Тимченко остался в Шереметьево

Источник
Миллиардер продал бизнес-терминалы, но оставил свой совет директоров.
Год назад, сразу после введения санкций США, миллиардер Геннадий Тимченко (состояние $10,7 млрд) продал свою авиакомпанию – финского оператора бизнес-авиации Airfix Aviation Oy и два бизнес-терминала (в Шереметьево и Пулково-2). Покупателя бизнесмен не назвал.

Спустя год «Авиа групп» (бизнес-терминал в Шереметьево-1) работает с тем же составом совета директоров и демонстрирует рост, несмотря на общее стабильное проседание рынка бизнес-авиации. Летом у «Авиа групп» появится собственная авиакомпания. 

Большая распродажа

Компания «Авиа групп», контролирующая бизнес-терминал в Шереметьево (или терминал А), сама входит в корпорацию «А-групп», которой также принадлежит ООО «Авиа групп Норд» (владеет бизнес-терминалом Пулково-2). Владелец «А-групп» – кипрский офшор AGH Aviation Group Holding Cyprus Ltd., чьи бенефициары, как водится, не раскрываются. 

Контролирующие пакеты обеих дочерних структур «А-групп» – «Авиа групп Норд» и «Авиа групп», то есть обоих бизнес-терминалов в Москве и Питере – Тимченко продал в марте 2014 г. Тогда же был продан и скандинавский оператор бизнес-авиации Airfix Aviation Oy. Покупателем стало одно юрлицо, оно не раскрывалось. Смена собственника шла через смену учредителей кипрского офшора AGH Aviation Group Holding Cyprus Ltd., которому принадлежит «А-групп». Все дело было в том, что из-за санкций США против Тимченко и его компаний Airfix Aviation Oy не могла работать с американскими производителями бизнес-джетов. Так, американская авиастроительная корпорация Gulfstream, поставлявшая самолеты для Airfix Aviation Oy, прекратила техническое обслуживание личного борта Тимченко Gulfstream G650. Сейчас он стоит на приколе на Мальте. Между тем услугами Airfix Aviation пользовались дочерние структуры «Роснефти», «Газпрома», «Транснефти», члены правительства РФ и депутаты Госдумы.

Что любопытно, после Тимченко 30-процентную долю в «Авиа групп Норд» продал также Николай Шамалов, совладелец банка «Россия», учредитель дачного кооператива «Озеро», спонсор строительства так называемого дворца Путина возле Геленджика, также числящийся в санкционных списках США и Евросоюза. 

Кстати, Шамалову в Пулково принадлежала 40-процентная доля в еще одном бизнес-терминале, Пулково-3. Но с января 2014 г., как следует из данных «Контур-Фокус», доля Шамалова в Пулково-3 принадлежит его давнему знакомому Андрею Кузьменкову. Кузьменков возглавлял компанию «Росмодульстрой» (57,1% у ГК «Ростех»), которая в настоящее время банкротится, так как не справилась с проектом строительства модульных медицинских центров, финансируемых в том числе государством. Однако, что странно, представитель Шамалова утверждает, что тот остался совладельцем Пулково-3. 

Стоит отметить, что речь идет о довольно лакомых активах. Терминал бизнес-авиации в Шереметьево-1 – весьма крупный имущественный комплекс: 2700 кв. м, два ангара под бизнес-джеты на 22 самолета, вертолетная площадка, собственные тягачи.  «Авиа групп» имеет также собственную противобледенительную технику, использующуюся большинством авиакомпаний, летающих в Шереметьево. «80–90% бизнес-авиации сконцентрировано во Внуково-3. Так исторически сложилось. Это первый аэропорт, построивший терминал для бизнес-авиации. Нашим клиентам, живущим на Киевке и Рублевке, удобно добираться до него, – говорит Лев Шалаев, управляющий директор авиаброкера Leading Charter Technologies. – Но хочу заметить, что качество услуг терминала А в Шереметьево не уступает Внуково-3». «Наши клиенты предпочитают Внуково-3, – отмечает Алевтина Суханова, начальник отдела частных перевозок авиаброкера Velvet Avia. – Скорее всего, это происходит в силу традиции, более удобной дороги, но лично мне больше нравится бизнес-терминал в Шереметьево: там очень вежливый персонал, и сам терминал очень удобный». 

