Череда арестов губернаторов продолжилась задержанием главы Удмуртии Александра Соловьева. Кресло под ним шаталось уже давно, хотя в должности руководителя Удмуртии Соловьев находился всего ничего – с осени 2014 года. Что же он успел натворить за это время?
Как сообщается, Александр Соловьев обвиняется в получении взяток в особо крупном размере за оказание помощи дорожным фирмам. Сразу после задержания суд арестовал его сроком на два месяца, поместив под стражу. Здесь стоит отметить, что у Соловьева имеются проблемы со здоровьем – год назад он был прооперирован в Германии и лишился почки, что формально могло являться основанием для помещения его под домашний арест. Потому такая строгость выглядит весьма показательно.
Осваивать дорожные фонды Соловьев, пришедший из дорожно-строительного бизнеса, стал сразу же, как только занял губернаторское кресло. Младшая дочь Соловьева Юлия Башкова заняла должность заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства, старшая – Евгения Сирик – стала учредителем сразу нескольких дорожных компаний. Не остались в стороне муж младшей и гражданский муж старшей дочери. Однако очень скоро начались расследования и задержания. Еще один заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства республики, полный тезка губернатора, был задержан ФСБ еще в октябре 2016 года. Так один Соловьев начал давать показания против другого. Спустя пять месяцев последовал арест.
Анекдот недели
В последнее время российских губернаторов все чаще сменяют через СИЗО.
Доходный губернатор
А как, казалось бы, хорошо все начиналось для господина Соловьева в памятном 2014 году, когда он сменил Александра Волкова, правившего Удмуртией 20 лет.
– Александр Соловьев почти 24 года отработал в системе дорожного хозяйства Удмуртии, – рассказал депутат регионального Госсовета республики Энвиль Касимов. – Потому все радовались: ну вот, теперь у нас хотя бы будут отменные дороги!
Соловьев и правда не скупился на щедрые обещания. Так, он обещал отремонтировать все дороги, сдать бассейн с 50-метровой дорожкой в Ижевске, а также построить многофункциональный физкультурно-оздоровительный комплекс «Университет Арена». Не менее рьяно он защищал Холмогорский лес, даже выходил на субботники с лопатой и граблями... Но вскоре лес стали вырубать под строительство очередного торгового центра. В свою очередь, Ярушкинский дендропарк стали рушить, чтобы построить новый коттеджный поселок. Под коммерческое жилье отдали и земли Ижевского водохранилища. Народ почувствовал себя обманутым.
Свысока Александр Соловьев отнесся и к программе ликвидации ветхого жилья. Вот только один красноречивый пример. В микрорайоне Симониха города Сарапула проживают в основном пожилые люди. Все они обитают в ветхих деревянных домах, построенных в 60-е годы. При этом каждую весну эти люди остаются один на один с половодьем. Из-за этого к ним не могут приехать ни пожарные, ни «Скорая помощь», а буханка хлеба в поселке стоит 130 рублей (учитывая почти постоянное бездорожье). Тут бы и переселить этих несчастных из бараков, да еще с проблемной территории. Однако Соловьев, похоже, решал свои проблемы. И весьма успешно: за два года он стал одним из самых «доходных» губернаторов. Сам Соловьев владеет двумя земельными участками – 3710 и 2148 квадратных метров, его супруга имеет свои наделы – 350 и 1000 квадратных метров. Кроме того, семье принадлежат четырехкомнатная квартира и дом площадью 412 квадратных метров.
У «Доньи Пепы»
Если заглянуть в рейтинг коррумпированности регионов, который в 2016 году опубликовала Генеральная прокуратура, то можно увидеть, что Удмуртия оказалась в этом списке в первой десятке. Рост коррупции за год превысил 113%: 79 зафиксированных преступлений против 37 в 2015 году. Особо много коррупционных дел в сфере ЖКХ – ни один регион не отличился таким количеством экономических преступлений. В 2016 году в регионе выявлено более 1 тыс. экономических преступлений.
