«Тяжелые» миллионы

Источник
Как сделать деньги на музыке вне формата.
Владелец агентства MMG, продюсер восьми рок-групп и издатель музыкального журнала «Артист» Антон Дьяченко уже десятый год пытается вывести настоящую «тяжелую» музыку с задворок росийского шоу-бизнеса.

Крепко приклеившийся ярлык «альтернативная» вызывает ассоциацию этого вида музыкального искусства с сатанинским шумом и мракобесием. В то время как на Западе рок-звезды, пожалуй, популярнее попсовых исполнителей, и уж точно не беднее. При этом Антон Дьяченко стал одним из немногих российских продюсеров, наряду с Иваном Шаповаловым, кому удалось совершить марш-бросок в мир западного шоу-бизнеса. Альбомы продюсируемых им коллективов изданы в Японии, США, Европе и Канаде, а композиции ротируются на большом количестве радиостанций США и Европы. В 2013 г. группа Louna, входящая в «холдинг» Дьяченко, совершила масштабный тур по США. Другая группа – «Слот» – записала саундтреки к «Бумеру», «Охоте на пиранью» и сериалу «Ангел или демон» на канале СТС.

Как удается монетизировать неформат в России и как устроен концертный бизнес изнутри, Антон Дьяченко рассказал «Ко».

– Несмотря на заявленные успехи, сегодня так получается, что вы фактически находитесь в андеграунде?

– Мы отличаемся от российского музыкального мейнстрима: наши исполнители остаются вне поля зрения основной массы населения. В отличие, скажем, от попсы, которая очень вольготно себя чувствует и на радио, и на телевидении, настоящий рок находится за скобками. На Западе все рок-артисты известны так же, как и поп-идолы. Limp Bizkit и Linkin Park так же популярны, как Мадонна или Кайли Миноуг. Я уже молчу про группу Metallica. Если вы послушаете эти рок-коллективы и сравните с творчеством музыкантов, которых у нас считают рокерами – «Машина времени», «ДДТ», «Сплин», «Би-2» и других, – вы поймете, что де-факто это совершенно разные музыкальные форматы. Да, у нас в стране есть направление, которое позиционирует себя как рок, но на деле это просто декламация стихов под гитарные переборы (иногда под электрогитару), это формат Грушинского фестиваля авторской песни. Почему-то считается, что для российской аудитории главное в песне – текст, но тогда это не рок, а музыка в стиле кантри (то есть региональная авторская песня). А настоящей рок-музыки нет на повестке дня. А запрос на нее есть. Например, в России очень популярна немецкоязычная тяжелая группа Rammstein, которая легко собирает «Олимпийский» раз, а то и два в год.

– Как начинался ваш рок-бизнес? Обычно продюсеры в прошлом или настоящем сами музыканты. Чаще неудачливые…

– Никогда не помышлял о музыке, окончил РГТУ им. К.Э. Циолковского. Идея продюсирования появилась в 2004–2005 гг. Увлеченный творчеством немецких рок-групп а-ля Rammstein, захотел делиться тем, что нравится самому – сначала сделал на русском языке посвященный им сайт с форумом (соцсетей тогда еще не было), потом организовывал концерты этих коллективов в московских клубах. Они проходили с большим успехом, и тогда мне стало интересно, а есть ли группы с похожим звучанием в России. Единственной группой, которая самому мне очень понравилась, – оказался «Слот», солисткой которого тогда была Теона Дольникова. Я предложил им помочь с сайтом, а чуть позднее – и с организацией концерта – презентации альбома в Москве. Так началось сотрудничество, которое длится уже десятилетие.

