В Оренбургской области разгорается скандал с выдвижением в кандидаты на пост главы региона депутата Государственной думы от ЛДПР Сергея Катасонова. По информации «Известий», у правоохранительных органов региона, где будет баллотироваться либерал-демократ, имеется ряд претензий к Катасонову, которые могут стоить ему не только лишения неприкосновенности, но и мандата депутата Госдумы. Эксперты отмечают, что подобные пятна в биографии Сергея Катасонова негативно отразятся на его выборной кампании и уменьшат его электоральную поддержку.
По данным «Известий», в настоящее время Следственное управление СКР по Оренбургской области совместно с региональным УФСБ России расследует уголовное дело о хищении руководством ООО «Строительное предприятие СВС» бюджетных средств, выделенных в качестве субсидий в рамках областной целевой программы «Развитие производственной базы жилищного строительства на территории Оренбургской области в 2007–2011 годах». Дело было возбуждено 26 сентября 2011 года по ч. 4 ст. 159 УК РФ «Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере или повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение».
Следователям материалы были переданы областной прокуратурой, которая поставила вопрос об уголовном преследовании учредителя ООО «Строительное предприятие СВС» Сергея Катасонова.
Согласно материалам дела, Сергей Катасонов в рамках вышеупомянутой программы взял кредит в Банке ВТБ в размере 100 млн рублей под строительство завода, затем из областной казны ему были выделены денежные средства на рефинансирование ставки по кредиту. Завод должен был быть построен до 2009 года, однако проект так и не был реализован. Как утверждается в материалах проверки прокуратуры, являясь учредителем ООО «СП СВС» и ООО «СВС-М» Катасонов мог похитить бюджетные денежные средства на общую сумму 9,3 млн рублей (что является особо крупным размером), которые, вероятнее всего, потратил на нужды, не связанные с реализацией задач Программы по активизации инвестиционной деятельности в строительном комплексе области. То есть он распорядился похищенным по собственному усмотрению, так как на момент окончания срока действия программы завод не построен и в эксплуатацию не сдан.
В январе 2013 года следователи планировали предъявить обвинение Сергею Катасонову, однако этого не произошло, так как к тому моменту он стал депутатом Госдумы и получил защиту в виде парламентского иммунитета. Как сообщил «Известиям» источник из окружения Катасонова, получить неприкосновенность ему помогло покровительство Игоря Удовиченко, который с мая 2011 года работал заместителем руководителя Управления по внутренней политике администрации президента, а также бывшего депутат Госдумы, министра правительства Московской области по долевому жилищному строительству Александра Когана, который представлял в нижней палате парламента как раз Оренбургскую область.
В то же время собеседник издания отмечает, что когда Катасонов шел по спискам ЛДПР в Госдуму, лидер либерал-демократов Владимир Жириновский не знал о внимании правоохранительных органов к деятельности Катасонова, в курсе биографии будущего депутата был только вице-спикер Игорь Лебедев.
Сам Лебедев заявил «Известиям», что дела были заведены еще до того, как Катасонов стал депутатом, но потом были приостановлены. Активизация их в момент избирательной кампании говорит о том, что Сергея Катасонова опасаются в регионе как серьезного кандидата на пост главы Оренбургской области.
— Сергей Михайлович всегда был в оппозиции к действующей власти в регионе, и он неоднократно отказывался сменить свой жесткий тон и позицию. И мы думаем, что это региональные власти давят на правоохранительные органы, так как Катасонов является единым кандидатом от парламентской оппозиции на этих выборах, — говорит Лебедев.
Помимо финансовых махинаций, в материалах дела Следственного управления СКР по Оренбургской области имеются факты незаконного приобретения кандидатом на пост главы региона ученого и воинского званий. При приеме в 2006 году в заксобрание Оренбургской области Сергей Катасонов предоставил анкету и документы, свидетельствующие о наличии у него воинского звания «подполковник запаса». Согласно копии военного билета приказом командующего Приволжско-Уральским военным округом № 15 от 27.09.2005, Катасонову присвоено воинское звание «подполковник». Однако в филиале Центрального архива Минобороны (г. Екатеринбург) приказа № 15 командующего ПУрВО на хранении не имеется, сведений о местонахождении архива нет. По данному факту было направлено письмо командующему Центральным военным округом о проверке ряда фактических обстоятельств выдачи военного билета Сергею Катасонову. В результате проверки подтверждены сведения об отсутствии у Сергея Катасонова звания «полковник».
