От сумы и тюрьмы: претензии кредиторов к Рейману растут, но помогут ли варианты спасения?
Группа «Ангстрем» бывшего ее собственника, и бывшего министра связи Леонида Реймана может перейти под контроль властей Татарстана. 16 февраля 2022 года Шестой Арбитражный апелляционный суд оставил без изменения решение Арбитражного суда Москвы о взыскании с АО «Ангстрем» более 1,5 млрд рублей. Средства были взысканы в пользу контролируемого «Татнефтью» банка «ЗЕНИТ».
В свою очередь «Татнефть» контролируется Республикой Татарстан. Таким образом, обанкроченный бизнес Реймана вполне может стать собственностью татарстанских элит. Вопрос лишь в том, как решительно будут настроены банкиры: решат вопрос полюбовно или Реймана доведут до сумы и тюрьмы.
В ходе судебного спора вскрылись факты того, как в 2013 году компания «Ангстрем» заключила с банком «ЗЕНИТ» договор об открытии кредитной линии. Еще один аналогичный договор был заключен в 2015 году. А в 2019 году «Ангстрем», набрав кредитов, платить по ним перестал. В итоге общий объем долга (включая тело кредита, проценты, в том числе просроченные) превысил 1,5 млрд рублей.
Для погашения этого долга суд разрешил реализацию имущества «Ангстрема», заложенного при открытии кредитных линий. Таким образом, на торги должно быть выставлено имущество «Ангстрема», находящееся в обороте. Также будет продано недвижимое имуществ. Продажа основных активов «Ангстрема», очевидно, сделает невозможной производственную деятельность компании. Однако, нельзя исключать, что с торгов это имущество будет приобретено дружественными Леониду Рейману лицами. Это позволит закрыть вопрос с банком «ЗЕНИТ», возможно, даже не более выгодных, чем возврат кредитов условиях, а заодно обезопасить имущество от посягательства третьих лиц.
В то же время, если банк «ЗЕНИТ» будет настойчив, ситуацию можно будет начать рассматривать и в уголовной плоскости. Например, в плане преднамеренного доведения Группы «Ангстрем» до банкротства. Тем более залогодержателем 51% акций «Ангстрема» банк «ЗЕНИТ» стал как будучи под контролем «Татнефти».
Очевидно, что в случае с банком «ЗЕНИТ» у Группы «Ангстрем» вряд ли получится разрулить ситуацию так же, как в случае с ВЭБом. Еще в 2008 году Внешэкономбанк (ныне - госкорпорация ВЭБ.РФ) открыл «Ангстрему» кредитную линию на 815 млн евро для покупки европейского завода AMD, одного из крупнейших в мире производителей чипов. Но грянул кризис, и кредитная линия была заморожена.
Весной 2011 года Леонид Рейман объявил себя акционером одной из структур «Ангстрема», после чего ВЭБ, председателем которого сегодня является Игорь Шувалов, разморозил финансирование. Со временем деньги, полученные от Внешэкономбанка, отбить не удалось, так что в 2018 году ВЭБ конвертировал долг в уставной капитал и приобрел все акции зеленоградского производства «Ангстрем-Т».
А спустя год и вовсе было объявлено о банкротстве завода. Однако с учетом того, что это предприятие является стратегически важным для оборонно-промышленного комплекса страны, было решено оздоровлять его. Однако позже разговоры и прочие попытки оздоровления поутихли. А в январе 2020 гожа ВЭБ подал иск на 90 млрд рублей к АО «Ангстрем», поскольку оно выступало поручителем по кредиту компании «Ангстрем-Т».
Так что, если не найдутся желающие еще раз профинансировать отечественного «босса микроэлектроники», а банк «ЗЕНИТ» (и, возможно, ВЭБ) по-прежнему будут настойчивы, то Рейману, придется думать уже не о прожектах и легких деньгах, а о хорошем адвокате.
***
Как и в любой конфликтной ситуации, которая от деловой и управленческой борьбы, в которую входит и информационная, переходит к физической, главный вопрос: бить ли первым.
