Центробанк намерен ужесточить отчетность для нефинансовых организаций. По сообщению регулятора, с 1 октября текущего года все они будут обязаны отчитываться в репозитарий о внебиржевых сделках с производными финансовыми инструментами. Кроме того, по словам руководителя экспертной группы департамента развития финансовых рынков ЦБ Екатерины Абашевой, будет установлен порог, как для разовой сделки, так и для совокупности сделок, по достижении которого компании обязаны будут отчитываться. Размер порога составит 1 млрд и 10 млрд рублей соответственно.
Остается надеяться, что введение подобных ужесточений дисциплинирует компании, занимающиеся сомнительными манипуляциями на финансовых рынках. В этой связи может весьма показательно выглядеть пример «Транснефти», которая в 2014-2015 годах потеряла около 80 млрд рублей на странных сделках с деривативами. Примечательно, что Транснефть, у которой весь бизнес в рублях и валютный долг, поясняет, что она хотела защититься от неблагоприятных последствий снижения стоимости доллара - звучит абсурдно.
В реальности получается, что Транснефть не снижала, а наоборот, увеличивала свои риски, заключая спекулятивные сделки? Отдельный вопрос – с чего это вдруг нефтепроводная компания, занялась спекуляциями на валютном рынке? Столь сомнительная деятельность крупной компании, главным акционером которой является государство, вполне могла бы стать предметом расследования для правоохранительных органов. Кстати сказать, частные инвесторы Транснефти совместно с Ассоциацией профессиональных инвесторов (АПИ) неоднократно пытались получить разъяснения о потерях как в самой компании, так и других компетентных органах. Однако все запросы АПИ по всей видимости так и остались без ответа.
В финансовые спекуляции на валютном рынке Транснефть включилась еще в 2013 году – похоже, что компания делала огромные ставки на падение курса доллара. Аккурат тогда, когда начался обвал рубля. Финансовый «гений» руководства компании, возможно, так и остался бы незамеченным, однако, по итогам 2014 года чистая прибыль «Транснефти» по МСФО снизилась почти в 3 раза, вероятно именно из-за убытков от спекуляций. Весьма показательно выглядит и тот, факт, что размер убытков по валютным операциям более чем в два раза превышает суммарный объем дивидендов, выплаченных компаний за последние 18(!) лет и составивший всего 36,8 млрд рублей.
В начале февраля этого года Фонд UCP Ильи Щербовича, являющийся миноритарным акционером «Транснефти» попытался было через суд истребовать у компании документы о ее сделках с производными финансовыми инструментами за 2014-2015 годы . Судебному разбирательству предшествовали три официальных запроса, направленных UCP президенту «Транснефти» Николаю Токареву. Однако все они, видимо, остались без ответа. На этом фоне весьма двусмысленно выглядит вопрос Николая Токарева о раздаче денег налево и направо «Транснефтью» имея напряженную инвестпрограмму. Разве что игры на финансовом рынке топ-менеджмент нефтяного гиганта и выдает за «напряженную» инвест-программу.
Впрочем, управление финансами в компании уже давно, мягко говоря, не на высоте. Руководство компании даже не может ответственно подойти к выбору надежного банка. Так, в январе этого года ЦБ лишил лицензии Внешпромбанк, в котором у «Транснефти» и контролируемой ею компании ОАО «Новороссийский морской торговый порт» было размещено 9 млрд и 18,7 млрд рублей соответственно. Временная администрация была назначена в и банке Интеркоммерц , где «Транснефть» является одни из крупнейших клиентов, имея на счета 6,6 млрд рублей. Похоже, что на этот раз «Транснефти» не удастся по обыкновению убрать концы в воду. За сомнительные сделки отныне придется отчитываться в ЦБ, а тщательно скрываемую финансовую документацию придется все-таки предъявить.
Открытым пока остается вопрос о том, когда правоохранительные органы наконец обратят свое внимание на сомнительную деятельность топ-менеджеров «Транснефти». На днях СМИ сообщили об аресте бывшего руководителя «Русгидро» Евгения Дода , подозревая его в хищении 73 млн руб . Будем надеяться, что расследование сомнительных манипуляций руководства Транснефти - лишь вопрос времени.