Коррупционный скандал в ГипроНИИавиапроме: Они просто брали и добровольно платили!

Источник
Топ-менеджера одного из мощнейших проектных институтов Татарстана судят за откаты: в свидетелях — 7 подрядчиков.
Процесс по делу замдиректора Казанского ГипроНИИавиапрома Сергея Хрунина стартовал в Авиастроительном районном суде. По версии следствия, за подряды на реконструкцию КАПО им. Горбунова на сумму 362 млн. рублей он получил «благодарности» на 15,5 млн. рублей — причем не только деньгами, но и мебелью. Побывав на суде, корреспондент «БИЗНЕС Online» выяснил, что Борис Тихомиров, директор института, проектировавшего, в частности, Иннополис и целый ряд объектов Универсиады, претензий к заму не имеет.

КАК ИНСТИТУТ ПОШЕЛ НА СТРОЙКУ

Первое заседание по делу о взятках в АО «Казанский ГипроНИИавиапром» («КазГап») стартовало в конце минувшей недели под председательством главы Авиастроительного райсуда Раиля Шайдуллина. На скамье подсудимых — экс-начальник департамента строительства минстроя РТ по Набережным Челнам, заслуженный строитель Татарстана, а ныне замгендиректора по капитальному строительству «КазГап» Сергей Хрунин.

Тень брошена на один из опорных проектных институтов Татарстана, который ведет отсчет своей деятельности с 1930-х годов. Исторически он специализировался на промышленном проектировании (КАПО им. Горбунова, КВЗ, КМПО), но сейчас, пожалуй, нет такой отрасли, где институт не был бы задействован. Всего за период 2010 - 2014 годов «КазГап», по данным официального сайта, выполнил 450 проектов с общим объемом инвестиций 225 млрд. рублей. На его счету и множество промышленных объектов, и спорткомплексы Универсиады (Дворец водных видов спорта, «Буревестник», «Олимп» и др.), и новые терминалы МАК, и Свияжский мультимодальный логистический узел, и жилье (ЖК «Магеллан»), и торговые центры (ТРК «Кольцо», ГУМ, «МЕТРО», «МЕГА»). Один из последних знаковых проектов — город Иннополис со всеми его крупными объектами. Выручка института за прошлый год — 2,4 млрд. рублей, половину которой обеспечили госконтракты.

Должность замгендиректора Хрунин до августа 2014 года совмещал с инвестиционно-строительным филиалом института. Это подразделение было создано в апреле 2012 года, когда «КазГап» почувствовал в себе силы заниматься не только проектированием, но и непосредственно организацией строительства в качестве генподрядчика. Как сообщается на сайте института, в этом качестве филиал поработал на объектах ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», ЗАО «АэроКомпозит», в ОЭЗ «Алабуга» и многих других.

Одним из первых объектов в сентябре 2012 года стал контракт на реконструкцию производственных корпусов на территории КАПО им. Горбунова (сейчас Казанский авиазавод), который ныне и породил уголовное дело. По версии следствия, эта стройка связала интересы Хрунина и 7 коммерческих компаний: руководители фирм поставляли директору «КазГап» деньги и прочие материальные ценности, а в ответ якобы получали от благодетеля подряды. В итоге, считает следствие, в накладе не остался никто: субподрядчикам достались контракты на 362,1 млн. рублей, Хрунину — деньгами и «борзыми щенками» — 15,5 млн., то есть чуть больше 4% от суммы.

ОТКАТЫ ШЛИ ЧЕРЕЗ БАРНАУЛ?

Схема обогащения, по версии следствия, такова. Деньги для Хрунина якобы оседали на счету специально созданного ООО «Трейдлок», зарегистрированного в Барнауле (собственницей числится некая Алена Пузырева).

Ведением счета общества занимался замдиректора «КазГап» Артем Лекарев, к слову, при даче показаний следствию он признался, что сразу предположил, мол, поступавшие в «Трейдлок» деньги — не что иное, как «откат» за предоставленные подряды. По словам Лекарева, это Хрунин дал понять ему изначально. Отметим, что суммарная выручка этой фирмы за 2012 - 2014 годы составила 296 млн. рублей. Не хочется верить, что все это откаты...