Терминал Пулково-2 площадью 3300 кв. м был переделан под VIP-терминал в 2012 г. Тимченко и Шамаловым. Его прежним собственником было ОАО «Аэропорт «Пулково», принадлежащее городу. «Авиа групп Норд» принимала гостей Международного экономического форума 2015 г. Ее постоянный клиент – хоккейный клуб СКА, президентом которого является Геннадий Тимченко, а вице-президентом – Роман Ротенберг, сын миллиардера Бориса Ротенберга

Еще и отель

Как утверждают источники «Ко», бизнес-авиацией интересы Геннадия Тимченко в Шереметьево не ограничивались. Предприниматель также является владельцем проекта отеля на 300 номеров в Шереметьево-1. К чемпионату мира по футболу-2018 в Северном терминальном комплексе, куда входит Шереметьево-1, появятся третья взлетная полоса (строит ПСК «Трансстрой» Егора Андреева, одногруппника Олега Дерипаски) и новый терминал В (инвестор TPS Avia Holding Ltd Аркадия Ротенберга, Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько). Первая очередь нового терминала В рассчитана на 15 млн пассажиров в год. В 2014 г. весь пассажиропоток в Шереметьево составил 31,5 млн, и если сейчас основной пассажиропоток принимает Южный терминал, то затем его сменит Северный. Поэтому новый отель будет востребован, хотя в радиусе десяти километров от аэропорта уже работает 59 гостиниц. В частности, владелец Ivashkevich Hospitality Станислав Ивашкевич говорит, что, несмотря на большое количестве отелей вокруг Шереметьево, новая гостиница будет востребована из-за ее удобной локации: она находится в зоне аэропорта. Но для управления нужен узнаваемый бренд – место обязывает. 

У Volga Group господина Тимченко миноритарная доля в проекте отеля, сообщил «Ко» представитель бизнесмена Антон Куревин. Мажоритарного партнера, долю и другие детали компания не раскрывает. В настоящее время стройка заморожена на стадии фундамента. Архитектура сделала объект недвижимости на $10 млн дороже, чем оправдано его будущими доходами. Кто будет управлять отелем, пока неясно – переговоры велись с Hilton и Kempinski.Площадка под отель находится на привокзальной площади Шереметьево-1. Чтобы освободить пятно застройки под гостиницу был демонтирован самолет ИЛ-18, установленный здесь к 20-летию начала полетов.  Это произошло в мае 2013 г:  самолет разрезали, и увезли в Химки.

Гостиничным проектом владеет ООО «Шереметьево-плаза». Это ООО учреждено «А-групп» совместно с кипрским офшором GPBI Ltd. в июле 2010 г. Этот же офшор – учредитель компании «Газкомплектаудит», связанной с Газпромбанком. С 2011 г. ООО «Шереметьево-плаза» на 100% принадлежит кипрскому офшору Chorisia Holdings Ltd. (данные «Контур-Фокус»). И учредители ООО «Шереметьево-плаза», и его гендиректор Александр Корнеев (брат замглавы Ростуризма Сергея Корнеева) с тех пор не менялись. Александр Корнеев сказал, что проект не афишируется и он ничего о нем сказать не может. Вероятно, партнером Тимченко остается офшор Газпромбанка. 

Развитие продолжается

Холдинговая корпорация «А-групп» продолжает свое развитие, несмотря на смену собственника. С августа 2014 г. «А-групп» руководит Евгений Туткевич, бывший зампредправления банков «Траст», Райффайзенбанк, «Русский стандарт», «МДМ Банк», экс-председатель совета директоров «Юниаструм банка». К авиации банковский топ-менеджер тоже имеет некоторое отношение: он владеет двумя самолетами, а его опыт пилотирования насчитывает 20 лет. В 2009 г. Туткевич работал финансовым советником во французской военно-промышленной группе Dassault, выпускающей бизнес-джеты, в том числе и для бывшей тимченковской Airfix Aviation Oy. Причем самолет марки Falcon 7X был взят на вооружение Airfix Aviation Oy именно в 2009 г., тогда, когда Евгений Туткевич работал в Dassault.