В России рок-индустрия стала расти одновременно с российским кабельным телеканалом A-One – первым альтернативным музканалом. (Сейчас он продолжает существовать, но последние 3–4 года посвящен хип-хопу.) В то время A-One вручал RAMP – Российскую альтернативную музыкальную премию, он же первым привез в нашу страну американский коллектив Korn, провел концерты Linkin Park и других ведущих западных рок-музыкантов. Пик популярности A-One пришелся на 2007 год, когда был всплеск интереса к эмо-культуре. Охват и интернет-история у телеканала были очень хорошие, начались и первые туры набирающих популярность рок-артистов по России и СНГ. Тогда стало понятно, что рок-группы способны легко собирать тысячные залы даже в регионах.

Со «Слотом» я сам ездил первые три года на концерты – по два тура в год, каждый по 30–40 городам. Самый первый концертный тур я сделал в 2006 г. с географическим атласом за 9-й класс в руках, а клубы для выступления искал через «Яндекс». Условия гастрольных туров тяжелые: садишься условно 1 марта в Москве в Volkswagen Transporter и возвращаешься домой только к 20 апреля. Имели отличные результаты во всех городах – собирали не менее 1000 человек.

Это радикально отличалось и отличается от того, что происходит на гастролях у поп-артистов, на которые никто не ходит. Хотя они гораздо больше зарабатывают на корпоративных мероприятиях, а в нашей музыке никаких корпоративов нет. Есть честно заработанные на концертах деньги. Правда, целевая аудитория наших артистов не очень финансово обеспечена: в основном это молодежь в возрасте 15–22 лет, у которой еще нет стабильных собственных заработков. Тем не менее на выступлениях зарабатывали хорошо.

В рок-мире очень дружная тусовка: другие артисты, видя наши со «Слотом» успехи, стали обращаться ко мне с просьбой о сотрудничестве. В какой-то момент меня одного на всех стало не хватать. Так родилось музыкальное агентство, в котором сейчас восемь артистов.

– Сколько можно заработать в московском клубе?

– Экономику максимально просто посчитать, зная цену билетов и итоговое проданное их количество. Стоимость билетов в московских клубах начинается от 800 руб., да и регионы уже не отстают. Это места на стоячем танцполе. Мы, кстати, не работаем на сидячих площадках. Вся поп-индустрия выступает в залах, где люди сидят и кушают, иногда спиной к музыкантам. Думаю, это достаточно унизительно для них. У нас бывает VIP-балкон, но это в среднем 150 мест при примерно 3000 человек на танцполе. То есть при максимальной загрузке организатор концерта может выручить более 2,5 млн руб. Из этих денег часть получает площадка в качестве арендной платы. 19 ноября у Louna пройдет концерт с симфоническим оркестром в «Крокус Сити Холле». Так вот аренда этого зала стоит больше 1 млн руб., но это одна из самых крупных площадок. Те, что поменьше, берут около 200 000–300 000 руб. за вечер. Хорошие деньги зарабатывает организатор концерта: он отвечает за продажу билетов и техническую часть, звук, свет и т.д. Я, как музыкальное агентство, продаю им своих артистов. В региональных поездках надо еще учитывать транспортные и бытовые расходы. Бытовой райдер в гримерках у моих артистов скромный: вода, соки, бутерброды, овощи… Взаимоотношения с организаторами могут быть иными: то есть мы можем договориться о какой-то гарантированной сумме за минимум посетителей плюс проценты с продажи билетов сверх оговоренного минимума.

– А как строятся ваши финансовые взаимоотношения с артистами?

– Вполне по-коммунистически. Допустим, на сцене выступают пять человек, и всю чистую прибыль после мероприятия (а это гонорар за вычетом налогов и внутренних расходов) мы делим на шестерых, включая меня, поровну. Помимо концертов, есть еще несколько источников дохода – торговля сопутствующими товарами. Продажа компакт-дисков приносит совсем мало, далеко не столько, сколько было, например, 10 лет назад. Сейчас все есть на цифровых витринах (iTunes, Google Play, «Яндекс.Музыка» и др.). Но мы продолжаем печатать новые альбомы, правда, тиражи уже другие – 1000 штук максимум. Они продаются во время концертов вместе с футболками, нашивками, наклейками, плакатами, значками и т.д. От размещения композиций в интернет-магазинах мы тоже получаем «две копейки», в отличие, наверное, от поп-артистов, хиты которых звучат из каждого утюга. Еще немного нам приносит синхронизация – запись музыки для фильмов и сериалов. Но почти 95% заработка – это доход от концертной деятельности.

