Топ-менеджерам «Норникеля» в Финляндии грозит тюрьма или штраф

Источник
Полиция юго-западного региона страны передала в прокуратуру дело о нарушении природоохранного законодательства заводом в Харьявалте.
Топ-менеджерам «Норильского никеля» в Финляндии грозит тюрьма и денежный штраф из-за экологических нарушений, которые были допущены на заводе компании в Харьявалте. Полиция уже передала в прокуратуру дело о нарушении природоохранного законодательства местным заводом, принадлежащим «Норникелю». 

В прокуратуре финского города Пори «Известиям» подтвердили, что материалы дела от полиции получили.

— Для подготовки обвинительного заключения и передачи дела в суд понадобится несколько недель, — сообщил «Известиям» представитель прокуратуры.

По его словам, ответственным за нарушение экологического законодательства страны лицам c завода «Норильского никеля» в Харьявалте может грозить тюремное заключение на срок от 4 месяцев до 6 лет и денежный штраф, измеряемый десятками тысяч евро.

В июле прошлого года в результате ЧП на заводе «Норильского никеля» на западе Финляндии в местную реку Кеокемяки попало около 66 т никелевых отходов. По сообщениям финских СМИ, причиной выбросов в реку стала поломка оборудования (теплообменника) во время запуска производственного процесса на заводе. В результате содержание никеля в реке превышало обычные показатели в 400 раз.

Власти рекомендовали жителям ограничить использование речной воды, например, для полива огородов и пара в сауне, а найденную погибшую рыбу и моллюсков сдавать на исследование в Агентство безопасности продовольствия (Evira).

На пресс-конференции после аварии управляющий директор завода «Норникеля» в Харьявалте Йони Хаутоярви извинился перед жителями за утечку, добавив, что инцидент потряс и cамих работников предприятия. Он заявил, что компания несет полную ответственность за ЧП и позаботится о минимизации возможного ущерба.

После утечки с заявлением о проведении расследования по факту никелевого загрязнения в Харьявалте в полицию обратились представители Юго-Западного отделения Центра экономического развития транспорта и окружающей среды (ELY) Финляндии. Местная полиция расследовала инцидент как злостное экологическое преступление и нарушение законодательства об охране природы.

Представитель финской прокуратуры не смог ответить на вопрос о размере ущерба, причиненного выбросами с завода в реку Кокемяки.

Представитель Greenpeace в Финляндии Юха Арома также подтвердил «Известиям» информацию о том, что расследование дела завершено и оно передано в прокуратуру. Он также затруднился оценить размер причиненного природе ущерба.

Финские медиа назвали этот выброс крупнейшим в истории страны. Правда, по словам Арома, все-таки самый большой выброс вод, содержащих токсичные уран, сульфаты и никель, случился на руднике «Тальвиаваара» в 2012 году в результате прорыва отстойника. Два генеральных директора этого рудника были обвинены прокуратурой в нарушении природоохранного законодательства, сообщала финская пресса осенью прошлого года. Дело рассматривается в судах, где руководители предприятия должны будут ответить на обвинения истцов (несколько рыбных ассоциаций Финляндии, Государственный администратор лесного хозяйства, Центр экономического развития, транспорта и окружающей среды и еще два собственника предприятия).

Представители «Норильского никеля» отказались от комментариев.

Председатель экологического движения «Зеленый мир» Олег Бодров сказал «Известиям», что при оценке размере ущерба надо учитывать нарушение процесса воспроизводства популяций рыб и моллюсков, ведь в большинстве рек в Финляндии рыба нерестится.

— Важно, что приграничный сосед России так адекватно реагирует на нарушение природоохранного законодательства крупной промышленной компанией. Для «Норникеля» это будет уроком, который компания должна воспринимать правильно и не нарушать природоохранное законодательство не только в Финляндии, но и в России, — добавил Олег Бодров.

Юристы, опрошенные «Известиями», единодушны во мнении: оценивать результаты работы финской прокуратуры пока преждевременно, хотя уже завершение расследования дела полицией и пристальное внимание к нему общественности свидетельствует о том, что его не спустят на тормозах. При этом «Норильскому никелю» желательно выполнить мероприятия по минимизации последствий ущерба.

— В большинстве стран Евросоюза действует достаточно жесткое законодательство об ответственности за экологический ущерб. Как правило, она не может быть ограничена и может быть возложена как на компанию, так и на ее руководство. Может носить как гражданско-правовой, так и административный и даже уголовный характер. Минимизировать «наказание» можно прежде всего путем компенсации ущерба, нанесенного окружающей среде, выполняя соответствующий комплекс мероприятий.  Кроме того, экологические риски, как правило, страхуются, поэтому часть ущерба может быть покрыта такой страховкой, — сказал «Известиям» партнер, руководитель международной практики юридической фирмы «Некторов, Савельев и партнеры» Марат Давлетбаев.