В середине «нулевых» партнер Туткевича по ООО «Свит-Лайн» Тимофей Комшин вместе с газпромовской структурой «Интеравиасервис» работал над созданием летательных аппаратов, но бизнес был быстро свернут. «Стройтрансгаз» Тимченко – крупнейший генподрядчик «Газпрома» по строительству газопроводов. Одним словом, Туткевич и Тимченко много лет работают с одними и теми же структурами, вращаются в одних деловых кругах. Airfix Aviation Oy продолжает сотрудничать с бизнес-терминалом Шереметьево. Туткевич не стал комментировать свои отношения с Геннадием Тимченко, а Антон Куревин заметил, что все, что компания хотела сказать о сделке с аэропортовыми активами, было сказано год назад. 

До санкций у «А-групп» Тимченко были планы по покупке терминалов за рубежом – на Украине, в Казахстане, Китае, Индии, странах Латинской Америки, а также по созданию собственной авиакомпании. Сейчас эти планы начинают постепенно реализовываться. 

Что нового?

Итак, формально присутствие Тимченко в Шереметьево минимизировано: бизнес-терминал продан, проект строительства отеля заморожен. Но так ли это на самом деле? 

На вопрос «Ко», что изменилось за год при новом собственнике, коммерческий директор «Авиа групп» Ольга Герасина говорит, что «в компании ничего не поменялось, включая взаимоотношения с поставщиками и подрядчиками услуг; у нас сохранилась прежняя структура корпоративного управления». Источник «Ко» сообщил, что сохранился в прежнем составе и совет директоров «Авиа групп». Раскрыть его состав Ольга Герасина отказалась. 

Зато дела в компании под руководством старого совета директоров идут хорошо. У нее увеличилось количество клиентов – операторов мировой авиации, их число достигло двухсот (среди них Global Jet Concept, NetJets Europe, Jet Aviation, ExecuJet Europe, London Executive Aviation и т.д.). Количество рейсов Airfix Aviation Oy в Москву тоже не сократилось. По итогам 2014 г. «Авиа групп» зафиксировала прибыль, прибыльной компания собирается быть и в текущем году. Выручка «Авиа групп» не раскрывается, но в 2013 г., по данным «Контур-Фокус», она составляла 413,3 млн руб., а вместе с двумя «дочками» из четырех, раскрывших данные, – более 800 млн руб. Все это происходит на фоне падения объемов бизнес-перевозок у других бизнес-терминалов. Кроме того, аэропортовые сборы в Шереметьево меньше примерно на 20%, чем во Внуково, и это привлекает клиентов. Наличие в составе группы бизнес-терминала в Пулково-2 дает возможность осуществлять более дешевые полеты из Москвы в Санкт-Петербург, чем у конкурентов. Рост «Авиа групп» может быть связан в том числе с новой дорогой – участком Москва – Санкт-Петербург – к этому аэропорту», – комментирует Лев Шалаев.

«Авиа групп» летом планирует запустить собственную авиакомпанию и получить сертификат авиации общего назначения (позволяет осуществлять перевозки в интересах владельцев), а затем сертификат эксплуатанта (позволяет выполнять чартерные перевозки или продавать услуги по авиаперевозкам). Детали о собственном парке самолетов, доле в объеме выручки группы Ольга Герасина сообщить отказалась. Самое популярное направление полетов клиентов «Авиа групп» – европейские города, летом – Ницца (Франция) и Италия. Русские богачи по-прежнему любят Лазурный Берег. 

Все эти факты позволяют сделать предположение, что бенефициарами бизнес-терминалов остаются компании господина Тимченко. Во всяком случае, в мировой истории корпораций не было примеров, чтобы новый собственник не поменял совет директоров. «Как правило, если члены совета директоров не меняются, то состав акционеров тоже остается прежним, – говорит Сергей Савельев, партнер юридической компании «Некторов, Савельев и партнеры». – Но прямой связи все же нет, и другие акционеры тоже могут выбрать прежний состав совета директоров». К тому же акционеры не раскрываются. Кроме того, сохранилась и старая клиентура. Стоит напомнить, что около 30% акций в компании «Русское море» (в настоящее время «Русская Аквакультура») Тимченко продал своему зятю Глебу Франку, 44% нефтетрейдера Gunvor – давнему партнеру Торбьерну Торнквисту, с которым организовал этот бизнес. 