А в расходную статью концертов, кстати, надо добавить еще платные рекламные кампании. Самые эффективные для нас – это реклама в метро и Интернете, на это уходит 200 000–300 000 руб.

– СМИ не рассматриваются как площадка?

– В России дефицит музыкальной прессы. Последние из могикан – журнал Rolling Stone, где собственно музыки осталось процентов пятнадцать, и молодежный журнал «Все звезды», выросший из «Ровесника». На безрыбье мы решили издавать свой журнал, и в 2015 г. сделали «Артист» – в октябре вышел четвертый номер ежемесячника. Журнал бесплатный, он распространяется по профильным клубам. Причем журнальная история получилась лучше, чем планировали, – уже со второго номера он стал окупаться. Производители музыкального оборудования и рекорд-лейблы захотели рекламироваться в «Артисте» и с радостью платят по 10 000 руб. за полосу. При этом затраты на печать составляют 50 000 руб. Тираж пока небольшой (3000 экземпляров) и расходится как горячие пирожки – приходят заявки из регионов. Многие крутят пальцем у виска: как можно начинать печатное издание, когда они умирают одно за другим? Я сам большой любитель печатных СМИ, из каждой поездки в Европу привожу не меньше десятка журналов. Для меня материальный носитель очень важен. Может быть, это связано с ностальгией: люди вовсю покупают виниловые пластинки, а в США даже вернулась мода на аудиокассеты! Они воспринимаются как артефакты. Из «Артиста» может выйти коммерческая история. Я думаю, если бы мы продавали журнал хотя бы рублей по сто, он бы тоже на ура разлетелся.

– Двигателем торговли в шоу-бизнесе часто бывает громкое имя. С недавнего времени MMG сотрудничает с членом семьи, которую в России знают все...

– Да, недавно мы начали сотрудничество с Никитой Пресняковым. Он очень талантливый музыкант и фронтмен группы Multiverse. Подростком он впитал в себя рок-культуру, потому что долгое время жил в США, где, как и во всем мире (кроме Африки и России), рок – в мейнстриме. Ему захотелось заниматься такой музыкой, хотя у него все было бы хорошо, выбери он другое музыкальное направление. Мы хотим попробовать вместе что-то сделать для продвижения рок-культуры. У него есть ресурс имени, есть возможности. Сейчас группа выступает на «Главной сцене» – в проекте телеканала «Россия 1», и мы уже вышли в полуфинал. Судьи, среди которых были Валерий Леонтьев, Елена Ваенга, Диана Арбенина, поддержали выступление, но если бы это была группа без именитого солиста, все могло бы быть по-другому. Рассчитываю, что вместе у нас будет интересная история как по кассовым гонорарным концертам, так и по корпоративным мероприятиям.

Сейчас рок-музыки все боятся как черт ладана: есть ярлык «альтернативная», что ассоциируется с мракобесием и сатанизмом. Попасть в радиоротацию, за исключением «Нашего радио», невозможно. Да и на «Наше радио» из-за монополии упомянутых мною кантри-артистов – непросто.

– Это стоит денег?

– Нет! Группа Louna возглавляла «Чартову дюжину» радиостанции и уже несколько лет подряд постоянный хедлайнер главной сцены фестиваля «Нашествие». Сейчас мы внимательно смотрим на историю с РМГ и рассчитываем, что и радио «Максимум» теперь будет крутить отечественных артистов. Но пока в сухом остатке только одна радиостанция.

– Ваше звучание в эфире как-то монетизируется?