Чем раньше последствия аварии будут полностью устранены причинителем вреда, тем меньше будет оснований говорить о привлечении к ответственности предприятия и его руководства, дополнительно подтвердивших тем самым свою добросовестность, считает Артем Родин, советник международной юридической фирмы CMS.

«Норильский никель» приобрел завод в Харьявалте у OM Group в 2006 году. Это самое крупное предприятие в Финляндии, принадлежащее российскому бизнесу. В 2014  году завод произвел 42,6 тыс. т никеля (44,2 тыс. т в 2013 году), следует из годового отчета компании. ГМК «Норильский никель» является крупнейшим в мире производителем палладия, а также одним из крупнейших — никеля, платины и меди. Владимир Потанин контролирует 30% акций «Норильского никеля», UC Rusal Олега Дерипаски — 28%, Crispian Investments (контролируется Романом Абрамовичем) — 6%, «Металлоинвест» — 3%, еще 33% акций компании находится в свободном обращении.
Персоны Компании
Бизнесмены, покинувшие Россию
"Компания" вспомнила наиболее известных предпринимателей, уехавшие за рубеж за последние пять лет.
«Я очень любил брать высокий риск, но только не криминальный»
Чем он рисковал, когда участвовал в приватизации «Акрона», зачем пошел на этот риск, почему уехал из России и зачем тратит часть состояния на благотворительность, объясняет Вячеслав Кантор.
Обзор 8-12 июня: «воровать» – так миллион
«Беспосадочный» полет персонажей, известных по громким финансовым скандалам, давно стал притчей во языцех. Но некоторые из тех, кого никак не удается присадить на нары, однажды могут жестко приземлиться.
Первый канал снял с эфира выступление вице-спикера Думы о пивном законе
Первый канал отложил выход передачи, в которой депутат-единоросс Андрей Исаев собирался отстаивать инициативу об ограничении продажи пива в ПЭТ-тарах. Его активностью по продвижению законопроекта недовольны единороссы.
Калуга как вершина айсберга коррупции
На вотчине губернатора Калужской области Анатолия Артамонова любят «пилить» бюджетные деньги.
Стржалковский — РБК: «Я вовлек друзей в Банк Кипра, был грех»
РБК поговорил с сослуживцем Путина по КГБ, бывшим гендиректором «Норникеля» и главным представителем интересов россиян в Bank of Cyprus Владимиром Стржалковским о проблемах банка, треть которого принадлежит россиянам.
Тимченко остался в Шереметьево
Миллиардер продал бизнес-терминалы, но оставил свой совет директоров.
Семимильная афера
Нефтяной бизнес в России постепенно подминает под себя строительный.
Намагниченный
Как приходят деньги к владельцу крупнейшей ритейл-сети Сергею Галицкому.
Расследование РБК: кто финансирует строительство новых храмов в Москве
С 2010 года в Москве действует программа «200 храмов»: РПЦ получила от столичных властей 143 земельных участка, всего построено 14 новых церквей. РБК выяснял, во сколько обходится строительство и кто дает на это деньги.
ВЭБ инициировал иск к Потанину почти на $68 млн
Инициатором иска к Владимиру Потанину и подконтрольной ему компании оказался ВЭБ. Банк намерен взыскать долг почти в $70 млн с бывших владельцев ОАО «Росхлебопродукт», который принадлежал Потанину через холдинг «Агрос»
Падение Кузбасса
Аман Тулеев отказывается от губернаторских амбиций из-за экономического спада в Кемеровской области.
Как водочный магнат Юрий Шефлер потерял Россию и завоевал мир
За 12 лет вынужденной эмиграции владелец S.P.I. Group закрепился на международном рынке, увеличил состояние до $1,75 млрд и сохранил добрые отношения с половиной списка Forbes.
Застройщик из Камбоджи: какие активы остались у Полонского
У обвиняемого в растрате средств дольщиков Сергея Полонского не осталось активов в России, рассказывали в марте сам бизнесмен и его адвокаты. А вот за рубежом он сохранил несколько проектов.
Скользкое увлечение: кто играет в хоккей с Владимиром Путиным
Владимир Путин увлекся хоккеем после того, как Россия выиграла право на проведение Олимпиады в Сочи.
Минсельхоз подобрал трех поставщиков для кафе Михалкова и Кончаловского
Поставщиками овощей и зелени для сети российского фастфуда «Едим дома!» могут стать компании ресторатора Аркадия Новикова и владельца автодилера «Авилон» Александра Варшавского.
Почему миллиардеры-строители растеряли свое богатство
В годы кризиса бурно росший когда-то рынок московской недвижимости рухнул. Что стало с его бывшими королями?
Жизнь после арбидола: как Виктор Харитонин завоевал рынок фармы
Деловые качества основателя «Фармстандарта», чье состояние приблизилось к $1 млрд, хвалят Роман Абрамович, конкуренты и чиновники. Сможет ли он потеснить западных производителей?