России угрожает бензиновый кризис. Причина в том, что наша страна все больше становится экспортно зависимой. Все усилия власти по контролю над ценами на бензоколонках, а также существующая система акцизов выталкивает крупных собственников из бензинового бизнеса. Позиция крупных компаний все более потребительская. Они стремятся заработать везде, где только можно, а если маржа падает, стараются поскорее избавиться от неприбыльного бизнеса.
Последние недели основным ньюсмейкером для отечественной нефтяной индустрии стала компания ЛУКОЙЛ. Один из лидеров отрасли оказался причастным сразу к нескольким громким информационным поводам – к сообщениям о продаже 30% фирменной сети АЗС и Ухтинского НПЗ, а также к скорому началу беспошлинных поставок российской нефти на нефтеперерабатывающие предприятия Узбекистана. Последнее, как ожидают аналитики, может привести к существенным потерям для бюджета РФ – до 30 млн долларов ежегодно.
Это свидетельствует о том, что экономика России становится все более сырьевой. Производство и продажа топлива стремительно становятся неинтересны бизнесу, и раз так, то впереди – нехватка горючего и его рост в цене.
Ненужные заправки
Информация о готовящейся ЛУКОЙЛом продаже трети своих заправок появилась в самом конце марта. Неофициально компания, контролирующая пятую часть топливной розницы в России, объяснила такие планы «экономическими причинами». Эксперты верят в такое объяснение. «Причины трудностей следующие: рост акцизов на бензин и в целом неблагоприятная экономическая ситуация, особенно в регионах», – объясняет аналитик отдела анализа мировых рынков ИК «ФИНАМ» Вадим Сысоев. «Причины таких намерений кроются в снижении рентабельности розничного бизнеса», – добавляет начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских. При этом, по его словам, «повышение налоговой нагрузки, а также сдерживание цен в благоприятные для роста периоды грозят заморозить подобную ситуацию».
Действительно, по данным Независимого топливного союза, за последние годы власти ощутимо «поддушили» отрасль, одновременно настаивая на сдерживании цен и увеличивая налоги. Только один акциз на бензин класса Евро-5 с 2015 по 2017 год возрос почти на 63%. В результате маржа торговцев топливом снизилась с 2 тыс. рублей с тонны до 8 рублей.
Что любопытно, сокращая свою сеть в РФ, ЛУКОЙЛ планирует развивать АЗС в других странах, где, очевидно, торговля бензином более выгодна. По информации главы аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александра Пасечника, «компания рассматривает расширение сбытовых сетей за периметром, например в Турции и ряде европейских стран, так что это стратегия «перетока». Что касается упомянутой трети АЗС, то они все же могут найти нового владельца. Уже называются потенциальные покупатели активов – это представители Катара, Китая, Швейцарии. При этом российские компании к красно-белым АЗС на словах не проявляют интерес. И это тоже показательно.
Невыгодное дело
Кроме заправок ЛУКОЙЛ, если верить сообщениям СМИ, намерен избавиться от Ухтинского НПЗ. Причем сделать это он может даже «с дисконтом к рыночной цене». Такое решение вряд ли покажется удивительным, если учесть, что чистая прибыль предприятия с 2015 по 2016 год сократилась более чем в 6 раз. Потому весьма вероятно, что избавление от заправок и завода – звенья одной цепи.
«Рост проблем в торговле нефтепродуктами в России обусловлен нерыночными методами регулирования внутренних цен на бензин и прочие виды топлива», – объясняет аналитик по товарным рынкам «Открытие Брокер» Оксана Лукичева. «Необходимость удержания цен на низком уровне с целью стабилизации социальной обстановки и недовольство компаний-производителей отсутствием индексации цен на уровень инфляции выражаются в ограничении производства нефтепродуктов», – уточняет эксперт.
В красной зоне – регионы ЦФО, по сути, оставшиеся, пусть и временно, без собственных топливных производств. «Особенно напряженная ситуация складывается в центральных регионах, так как Московский НПЗ находится на ремонте. Продажи нефтепродуктов независимым трейдерам ограничены, иногда топливо в регионе просто невозможно купить», – добавляет Оксана Лукичева.