– Отчисления Российского авторского общества – «две с половиной копейки». Для нас это промоинструмент. В городах, где есть вещание «Нашего радио», концерты моих групп проходят с большим успехом. Точно так же, как 5–10 лет назад, лучшие сборы были в регионах, где вещал телеканал A‑One. Если нас будут брать в новогодние телеконцерты или, предположим, маловероятное, пригласит «Вечерний Ургант», – все изменится. Я не говорю, что всем понравится: из 100% зрителей Первого канала в пятничный прайм-тайм такая музыка придется по душе максимум 20%. Но это огромное число людей. Коллаборация с Никитой Пресняковым должна этому помочь.

– Насколько вы страдаете от музыкального пиратства?

– В плане пиратских дисков никакого ущерба нет: эта индустрия умерла. От одного пиратского сайта страдаем, он называется «Вконтакте.ру». Вся музыка на нем нелегальна, и ни копейки от присутствия там мы не получаем. Сейчас на слуху судебные тяжбы компании с представителями рекорд-индустрии, поэтому я думаю, что в ближайшее время все это выйдет в легальную плоскость. Переход на легальный платный стриминг позволит и нам зарабатывать на этом. Но, как ни парадоксально, мы не в обиде. Если бы не «Вконтакте», у нас не было бы львиной доли аудитории. Охват аудитории этой социальной сети для группы «Слот», ориентированной на 15–19‑летних молодых людей, – 115 000 человек, у Louna аудитория постарше и насчитывает около 90 000 человек. У Tracktor Bowling такой же результат.

-  Результатами деятельности довольны?

– Годовой оборот компании приближается к 25 млн руб., работаем над его увеличением. Как участники концертного рынка, очень ждем законодательных изменений. В 2005 г., когда эта деятельность только набирала обороты, на рынке рок-гастролей практически не было профессионалов. Выступления организовывали сами музыканты, с которыми даже не было возможности заключить юридический договор. Деньги могли собирать налом. Концертная деятельность почти не контролировалась государством: от действий недобросовестных игроков страдали и артисты, и зрители. Сейчас рынок повзрослел. Скоро вступит в силу закон о СРО на концертном рынке. Создан «Союзконцерт», организацию возглавил мой коллега Андрей Матвеев, – что-то типа профсоюза с платным участием. Не состоящий в нем концертный промоутер не сможет сделать большой концерт.

– В сфере ваших музыкальных интересов не только Россия?

– Казалось очень несправедливым, что наши артисты обделены вниманием российской публики, и мы стали готовить концерты за границей. С организацией выступлений на Западе очень помог фанат рока, русофил из Калифорнии Тревис Лик. Он сначала делал подстрочные переводы наших песен на английский. Мы познакомились, и он переехал жить в Москву. Четыре года прожил здесь и помогал с формированием англоязычного материала с прицелом на Запад. Со «Слотом» гастролей не получилось, потому что организатор-голландец обанкротился за два месяца до старта тура, и мы успели сделать только один концерт в Гааге. С Louna все прошло удачно: в 2013 г. был тур по США – совместно с популярным американским коллективом The Pretty Reckless и английской группой Heaven’s Basement проехали 13 штатов за 44 дня. Обе группы выпустили англоязычные альбомы для продажи в Европе и США, их композиции входят в ротацию известных иностранных радиостанций.

– Сложно покорять зарубежный рынок?

– Очень. Западный рынок перенасыщен такой музыкой, и надо чем-то сильно цеплять публику. Перспективы есть, но они в первую очередь связаны с экзотикой. Единственной российской рок-группой, которая стала популярна на Западе была Gorky Park («Парк Горького») с матрешками и хохломой в клипах. Запомниться экзотикой просто, но хочется конкурировать талантом. Это сложно, но запрос есть. Кстати, что касается зарубежного продвижения, мы больше смотрим в противоположном направлении: сейчас собираемся на две музыкальные конференции – в Японии и Китае. Рынок в этих странах более свободный. Образы наших музыкантов там интересны, и поэтому рассчитываем пробиться. Тем более что есть примеры – певца Витаса в Китае просто боготворят, он даже участвовал в открытии Олимпийских игр в Пекине. Я сделал каталог своих артистов на китайском и японском языках и буду их продвигать. Все зависит от того, понравится ли наша музыка потенциальным партнерам. Это рынок очень субъективный. Лично я работаю только с артистами, от музыки которых у меня мурашки по коже.



