Деятельность очередной группы нелегальных банкиров пресекли в Казани. Как выяснил «БИЗНЕС Online», на этой неделе Советский райсуд оставил под стражей подозреваемых, которым может грозить от 100-тысячного штрафа до 20 лет колонии — если будет доказано, что они состояли в преступном сообществе. При задержании организаторов многоходовой схемы были обнаружены 7 млн. рублей и карты Сбербанка, но это лишь верхушка айсберга.
70 МИЛЛИОНОВ КОМИССИИ ОТ МИЛЛИАРДА
Главное следственное управление МВД по РТ сообщило накануне о пресечении деятельности группировки «обнальщиков», в состав которой входило 9 человек. Уголовное дело по подозрению в совершении преступления, предусмотренного п. «а», «б», ч. 2 ст. 272 УК РФ («Неправомерный доступ к компьютерной информации, причинивший крупный ущерб или совершенный из корыстной заинтересованности» — прим. ред.) было возбуждено 10 января, а саму операцию по установлению организаторов и исполнителей незаконной банковской деятельности, проводили сотрудники УЭБ и ПК МВД по РТ совместно с оперативниками УФСБ по РТ.
Все участники группы проживают Казани. По информации «БИЗНЕС Online» они были арестованы 16 января. В отношении семерых из них — братьев Сергея и Владислава Съемщиковых, Дмитрия Мирошниченко, Александра Яшенкова, Владимира Самсонова, Андрея Соломеева и Павла Андрианова судьей Советского районного суда Алсу Шайхутдиновой была избрана мера пресечения — под домашний арест до 10 марта отправили Андрианова, Мирошниченко и Яшенкова, а в отношении остальных подозреваемых срок задержания был продлен на 72 часа, до 10.00 20 января. На судебных заседаниях по избранию меры пресечения корреспондент «БИЗНЕС Online» неоднократно слышал фразу «на основании показаний Александра Яшенкова», из чего можно сделать вывод о том, что он сотрудничает со следствием, свидетельствуя против бывших подельников. Не исключено, что еще два фигуранта дела также дают показания, поэтому следователи их не пытаются посадить под арест. Их личности, а также фирмы, через которые отмывались деньги, в полиции не разглашают.
Известно, что никому из фигурантов дела обвинение пока не предъявлено. «Сотрудники полиции установили, что организаторами группы были два человека, в составе группы также работал родной брат одного из организаторов» — рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь УЭБ и ПК МВД по РТ Люция Тимергалиева. По информации издания, один из организаторов — Сергей Съемщиков (старше брата Владислава на 5 лет), согласно намеченному заранее плану, вместе с компаньоном создал три самостоятельные группы, участники каждой из которых подыскивали заказчиков операций по обналичиванию, осуществляли взаимодействие с клиентами, распределяли доход между участниками группы.
По версии следствия, взаимодействие между этими группами осуществляли 6 человек. Они обеспечивали общий бухгалтерский учет подконтрольных фирм и ИП, которые не вели реальной финансово-хозяйственной деятельности. Еще три злоумышленника занимались поиском клиентов, снимали денежные средства с помощью банкоматов, перевозили и передавали снятые деньги клиентам. Оперативники установили, что двое организаторов склонили остальных к операциям по открытию и ведению банковских счетов, переводу денежных средств, кассовому обслуживанию физических и юридических лиц без лицензии Банка России.
Нелегальные «банкиры» усложнили типичную схему вывода денег «заказчик-прокладка-пластиковые карты-обнал». «С целью обналичивания через фирму-посредника они переводили деньги заказчиков на расчетные счета, зарегистрированные на подконтрольных юрлиц, которые не занимались хозяйственной деятельностью, — рассказала Тимергалиева. — В дальнейшем эти денежные средства выводились на счета индивидуальных предпринимателей, потом их переводили на пластиковые карты, и оттуда выводили в наличный оборот».
Предполагаемый доход «черных» банкиров составил 70 млн. рублей. По данным пресс-службы УЭБ и ПК МВД по РТ, вознаграждение предполагаемых преступников составляло от 6 до 9% от обналичиваемых сумм. В результате обысков у подозреваемых сотрудники полиции изъяли черновую бухгалтерию, пластиковые банковские карты, печати, договоры, компьютеры для осуществления расчетов по системе «банк-клиент», мобильные телефоны. А также 7 млн. рублей наличными.
Отметим, ч. 2. ст. 272 УК РФ предусматривает самое легкое наказание в виде штрафа в размере от 100 тыс. до 300 тыс. рублей, а в худшем случае злоумышленников ждет лишение свободы на срок до 7 лет. Однако, по информации «БИЗНЕС Online», в том случае, если следователям удастся сформировать достаточную доказательную базу, обвинение пополнится ст. 210 УК РФ (организация преступного сообщества«), которая предусматривает гораздо более суровое наказание — лишение свободы на срок от 12 до 20 лет со штрафом до 1 млн. рублей.