Согласно материалам дела, первые два транша барнаульской компании сделало ООО «СтройИнтер» (запомним это название) Александра Савицкого. «Трейдлок» получил эти деньги за якобы оказанные услуги аренды на общую сумму 2,9 млн. рублей. Взамен, считает следствие, строительная компания получила подряд по реконструкции производственного корпуса №82. А до конца 2014 года Хрунин подписал «СтройИнтеру» акты выполненных работ, по которым «КазГап» перечислил компании 78,6 млн. рублей.

В октябре 2012 года Хрунин на схожих условиях якобы предложил «партнерам» поучаствовать в реконструкции и техническом перевооружении производственного корпуса №11, кузницы и азотно-водородной станции. На сей раз его запрос оказался чисто дружеский — всего лишь оплатить за счет компании-субподрядчика мебель и технику для своей квартиры на проспекте Ямашева на общую сумму 390 тыс. рублей. Так в квартире у Хрунина появилась мебель, посудомоечная машина и варочная панель из IKEA, а у его контрагентов — подряды на 82,5 млн. рублей. Помимо прочего он якобы закрыл глаза на отсутствие у «СтройИнтера» свидетельства о допуске к работам, которые влияли на безопасность объекта.

По данным следствия, по отработанной схеме Хрунин предложил ООО «Вымпел-Инжиниринг» Наиля Гайнутдинова заказ на монтаж гипсометаллических панелей все на том же корпусе №82 КАПО. В знак благодарности он попросил изготовить для своего дома в Алексеевском районе Марий Эл три металлические двери и одну перегородку со встроенными стеклопакетами. А для «демонстрации деловых качеств» субподрядчика руководству «КазГап» Хрунин «посоветовал» безвозмездно поставить для нужд компании стройматериалы завода ЖБИ «Кулонстроя», а точнее: железобетонные сваи для строительства Иннополиса. Хрунину это сэкономило 150 тыс. рублей, а «Вымпел-Инжиниринг» получил контракты на 10,5 и 8 млн. рублей.

Подрядчика ООО «ВЭМС» глава филиала допустил к работам после того, как «Трейдлок» получил «за аренду» 1,7 млн. рублей. Но и это, наверное, того стоило: взамен компания оформила подряд на 25,8 млн. рублей. По аналогичной схеме, считает следствие, был заключен полумиллионный арендный договор с фирмой «Флортек» Ильшата Хафизова (как результат — контракт на 6 млн. рублей), ООО «СК «Леста» (100 тыс. отката — контракт на 1,2 млн. рублей) и с ООО «Вираж+» (185 тыс. рублей в обмен на подряд за 20,5 млн. рублей).

По несколько иной схеме, по версии следствия, Хрунин работал с ООО «АренаЭлектро» Игоря Толкишевского. Помимо «аренды» на 10 млн. рублей заслуженный строитель якобы попросил отчислять ему 8% с каждого денежного транша за выполненные работы. Но и сумма выполненных компанией работ в итоге оказалась внушительнее — 129 млн. рублей.

«ЭТО ДАЖЕ В ВЫСТУПЛЕНИИ ПУТИНА ПРОЗВУЧАЛО: НЕ ЛЕЗЬТЕ ТУДА!»

Отправной точкой для возбуждения уголовного дела стало заявление директора ООО «СтройИнтер» Савицкого, который якобы пришел в полицию с чистосердечным признанием. Следом с повинной в правоохранительные органы потянулись руководители остальных шести фирм, сотрудничавших с «КазГап». Их можно понять: за то, что они, как отмечали в прокуратуре, «добровольно сообщили» в правоохранительные органы о подкупе, их освободили от уголовной ответственности.

Хрунин же обвиняется по различным частям статьи 204 УК РФ («Коммерческий подкуп»). Сам он вину не признал, и, судя по первому заседанию, его защита настроена по-боевому.

Первым делом она обратила внимание на отсутствие в деле потерпевших. «Все уголовные дела заведены без заявлений коммерческих организаций, только на основании рапорта и явки с повинной, — возмутился в суде адвокат Хрунина Андрей Кропотов. — Заявление написал гражданин Савицкий, не директор ООО «СтройИнтер», а гражданин! То есть заявлений от коммерческих организаций не было. Ни от кого! Все явки с повинной идут от физических лиц».

