Эти события происходят на фоне почти завершенного процесса передачи всех программ автокредитования Сбербанка «Сетелему», в результате которого последний станет одним из крупнейших в России игроков в этой части рынка.
ООО «Сетелем банк» принадлежит Сбербанку (74%) и французской группе BNP Paribas (26%). Сбербанк купил 70% «Сетелема» в сентябре 2012 года, когда организация носила название «БНП Париба Восток». Это приобретение государственный банк мотивировал планами по выходу на единственную часть банковского рынка, на котором ранее не присутствовал, — POS-кредитование (Point Of Sale) — это направление розничного банковского бизнеса, которое заключается в выдаче кредитов на товары в торговых точках. В октябре 2013 года Сбербанк увеличил свою долю до 74%, в течение ближайших трех лет намерен довести ее до 80%.
С покупкой компании Сбербанк начал передавать «Сетелему» свои программы автокредитования. Этот процесс должен завершиться к концу 2013 года, в результате чего «Сетелем» должен стать одним из главных на этом рынке банков. По данным «Фонтанки», на Северо-Западе Сбербанк уже передал «Сетелему» 95% своих программ. Компания уже начала сотрудничать с ААвтоВАЗом, УАЗом и Chevrolet. Объем выданных кредитов по состоянию на 1 июля 2013 года составил 17,1 млрд рублей, из них 10,5 млрд сумма автокредитов.
В преддверии этих грандиозных планов в «Сетелеме» произошел необычный для этой сферы трудовой конфликт. Как стало известно «Фонтанке», уволенный в ноябре глава петербургского представительства ООО «Сетелем банк» Иннокентий Калюжный в конце того же месяца обратился в Смольнинский районный суд с требованием восстановить его на работе и признать недействительной запись «уволен» в трудовой книжке. Поводом для увольнения послужили вменяемые ему претензии со стороны партнеров банка (торговых сетей «Эксперт», «М-видео»), якобы неэффективное управление кадрами, задержка зарплат и невыполнение плана по росту объемов кредитования.
Эти доводы экс-глава петербургского представительства посчитал надуманными, а их источником видит личную к нему неприязнь со стороны бывших начальников. В течение последних месяцев, как говорится в исковом заявлении, из-за этой неприязни он испытывал «горе, стыд, беспокойство, унижение, расстройство, разочарование». Кроме того, теперь ему сложно устроиться на новую работу из-за отметки в трудовой книжке.
Помимо этого, Калюжный пожаловался в полицию и прокуратуру на действия директора северо-западного подразделения «Сетелема» Дмитрия Мельникова (перешел в «Сетелем» в августе из банка «Траст»). Как утверждает бывший менеджер, в конце сентября Дмитрий Мельников якобы оказал на него физическое воздействие. «Стал бить меня кулаками в правое плечо, после этого входной дверью своего кабинета с размаху ударил мне по голове», — говорится в жалобе. Иннокентию Калюжному поставили тогда диагноз «закрытая черепно-мозговая травма» и выписали больничный.
В прокуратуру и трудовую инспекцию обратились несколько бывших подчиненных Калюжного, которые продолжают работать в банке. По их словам, после того как 14 человек из числа руководителей групп кредитных экспертов и менеджеров по развитию бизнеса подписали документ о несогласии с увольнением Калюжного, по их мнению, работников начали склонять к отзыву своих подписей, «угрожали» и «оказывали психологическое давление». «Ухудшение условий труда, регулярный запрос объяснительных записок (до трех штук в день) с целью нашего увольнения по собственному желанию», — приводятся аргументы.
Все злоключения, по мнению работников банка, исходят от Дмитрия Мельникова и директора департамента региональной сети Аскера Еникеева. В разговоре с «Фонтанкой» топ-менеджеры не стали комментировать претензии Калюжного и работников банка. «Нет никакого конфликта», — коротко прокомментировал Аскер Еникеев, попросив обратиться в пресс-службу банка. Вопросы «Фонтанки» в пресс-службе оставили без ответа.
Однако, как сообщили «Фонтанке» знакомые с ситуацией собеседники, позиция оппонентов Калюжного заключается в том, что факты, которые он излагает, по их мнению, далеки от действительности. Кроме того, банк является коммерческим предприятием, и руководители вправе сами себе выбирать коллег и подчиненных. В связи с этим менеджеры считают глупым вступать в спор и комментировать претензии Калюжного. «В любом случае на работе банка конфликт не отразится, а на банковской карьере Иннокентия, похоже, поставлен крест», — сказал один из собеседников.