Подобным же образом поступил и Шамалов с бизнес-терминалом Пулково-3: доля в нем досталась Андрею Кузьменкову.
Персоны Компании
Аркадий Ротенберг и Геннадий Тимченко рискуют уйти в минус на стройке
Крупнейших строителей нефтегазовой инфраструктуры ждут плохие времена — «Газпром» и «Роснефть» заставят их работать в минус. Такой прогноз делает один из лидеров рынка — «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга
Семимильная афера
Нефтяной бизнес в России постепенно подминает под себя строительный.
Расследование РБК: кто финансирует строительство новых храмов в Москве
С 2010 года в Москве действует программа «200 храмов»: РПЦ получила от столичных властей 143 земельных участка, всего построено 14 новых церквей. РБК выяснял, во сколько обходится строительство и кто дает на это деньги.
Несогласованный скандал: что мы узнали из удаленного интервью «Свободы»
«Радио Свобода» опубликовало, а потом удалило интервью бизнесмена Максима Фрейдзона, в котором он обвинил Владимира Путина в коррупции. В Кремле заявляют, что западные СМИ готовят информационную атаку на президента.
На торжества в честь святого князя Владимира потратят более 1 млрд руб.
1000-летие со дня смерти князя Владимира будет отмечаться как церковно-государственный праздник по всей стране и за рубежом. Памятники, ремонт церквей его имени, концерты и конференции оплачиваются в том числе из бюджета.
Застройщик из Камбоджи: какие активы остались у Полонского
У обвиняемого в растрате средств дольщиков Сергея Полонского не осталось активов в России, рассказывали в марте сам бизнесмен и его адвокаты. А вот за рубежом он сохранил несколько проектов.
Скользкое увлечение: кто играет в хоккей с Владимиром Путиным
Владимир Путин увлекся хоккеем после того, как Россия выиграла право на проведение Олимпиады в Сочи.
Друг с чутьем: зачем знакомому Сергея Чемезова янтарный бизнес
Вслед за «Ростехом» в янтарную промышленность пришел бизнесмен Виталий Мащицкий, советник и друг гендиректора госкорпорации Сергея Чемезова. РБК разбирался, что происходит на рынке янтаря с оборотом минимум в $1 млрд
Почему миллиардеры-строители растеряли свое богатство
В годы кризиса бурно росший когда-то рынок московской недвижимости рухнул. Что стало с его бывшими королями?
Жизнь после арбидола: как Виктор Харитонин завоевал рынок фармы
Деловые качества основателя «Фармстандарта», чье состояние приблизилось к $1 млрд, хвалят Роман Абрамович, конкуренты и чиновники. Сможет ли он потеснить западных производителей?
Российские кресла оказались удобнее французских
Экс-глава EdF предпочел "Росатом" Thales.
Ария титана: как миллиардер Вячеслав Брешт променял бизнес на оперу
Переехав в Израиль, экс-совладелец титанового монополиста ВСМПО слушает оперу, инвестирует в биотехнологии, банки и стартапы. Его состояние за год выросло почти вдвое.
"Пирамида" Михаила Балакина
У владельца девелоперской компании "СУ-155" осталось два пути: банкротство или распродажа активов.
Александр Ткачев: полевой командир
Как экс-губернатор Краснодарского края, а теперь министр сельского хозяйства России сделал свой бизнес.
Фигура, надутая газом
Украинский олигарх Дмитрий Фирташ — австрийскому правосудию: «Мы получили результат, который хотели. Порошенко стал президентом, а Кличко — мэром».
"Мостотрест" - от частного к квази-государственному
Новый владелец "Мостотреста" - структура НПФ "Благосостояние" - вызывает опасения у рынка из-за своей непрозрачности.
В хищениях из "Станкоимпорта" появился немецкий след
Руководитель русской бизнес-группы PwC в Германии заочно осужден в России.
Норильский ковчег: как Владимир Потанин стал богатейшим человеком России
Компания «Норильский никель», еще несколько лет назад трещавшая по швам из-за корпоративного конфликта, сделала своего гендиректора лидером списка Forbes.