Этот аргумент не смутил сторону обвинения: «Заявления в материалах уголовного дела есть, от Савицкого в том числе, — возразил зампрокурора Авиастроительного района Николай Седов. — Он пришел как кто? Как гражданин или как должностное лицо? Излагает в заявлении какие деяния? Связанные с его должностными полномочиями и деятельностью. Фирменный бланк, не фирменный бланк, сути это не имеет! Это добровольное заявление, и не важно, как оно называется. Юридическая природа одна. Человек приходит с заявлением самостоятельно!»

Отметим, что сам «КазГап» не стал комментировать ситуацию «БИЗНЕС Online», однако позиция института стала ясна в ходе заседания. Кропотов попытался приобщить к материалам уголовного дела заявление директора института Бориса Тихомирова. Тот не желает привлекать Хрунина к уголовной ответственности, поскольку ущерб проектному институту не был причинен. Кроме того, на данный момент Хрунин официально продолжает работать в должности замгендиректора по капитальному строительству «КазГап».

«Я против приобщения: раз заявление в правоохранительные органы, так пусть оно правоохранительными органами и рассматривается, — посмотрев на адвоката, заявил прокурор. — Сейчас идет уголовное судопроизводство, и такое заявление не имеет никакого отношения к этому». В итоге заявление приобщать не стали.

Интересно, что вместе с Хруниным на скамье подсудимых оказался Игорь Курамшин, по версии следствия, правая рука Савицкого в ООО «СтройИнтер». На суде он заявил, что обвинение ему понятно, но вину он не признает. Хотя следователям он говорил иное: для коммерсанта не было тайной, что замдиректора «КазГап» незаконно требовал денежное вознаграждение. В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» его адвокат Александр Коган объяснил, почему позиция его подзащитного кардинально поменялась. «Чтобы что-то признать, нужно иметь вину, — отметил адвокат. — Он признал вину, знаете, как? Это очень тонкий юридический казус. Он сказал, что знал об этом, но никуда не сообщил. За это не наказывают. Он не выполнил свой гражданский долг, будем говорить. А Савицкий, который написал заявление, освободился от уголовной ответственности, в отношении него в возбуждении дела отказано».

В целом сторона защиты упирает на то, что правоохранительные органы не должны вмешиваться в деятельность двух коммерческих структур. «Это даже в выступлении Путина прозвучало: не лезьте туда, — вытащил самый старший козырь Коган. — Если бы были какие-то вопросы, шли бы в арбитраж».

Ему вторит и адвокат Хрунина: «Там никто никого ни к чему принуждал, они просто брали и добровольно платили! — объяснил цели денежных перечислений подрядных организаций Кропотов. — И работали одинаково, кто платил, кто не платил. Все работали и получали свои деньги, никаких преференций ни у одной конторы не было. Про мебель это отдельный вопрос, который вообще никак не относится ко взаимоотношению фирм. Все смешали! Если еще дойдем до суда, то вы позицию по этому вопросу еще услышите».

Главный обвиняемый на процессе был предельно краток.

— Вину полностью признаете? — спросил судья Хрунина.

— Нет, не признаю, — слегка улыбаясь, покачал головой Хрунин.

— Свое отношение к предъявленному обвинению? — поинтересовался судья.

— Какое тут может быть отношение... — выдавил после недолгой паузы Хрунин, взглянув на адвоката.

На вопрос «БИЗНЕС Online» о том, были ли выполнены заказы на КАПО им. Горбунова, Хрунин сообщил утвердительно. «Если бы мы не выполнили, то сейчас все бы здесь сидели», — сказал он, улыбнувшись. Отметим, что в 2013 году за вклад в строительство первой очереди ЗАО «КАПО-Композит» заслуженному строителю РТ Хрунину была объявлена благодарность президента РТ.
Персоны Компании
Депутат Госдумы Сергей Катасонов может лишиться неприкосновенности
Правоохранительные органы Оренбургской области подозревают парламентария в покупке воинского звания и ученой степени, а также в финансовых махинациях.