Также недавно прокуратура Удмуртии проверяла исполнение законодательства об охране здоровья, обусловленного большим количеством жалоб, поступающих от граждан. Выяснилось, что более 90% автомобилей «Скорой помощи» в регионе давно выработали свой ресурс, также в республике огромный дефицит реанимационных коек и реанимобилей для оказания медицинской помощи новорожденным. Помимо этого массово закрываются больницы. К примеру, в городской больнице № 7 в Ижевске работало лор-отделение, куда народ записывался за месяц. Однако его закрыли. К слову, зарплаты медиков при Соловьеве в регионе сократились на 30%.
Ижевские журналисты раскопали и такую любопытную информацию: оказывается, господин Соловьев не брезгует офшорами и заграничными домиками. Так, владение кипрской фирмой Moscovima Trading LTD еще недавно приписывали Соловьеву, потом он ее, похоже, куда-то сплавил.
Однако было установлено: Соловьев покупал недвижимость на Кипре. Появилась информация и о возможной причастности господина Соловьева к приобретению недвижимости в Испании. В частности, муниципалитет Альморади, расположенный в провинции Аликанте, несколько лет назад выдал два свидетельства регистрации недвижимости, заверенных нотариусом доном Мануэлем Ортизом Рейна. Счастливыми владельцами недвижимости в престижном районе «Донья Пепа» стали граждане Соловьевы из Удмуртии – дон Александр и донья Елена. Теперь понятно, почему за глаза удмуртского губернатора зовут «испанский соловей».
Дорожные аферы
Вероятно, у следователей еще дойдут руки до испанских вилл, но пока что в приоритете расследование афер в дорожной сфере. Ясно одно: все то, что связано с ремонтом дорог, было под контролем родных и близких Соловьева. Самыми громкими стали скандалы при строительстве мостов через реки Буй и Каму. Мост через Каму – давняя и заветная мечта местных жителей, поскольку много лет все они пользовались лишь паромной переправой. Местные журналисты уже выяснили: при строительстве камского моста железобетонные опоры заменили на металлические, при этом стоимость проекта осталась прежней.
В ноябре 2016 года на дорожных предприятиях прошли обыски. По всей видимости, пришли и к обеим дочерям губернатора Соловьева. Силовики профильтровали весь рынок дорожного строительства и сделали вывод: он выстроен в интересах узкого круга Соловьева и Ко. По версии следствия, в 2014–2016 годах Соловьев получил от подрядчиков, строящих мосты через реки Каму и Буй, взятку в 139 млн рублей, а также долю участия в фирме стоимостью 2,7 млн рублей. За этих «барашков в бумажках» Соловьев должен был обеспечить незамедлительную оплату работ из федерального и регионального бюджетов. А также быстрое выделение лицензий на геологическое изучение недр, разведку, добычу песка и гравия.
Как рассказал депутат регионального Госсовета Удмуртии Энвиль Касимов, строительство мостов через реки Каму и Буй в Удмуртии, которые фигурируют в уголовном деле Соловьева, неоднократно становилось причиной громких скандалов. В том числе и по невыплатам заработной платы. «Мы на сессиях рассматривали обращения строителей и представителей студенческих отрядов о невыплате зарплаты. Была большая задолженность, но со студенческими отрядами быстро рассчитались, а вот со строителями ситуация оказалась затянутой», – пояснил он.
Всего в деле о взяточничестве в Удмуртии уже арестованы четыре человека. Следственные действия продолжаются. Губернаторопад продолжается?
КСТАТИ
Следователь Роман Мухачев, который сопровождал г-на Соловьева в Басманный суд, заявил, что Следственный комитет объединит дело Александра Соловьева с другими делами коррупционной направленности. Роман Мухачев намекнул на возможную квалификацию действий фигурантов расследования по ст. 210 УК РФ (организация преступного сообщества или участие в нем). В Басманном суде следователь Мухачев подтвердил наличие недвижимости в Испании у господина Соловьева. Именно поэтому бывшего главу Удмуртии отправили в тюремную камеру.