Есть подозрения и в отношении получения Катасоновым ученой степени. С 2006 по 2013 год он получал в Оренбургском государственном аграрном университете надбавку за наличие ученой степени доктора наук. В ходе проверки правоохранительных органов выяснилось, что ученая степень была присвоена Катасонову организацией «Высший аттестационно-квалификационный комитет». А вот в Министерстве образования и науки утверждают, что диплом доктора наук, выданный этим комитетом, не является документом о присуждении ученой степени доктора наук, который предусмотрен государственной системой аттестации научных и научно-педагогических работников.
Сам кандидат от ЛДПР на пост главы Оренбургской области Сергей Катасонов уверен, что к нему нет никаких претензий со стороны силовых структур.
— Это кампания по моей дискредитации. Сейчас будут выдумывать, что я гей и пью кровь младенцев. Такие правила выборов. Меня боятся как конкурента на выборах, — заявил он «Известиям».
В комитете по регламенту Государственной думы сообщили, что от правоохранительных органов в нижнюю палату парламента никаких бумаг по Катасонову пока не поступало.
— Возможно, это связано с тем, что региональным следственным органам очень тяжело добиться лишения иммунитета депутата, так как представление должно направляться федеральными силовыми структурами. А это большая бюрократическая машина. Но если подобное имеет доказательную базу, то тут действительно стоит задуматься о том, стоит ли такому человеку быть народным избранником, — подчеркнули в комитете.
Сам же Сергей Катасонов в конце мая объявил себя единым кандидатом от оппозиции на выборах губернатора Оренбургской области, хотя официальной поддержки от других партий не получил. Политологи отмечают, что биография Катасонова может негативно сказаться на его кампании и на репутации оппозиции.
— Формально препятствий к выдвижению у него нет. Нет судимости. Но это будет серьезным ограничителем для кампании Сергея Катасонова. И без того она идет куда скромнее, чем планировалось. Широкая коалиции под вопросом. ЛДПР могут себе позволить репутационные риски, но те же «эсеры», которые собирались его поддержать, окажутся в некомфортном положении... — отмечает президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.
Глава Центра стратегических коммуникаций политолог Дмитрий Абзалов считает, что участие в выборах позволит Сергею Катасонову избежать уголовного преследования — это стандартная практика политизации экономических дел. Не исключено, что начало процесса в своем отношении он станет «демонизировать».
— Вместе с депутатской неприкосновенностью статус зарегистрированного кандидата дает больше шансов отказа на возбуждение уголовного дела. Любую попытку уголовного дела можно назвать политическим преследованием, попыткой его убрать, — считает политолог. — Политизация экономических дел — стандартная практика, и даже если нет шансов выиграть выборы, участвовать в них имеет смысл. К тому же депутатской неприкосновенности можно легко лишиться, и пример Митрофанова это показал.
Участие в выборах, по мнению политолога, помимо прочего позволяет усилить собственный статус, свои позиции в регионе на будущее, наработать историю в регионе, чтобы на следующих за губернаторскими выборах уже, например, в Госдуму по одномандатным округам жители знали кандидата, пусть и не выигравшего на предыдущих выборах, не считали его «варягом».
Вместе с тем Абзалов считает, что поддержка Катасонова ЛДПР может ударить по самой партии, негатив, который будет выливаться на него во время избирательной кампании, станет проецироваться и на нее.
— С точки зрения имиджа партии надо быть более осторожной в выборе кандидатов. Этот след останется надолго, им абсолютно точно воспользуются конкуренты, начнется кампания «Криминал рвется во власть», — рассуждает политолог.