По ожиданиям наблюдателей, в ближайший год политика «стабилизации социальной обстановки» за счет удержания цен будет продолжена. «Цены на нефтепродукты в России в 2017 году продолжат расти из-за повышения акцизов темпами порядка 5%», считает главный аналитик «Промсвязьбанка» Екатерина Крылова. «В текущем году в пределах 5–7% вероятен рост цен на бензин, но еще надо следить и за инфляцией – регуляторы ставят задачу нефтяникам не выходить по году за ее рамки по топливной индексации», – соглашается с прогнозом Александр Пасечник. Что же касается начала 2018-го, то, как говорит эксперт, «будет действовать негласный мораторий на индексацию цен на топливо – скорее всего по политическим соображениям – до президентских выборов. Такая практика уже имела место».
В результате получается, что отечественным нефтяникам выгоднее сосредоточиться именно на сырье. Чтобы изменить положение вещей, «государству необходимо либо стимулировать технологическое обновление основных мощностей в отрасли, либо перенести налоговую нагрузку на другие сферы экономики, считает аналитик ИК QBF Роман Кузнецов.
Со своей стороны, Георгий Ващенко уверен, что ситуация, при которой экспорт сырья выгоднее переработки и торговли топливом, временная. «При дальнейшей отрицательной рентабельности в этом сегменте просто настанет дефицит топлива. Не исключаю, что подобные проявления могут возникать осенью. В этом случае цены очень быстро подскочат и топливо появится», – объясняет представитель «Фридом Финанс».
Стадо из одной коровы
Испытывая трудности в нефтепереработке, отечественные компании грозят столкнуться и с проблемами при экспорте нефти. Сейчас стоимость сырья находится у отметки 50 долларов за баррель. В определенной степени этот уровень держится за счет действующих ограничений на добычу – соответствующее соглашение было достигнуто 10 декабря прошлого года странами ОПЕК и некоторыми примкнувшими к организации экспортерами. В мае состоится очередная встреча, посвященная судьбе ограничений. Большинство наблюдателей полагают, что мораторий продлен не будет. И это может обрушить котировки.
По мнению Вадима Сысоева, «риски, что цена пойдет ниже, крайне высоки, и факторов очень много – начиная от продолжающегося роста добычи нефти в США и заканчивая общерыночной ситуацией, которая на текущий момент спокойная». «Черный лебедь» может прилететь в любой момент», – предупреждает аналитик ИК «ФИНАМ». С коллегой с некоторыми оговорками соглашается Николай Подлевских. «Вероятность ухода цен ниже 50 долларов расцениваю как высокую. В основном это будет определяться способностью ОПЕК продлить действующие с января соглашения. Но даже в случае провала этих переговоров цены вряд ли пойдут к минимумам начала 2016-го», – говорит эксперт.
В январе прошлого года баррель уже добирался до стоимости 34,73 доллара. К слову, это близко к показателям обвала кризисного 2008 года, когда сырье снижалось даже ниже 34 долларов. К сожалению, отечественному бюджету, критически зависящему от торговли природными богатствами, остается лишь молиться о том, чтобы сбылись хорошие или в крайнем случае умеренно оптимистичные предсказания.
КОНКРЕТНО
Почему топливо в России постоянно дорожает? Как выясняется, доля переработки, маржи торговцев, не говоря о стоимости нефти, в бензине и солярке не самая значительная. 60% в их стоимости занимают акцизные и налоговые сборы. 16% – это наценка АЗС. 13% – наценка НПЗ. 7% – расходы на транспортировку. И лишь 4% составляет собственно стоимость нефти.
При этом доля акцизов будет только возрастать. Так, в 2017 году сбор с автобензина класса Евро-5 составляет 10,13 рубля за литр, в 2018-м он увеличится до 10,535 рубля. Дизельное топливо соответственно отдает бюджету в 2017 году 6,8 рубля, в 2018-м расстанется с 7,072 рубля. И это только акциз. Кроме него в цену топлива закладываются налог на добавленную стоимость, налог на добычу полезных ископаемых, налоги на прибыль, имущество, фонд оплаты труда и так далее.