«КАК ЖЕ СЕЙЧАС НЕ БУДЕТ ОБНАЛИЧИВАНИЯ, ЕСЛИ БАНКИ СХЛОПЫВАЮТСЯ ОДИН ЗА ДРУГИМ!»
Справочный сервис «Контур-Фокус» предоставил более подробную информацию о задержанных, каждый из которых учредил серию фирм и ИП. За редкими исключениями в справках об этих юрлицах нет информации об активах, прибыли или убытках.
Съемщиков-старший — директор ООО «Агат». Он фигурирует в роли учредителя в 5 фирмах, еще в двух числится руководителем, а также владеет ИП. В числе подконтрольных ему фирм — ООО «АГАТ», которое занимается торговлей автотранспортными средствами, ООО «Эстен», продающее цветы и растения, ликвидированное ООО «Атлант-Сервис» с профилем работы «научные исследования» и также закрытое ООО «Автомост». Съемщиков также обозначен как учредитель кредитного кооператива «ГЛОБУС», также ликвидированного.
Мирошниченко, у которого следователи обнаружили банковские карты, упоминается в 6 непримечательных фирмах. На нем зарегистрировано три ИП — по оптовой торговле зерном в Ростовской области (дата регистрации 1998 год, действует), техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств в Красноярском крае (дата регистрации — 2001 год, деятельность прекращена), в третьем, зарегистрированном в 2010 году. Кроме того, Мирошниченко упоминается в роли соучредителя благотворительного фонда «Сохранения творческого наследия Рустема Яхина» (Рустем Яхин — татарский композитор, пианист, педагог), образованного 10 марта 2015 года. Президент и еще один соучредитель фонда — Сергей Ромадановский, третий соучредитель — Светлана Харитонова. Отметим, Ромодановский также занимает ряд других общественных постов. К примеру, он учредитель и председатель профкома региональной общественной организации «Профессиональный союз предпринимателей малого и среднего бизнеса РТ», а также председатель татарского территориального союза объединения профсоюзов России СОЦПРОФ, зарегистрированного в Набережных Челнах и учредитель регионального отделения Трудовой партии России в РТ. Мирошниченко вместе со Съемщиковым-младшим разделяет обязанности учредителя ликвидированного ООО «Ватиканъ».
Как выяснилось на судебном заседании, Владислав Съемщиков занимается оптовыми поставками кофе и кофемашин, лизинговых автоматов. Он учредитель в ООО «КОФЕ-116», ООО «Кофейные Технологии» и в ликвидированном ныне ООО «МЕТРОПОЛЪ», специализировавшемся на «предоставлении ломбардами краткосрочных кредитов под залог движимого имущества». Помимо ИП он также является соучредителем уже упомянутого КПКГ «ГЛОБУС». На судебном заседании прозвучало, что он отец троих детей, двое из которых малолетние. Старший сын присутствовал на заседании, по нему было видно, что он переживал за отца.
Любопытно, что четвертый подозреваемый — Андрианов — вместе с Владиславом Съемщиковым исполняет обязанности учредителя ООО «КОФЕ-116», ООО «Кофейные Технологии», а также работает там директором. Пятый подозреваемый — Соломеев на пару с шестым — Ященковым владеют Казанским межотраслевым профессиональным союзом «Справедливость равенство независимость». Еще один учредитель и директор союза — некий Дамир Мухаметзянов.
Завершает семерку арестованных Самсонов, учредитель и директор ООО «СГМ», ООО «Окна КОНСИБ», ликвидированных ООО «КОМФОРТ» и ООО «Транс А», а также собственного ИП. По данным, озвученным на суде, у Самсонова были найдены карты Сбербанка России. Любопытно, что свою защиту он доверил известному адвокату Александру Когану, ранее представлявшему интересы экс-летного директора авиакомпании «Татарстан» Валерия Портнова, обвиняемого по делу о крушении в Казани Боинга-737. «Никакой информации у меня нет, известно лишь, что мой клиент подозревается в совершении преступления по ч. 2 ст. 172 УК РФ, — сообщил адвокат в разговоре с корреспондентом „БИЗНЕС Online“. — У моего клиента трое малолетних детей, он единственный кормилец в семье, добросовестный предприниматель, который зарабатывал на жизнь установкой пластиковых окон. Ранее он не судим, в поле зрения полиции не попадал никогда, добросовестный налогоплательщик».
Коган высказал свою точку зрения по поводу обналичивания денежных средств: «Да как же сейчас не будет обналичивания денег, если банки схлопываются один за другим! Если бы вкладчики Татфондбанка или Интехбанка знали заранее, что произойдет, вы думаете, они бы не попытались вывести и обналичить свои деньги? Когда такая обстановка, куда людям деваться? Когда человек не может снять с собственного счета, почему это происходит, кто мне объяснит? Вот приходится людям, которые с этим сталкиваются обналичивать или «химичить».