Сегодня мы видим, что стороны подошли к исчерпанию ресурсов информационных атак. Красной линией со стороны Украины и их союзников была эвакуация посольств, а также бегство олигархов и чиновников, а со стороны Донбасса и России - эвакуация мирных жителей с территорий, близких к линии соприкосновения. Что дальше? Дальше может быть или гашение управленческой борьбы, или переход к борьбе физической. Для классического сценария США осталось только найти биологическое или химическое оружие на территории ЛДНР, потому что больше аргументов не осталось.
С учетом того, что Украина потратила непозволительно много для этой страны денег на бряцанье оружием, а в настоящее время в районе Донбасса Украина сосредоточила воинский контингент до 200 тысяч человек, властям нужна война. Причем, война победная. А иначе их просто не поймет население. Да, в России тоже не все отлично с экономикой и качеством жизни с 2014 года, но это несравнимо с тем, что происходит в ранее братской стране. То есть, попытка вернуть Донбасс неизбежна, так как если сейчас этого не сделать, то страна развалится изнутри.
Россия же устала от геополитических конфронтаций, это фиксируют многие аналитики, и население устроит любой вариант, хотя, конечно, сегодня большинство настроено на бескровный вариант развития событий, так как, несмотря ни на что, "глубинный народ" продолжает сопереживать братскому народу Украины.
Однако, понимая, что среди военного контингента, стянутого к границе, есть группы иностранных наемников, чья работа - война, а не мир, а также большое количество участников добровольных батальонов, то есть откровенных неонацистов, подконтрольных Авакову, вопрос мирного разрешения ситуации с той стороны практически не стоит. Ведь к обычной пропаганде в этом случае, примешивается борьба за власть со стороны до сих пор влиятельной группы националистов, которые мечтают о войне, чтобы вернуться к власти.
И здесь надо понимать, что если ты вступил в управленческую борьбу с деловым оппонентом, она, скорее всего, и останется борьбой управленческой, а часто борющиеся стороны в итоге переходят к крепкой дружбе, выяснив отношения. Но если напротив тебя шайка маргиналов, которая не слышит никаких аргументов, а только ищет повода для драки, то одной из целей должно быть поиск момента, чтобы ударить первым и побольней.
Война - это страшно, но власти России должны понимать, что если она неизбежна, как и неизбежно то, что даже если чудом войны получится избежать, например, вывезя всех пророссийских жителей с Донбасса, оставив территорию Украине, то там к власти придут нацисты и следующие провокации уже будут не на границах ЛДНР, а на сегодняшних границах России, или даже внутри страны, например, в Крыму.
Сегодня Россия стоит перед самым тяжелым выбором за десятки лет, к которому она пришла попытками деловой борьбы за спокойствие на Донбассе с теми, кто хочет только драки...
***
В Нижнем Тагиле развивается скандал с вице-спикером Гордумы, единоросом Игорем Базилевичем. Базилевич настолько обнаглел от своего положения, что не стесняется верховодить местными полицейскими, которые пытались пресечь незаконные действия его сына, грубо нарушавшего ПДД и способного стать убийцей на дорогах.
В 2020 году его сынок Владимир Базилевич, уже лишенный водительских прав за невменяемое вождение, вновь был остановлен сотрудниками ГИБДД. Последние доставили его в отдел, но вынуждены были столкнуться с административным давлением отца нарушителя, Игоря Базилевича.
Вице-спикер надавил на начальника местного ГИБДД Анатолия Чернова через главу тагильского МВД, своего друга Ибрагима Абдулкадырова. В итоге депутатского сынка отпустили восвояси. Но потом обстоятельства этого постыдного дела всплыли, и отпустившие преступника сотрудники полиции сами были задержаны и привлечены к ответственности за превышение должностных полномочий.
В итоге Анатолия Чернова и двух его коллег из ГИБДД осудили на реальные сроки. Но понятно, что они просто исполняли распоряжения начальства, а после стали козлами отпущения. А вот Игорь Базилевич и его друг, глава МВД Ибрагим Абдулкадыров, наоборот, не понесли никакой ответственности. Разве что репутационные издержки. Как, собственно, и Базилевич-младший, который продолжает ездить без прав по Свердловской области.
Поражает пофигизм вице-спикера. Он делает вид, что ничего не произошло, на вопросы журналистов об этом не отвечает. Сейчас его коллеги по «Единой России» решают вопрос об исключении Базилевича из партии. Но, кажется, даже эта беда обойдет его стороной. А что если его сын, отмазанный папой, однажды убьет человека за рулем?