 
Персоны Компании
Расследование РБК: кто зарабатывает на реконструкции Москвы
Власти Москвы потратили на ремонт улиц в 2015 году более 20 млрд руб. и вложат еще более 105 млрд руб. в ближайшие три года. РБК изучил, кто и как делит этот бюджет.
Джулиан Ассанж: как спецслужбы следят за тобой в интернете
Уже через три года все пользователи Сети будут «под колпаком».
Расследование РБК: как зарабатывает Высшая школа экономики
ВШЭ, созданная на волне либеральных реформ 1990-х, теперь получает миллиарды, работая как экспертный центр для правительства и администрации президента. РБК разбирался, как ей удалось завоевать деньги и доверие государства.
Экспресс из Китая: как Джек Ма ворвался на российский рынок онлайн-продаж
Всего за год лидер онлайн-торговли Китая Alibaba Group закрепился в десятке крупнейших интернет-холдингов, работающих в России, с оборотом 55 млрд руб. в 2014 году. РБК выяснял, в чем причина успеха компании Джека Ма.
ФАС признала Google нарушителем закона "О конкуренции"
Служба пришла к выводу, что компания злоупотребляет доминирующим положением, диктуя свои условия производителям мобильных устройств на базе Android.
«Таксидермисты»
Останется ли кто «живой» на рынке таксомоторных перевозок.
Министр уполномочен запретить
Как глава Минкомсвязи Николай Никифоров прошел путь от молодого прогрессиста до матерого охранителя.
Как потратили самый крупный президентский грант в России
6,15 млн рублей ушли на непопулярный сайт, опрос сторонников «Единой России» и семинары за городом.
Долой стыд: чего боятся конкуренты сервиса знакомств Tinder
Компания InterActiveCorp проведет IPO подразделения The Match, объединяющего сайты знакомств Match.com, OkCupid и Tinder. Аналитики оценивают капитализацию новой компании в $5,7 млрд, из которых $2 млрд — доля Tinder.
Почистить кэш
Закон о забвении позволит миллионерам бесплатно получать то, на что они раньше тратили большие деньги.
Борьба с американской "мусорной свалкой"
Госдума в первом чтении одобрила законопроект о "праве на забвение" в интернете.
Из Индии со смартфоном: как компания Micromax покоряет российский рынок
Кризис и знание местной специфики помогли индийскому B-бренду продать в России 1,2 млн смартфонов. В планах — завоевание 5% рынка.
Реклама МТС запомнилась Yota
Компания пожаловалась на слоган конкурента.
Расследование РБК: кто финансирует строительство новых храмов в Москве
С 2010 года в Москве действует программа «200 храмов»: РПЦ получила от столичных властей 143 земельных участка, всего построено 14 новых церквей. РБК выяснял, во сколько обходится строительство и кто дает на это деньги.
Владимир Ашурков – РБК: «Я более полезен на свободе, пусть и в Лондоне»
Соратник оппозиционера Алексея Навального Владимир Ашурков получил политическое убежище в Великобритании.
Короли рингтонов: как заработать на мобильном телефоне
В начале 2000-х основатели i-Free заработали состояние на рингтоне к «Бумеру» и мобильных играх, а теперь надеются повторить успех в сегменте бесконтактных платежей.
Microsoft и Nokia поддержали «Яндекс» в борьбе против Google
Альянс международных компаний Fair Search выпустил специальное заявление, в котором поддержал российское расследование против доминирования Google. Его авторы утверждают, что мобильный поиск превратился в «поле битвы».
Вьетнамский конкурент Google
Как создатель вьетнамского поисковика Cốc Cốc, российский предприниматель Виктор Лавренко оказался в нужном месте в нужное время.