МЕХАНИЗМ ОБНАЛА: КОМИССИЯ 6% И КАНАЛЫ ОБОРОТА НАЛИЧНОСТИ
Уголовное дело, которое легло в основу этого материала, далеко не первое для республиканской полиции. Напомним, в августе прошлого года МВД по РТ удалось задержать одну из групп обнальщиков. Тогда об этом отрапортовали на федеральном уровне — в сети полицейских угодили сразу 13 подозреваемых, организовавших обналичивание средств через фирмы-однодневки. Организатором сети, по данным источников, выступает некто Денис Окунь. «В общей сложности они извлекли доход в сумме не менее 52 миллионов рублей, что является особо крупным размером, — сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк. — В результате обысков по месту жительства подозреваемых полицейские изъяли несколько единиц огнестрельного оружия, наркотические вещества, автотранспортные средства и деньги». Следственная часть главного следственного управления МВД по РТ возбудила уголовное дело по признакам организации преступного сообщества, а также незаконной банковской деятельности. Максимальное наказание для предполагаемых преступников — 20 лет лишения свободы.
Вместе с тем, источники «БИЗНЕС Online» рассказали некоторые детали. Одновременно были задержаны сразу 40 исполнителей, столь масштабной спецоперации в автограде еще не было. По информации, которой придерживаются игроки рынка, поводом для операции стал заказ на обналичивание 100 млн. рублей. Сумма эта для теневого рынка небольшая, однако потребовала задействовать такое количество исполнителей. Размер комиссии на этом рынке — примерно 6%. Обычно обмен идет или через продуктовые сети, или через ИП-шников, работающих с наличностью — например, через перевозчиков. И деньги вполне могли быть провокацией — чтобы выйти на обнальщиков, раскрыть сеть и затем «подмять» ее под себя. Однако с той же долей вероятности возможна и другая версия: в Татарстане создана комиссия по борьбе с налоговыми недоимками, этот штаб возглавил вице-премьер Шамиль Гафаров. Вполне возможно, что сигнал припугнуть обнальщиков был дан и правоохранительным органам.
Рассмотрение подобного уголовного дела летом 2016 года стартовало в Вахитовском райсуде Казани. По версии следствия, его фигуранты провели через фиктивные счета 1,6 млрд. рублей. На скамье подсудимых четыре человека (пятый участник полностью признал вину, содействовал следствию и уже амнистирован), а основателем и руководителем группы называют председателя исполкома региональной общественной организации «Профсоюз работников наемного труда «Столица» Олега Петрова.
Как считается, преступления совершались с января 2011 по июнь 2014 года. Клиенты, желавшие сэкономить на налогах и выдать зарплату в конвертах, создавали фиктивные затраты, в рамках которых перечисляли деньги фирмам-однодневкам. Эти фирмы разбрасывали деньги по зарплатным карточкам, оформленным на уже умерших людей или тех, кто не имеет представления об их существовании. Операция обналичивания завершалась в банкомате опустошением счетов. Себе обнальщики оставляли в среднем 3% — общая сумма их дохода составила 48,5 млн. рублей.
Подсудимым предъявлены обвинения по п.«а», «б» ч. 2 ст. 172 УК РФ («Незаконная банковская деятельность организованной группой с извлечением дохода в особо крупном размере»).
«ГОВОРИТЬ, ЧТО ПО ИХ СЧЕТАМ ПРОШЕЛ МИЛЛИАРД МОЖНО ТОЛЬКО УСЛОВНО»
Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты увеличение уголовных дел в отношении обнальщиков связывают с эффективностью работы полиции и указывают на то, что такого рода преступлений становится меньше.
Владимир Гусев — адвокат:
— Уголовные дела по «обнальщикам» благодаря МВД по РТ только в последнее время стали появляться в судах, поэтому обширная судебная практика пока не сформирована. Что касается дохода и сумм, которые обналичивали, это сложный вопрос. Они, условно говоря, 10 млн. рублей могли дробить и проводить по всем своим фирмам под фиктивными договорами, доказывая, что это реальные юрлица, которые ведут хозяйственную деятельность. Плюс, у них есть реальные затраты на ведение счетов и зарплаты, поэтому не так просто их выгоду даже просчитать. Также говорить, что по их счетам прошел миллиард можно только условно. Надо ждать проведения бухгалтерской экспертизы.
Мне кажется, на основании увеличения уголовных дел такого рода нельзя говорить о росте «обнала». Это у МВД появилась возможность оперативным путем, следственными действиями выявлять такие преступления.
Владимир Жуйков — заместитель председателя торгово-промышленной палаты РТ:
— Однозначно количество фирм, которые занимаются обналом, сократилось. Условия их работы стали намного сложнее, с той точки зрения, что и правоохранительные органы и банковский сектор подключился. Конечно, благодаря этому число таких компаний по обналичиванию средств сократилось.
Тут наблюдается комплекс мер, которые приняты и правоохранительными органами, и банковскими структурами. Одно без другого — и эффективность работы слабая. Это только совместно. Фискальная функция банка обо всех подозрительных операциях, больших объемов снятия налички и так далее, перекрестная проверка — все это приводит к синергетическому эффекту по сокращению фирм.