Главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин
вновь покушается на святое – монопольное право «Газпрома» на поставки трубопроводного природного газа на экспорт.
Как стало известно РБК, в декабре 2016 г. Сечин написал письмо Владимиру Путину, в котором сообщил о заинтересованности ВР, одного из акционеров «Роснефти», в заключении долгосрочного, на 16 лет, контракта на поставку в Европу добываемого «Роснефтью» газа. Как следует из письма Сечина в изложении РБК, компания оценивает дополнительные налоговые поступления от этой сделки более чем в 500 млрд руб. Но «Газпром экспорт», дочерняя структура газовой монополии, не идет на переговоры и с апреля не подписывает уже готовое агентское соглашение о поставках газа через единый экспортный канал, никак не аргументируя отказ, сетует Сечин и просит президента «рекомендовать «Газпрому» в сжатые сроки обеспечить заключение договора».
Первый раз с такой просьбой Сечин обращался к Путину в конце 2015 г. По итогам 2016 г. «Роснефть» вышла на второе после «Газпрома» место по объемам добытого газа, дальнейшее наращивание добычи и либерализация экспортного рынка названы на сайте компании в числе ключевых стратегических направлений деятельности.
Кроме «Роснефти» экспортную монополию «Газпрома» на поставки трубопроводного газа пытался разрушить «Новатэк». Амбиции новых игроков до сих пор разбивались о принципиальную позицию Путина – у «Газпрома» не должно быть конкурентов на рынке экспорта газа. Но «Роснефть» будет конкурировать в Европе не с газпромовским газом, а со сжиженным природным газом (СПГ) из США, считает Сечин.
В этой логике допуск еще одного поставщика будет означать рост числа покупателей российского газа и увеличение объемов экспорта. Слова про отсутствие конкуренции – лукавство, уверен Михаил Крутихин из RusEnergy: «Газпром» уже сейчас конкурирует в Европе сам с собой, продавая газ одновременно и на спотовом рынке, и по долгосрочным контрактам, – это коммерческий каннибализм, а ведь есть еще и российский сжиженный газ от «Ямал СПГ». И конкуренция с американским СПГ тоже лукавство: Европа в прошлом году получила очень скромную долю американского СПГ – пять танкеров, главные его покупатели – в Южной Америке. А значит, «Роснефть» будет конкурировать в Европе именно с «Газпромом», уверен эксперт.
ВР как газовый трейдер малоизвестна в Европе и, если бы компания хотела развивать это направление, она скорее обратилась бы к «Газпрому», который в состоянии продавать ей нужные объемы газа, говорит Константин Симонов из Фонда энергобезопасности. По его мнению, упоминание в письме ВР – это уловка «Роснефти», которая, вероятно, готова продавать ВР газ дешевле, чем «Газпром», лишь бы только получить доступ к экспортной трубе, а значит, опять-таки напрямую конкурировать с монополистом. У Сечина репутация могущественного человека, но едва ли даже ему сейчас по силам продавить либерализацию экспорта в ущерб «Газпрому», считает Симонов.