ЖКХ. Люди жалуются губернатору, что после объединения сельских округов они не могут получить какую-то справку, нет связи, автобусы ходят один раз в неделю. В благоустроенных домах люди замерзают, закрыли детский сад из-за того, что нет отопления. В больнице замерзают больные, районный дом культуры, в который ходят заниматься 300 человек детей, не обогревается.
Да, практически сразу же после прихода в регион Игорь Руденя обозначил приоритеты работы – это ЖКХ, дороги, работа промышленных предприятий. Вопрос состоит в том, сможет ли с этими проблемами справиться человек, которого с большой натяжкой можно назвать кризис-менеджером, и которого неоднократно упрекали в лоббизме. Способен ли он изменить в положительную сторону жизнь региона и его жителей, или благоденствие прольется исключительно на семью и близких губернатора?
Нужные связи
Игорь Руденя начинал с простого постового ГАИ. На этом посту он поразительно быстро оброс новыми связями. Судьба его переменилась самым удивительным образом в 1995 году, когда он стал генеральным директором «Зерновой компании», а год спустя возглавил концерн «Росзерно». По данным СМИ, значимую роль в судьбе Игоря Рудени сыграли и президент Федеральной контрактной корпорации «Росхлебопродукт» Леонид Чешинский (бывший министр хлебопродуктов РСФСР) и руководитель Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Сергей Данкверт. Кроме того, стремительной карьере Игорь Руденя обязан и главе «Ростеха» Сергею Чемезову, который в 1990-е годы был высокопоставленным сотрудником Управделами президента.
Обыкновенный лоббизм
СМИ припоминают, что за Игорем Руденей тянется дурная слова лоббиста. Например, с его именем связан скандал во время внедрения Единой государственной системы учета оборота этилового спирта (ЕГАИС). Игорь Руденя был одним из ее кураторов. Новая система учета алкоголя разрабатывалась подведомственными ФСБ структурами. А сбой в системе распределения акцизных марок привел к параличу розничной торговли алкоголем летом 2006 года. В результате, на тот момент вице-премьер Александр Жуков, объявил Игорю Рудене выговор. Но на карьере Игоря Рудени этот случай не отразился и он, что называется, отделался легким испугом.
Позже Игорь Руденя оказался в центре еще одной скандальной истории. Его называли в числе лоббистов, которые ратовали за введения фитосанитарного контроля за ввозом иномарок. Летом 2009 года Россельхознадзор начал досматривать машины, пересекающие границу РФ, с тем, чтобы выявлять на них вредоносных жуков, личинок, бабочек - живых или мертвых, которые могут занести в страну страшные болезни. Конец бессмысленному обнаружению вредных насекомых положило ФАС. Зачем тратить деньги и усилия на обыск машин, если бабочки и так могут границу перелететь? Новшество вводилось без огласки и отменялось без шума спустя всего несколько месяцев.
Общественность, впрочем была уверена, что подобная инициатива связана с борьбой против ввоза в страну поддержанных иномарок и направлена, таким образом, на защиту отечественного автопрома. Ну и наконец, СМИ сообщают еще об одном интересном обстоятельстве. Сестра Игоря Рудени - Светлана - преуспела в аграрном бизнесе. В 2002 году она стала владелицей 98,994% акций ОАО «Волоколамск-хлебопродукт». Помимо этого, Светлана Руденя владеет одним из крупнейших мукомольных предприятий России — ОАО «Раменский комбинат хлебопродуктов» (с 2009 года, сейчас у нее 99,5%). У экспертов были подозрения, что весь этот бизнес создавался при поддержке Игоря Рудени, еще в тот момент, когда он был замминистра сельского хозяйства. Впрочем, подобная практика разволновала исключительно представителей СМИ.
Продолжит ли новый глава Тверской области устоявшуюся практику подобной заботы о своей семье? Вопрос, что называется, открытый. Впрочем, эксперты полагают: вновь назначенному губернатору пока можно не волноваться за попадание в так называемый «черный список» администрации президента. Вероятно, ему вообще не придется волноваться, как бы ни шли дела. Стоит вспомнить, что Андрею Шевелеву эксперты начали предрекать отставку чуть ли не через год после вступления его в должность. Однако он, несмотря на критику, проработал практически до истечения срока, хотя область так и не смогла выбраться из числа дотационных регионов: на 1 января 2016 года госдолг Тверской области составлял 28 млрд 18,9 миллиона рублей.