После серии бравад об успешном исполнении программы «Чистая вода» на территории Челябинской области, а также заверений чиновников о скором окончании строек, деньги на которые выделяли из федерального бюджета, муниципалитеты разорвали сразу два крупных договора с подрядными организациями. Компания, отвечавшая за сети водоснабжения в Еманжелинском районе, подписала с чиновниками соглашение о добровольном расторжении сделки, недовыполнив работы на несколько миллионов. Строители водозабора в Нязепетровске решили через суд восстановить свой госконтракт, ссылаясь на бюрократические проволочки и затягивание процесса передачи объекта со стороны города. Удивительно, что муниципальные чиновники не приняли к оплате никакие работы, хотя не отрицали, что на протяжении всего лета сотрудники «Росводоканала» работали на объекте. Более того, Управление ЖКХ Нязепетровска уже в 2022 году попыталось расторговать новый аукцион с идентичными показателями как по объему работ, так и по финансам. Пока закупка «поставлена на паузу», но вот взыскание гарантийного платежа с «Совкомбанка» остановить не удалось. Суд решил, что в случае сохранения госконтракта чиновники с легкостью смогут вернуть деньги банку.
Арбитражный суд Челябинской области обязал МКУ «Управление ЖКХ Нязепетровского муниципального района Челябинской области» (УЖКХ) приостановить аукцион по выбору подрядной организации, которая за 149 млн рублей займется «Строительством системы хозяйственно-питьевого водоснабжения Нязепетровска, базирующейся на Нязепетровском водохранилище на реке Уфа».
Обеспечительные меры были наложены в рамках судебных разбирательств между муниципалитетом и первым исполнителем данного контракта – ЗАО УП «Росводоканал».
Контракт с аналогичной стоимостью был подписан еще в марте 2021 года. Новый водозабор должен был появиться в городе до конца 2022 года в рамках федерального проекта «Чистая вода».
В октябре УЖКХ решило разорвать отношения с подрядной организацией, ссылаясь на то, что с сентября сотрудники «Росводоканала» не появлялись на объекте. Муниципалитет уведомил компанию о расторжении договора в одностороннем порядке и через суд потребовал с «Совкомбанка», который выступал гарантом исполнения обязательства, вернуть аванс в 44 млн рублей.
Удивительно, что на протяжении всего прошлого лета чиновники активно рапортовали о рабочем процессе, публиковали фотографии в СМИ, при этом с компанией не было подписано ни одного акта выполненных работ.
Сегодня в рамках встречного иска «Росводоканал» настаивает на признании решения муниципалитета незаконным, требуя вернуть ему госконтракт, ссылаясь на недоработку со стороны ответственных за проект чиновников из команды губернатора Алексея Текслера. Рассмотрение спора намечено на 15 марта.
Дальнейшая судьба проекта в Нязепетровске пока неизвестна: на фоне нестабильной внешнеполитической ситуации серьезно выросли цены как на стройматериалы, так и на оборудование, которое должны были использовать при реализации проекта. Выделенных денег, скорее всего, уже не хватит для завершения работ. Более того, в случае окончательного расторжения договора чиновникам, вероятно, придется оплатить часть работ, которыми они отчитывались, в том числе и на федеральном уровне.
В конце прошлого года министр строительства и инфраструктуры Челябинской области Юлий Элбакидзе называл Нязепетровский водозабор одним из основных проектов, которые будут реализованы в рамках «Чистой воды» в 2022 году. В общей сложности на работы в рамках программы планировалось выделить 692 млн рублей. В 2021 году объем финансирования был заявлен на уровне 480 млн рублей, а к декабрю прошлого года планировали завершить проект реконструкции централизованной системы водоснабжения в Красногорском сельском поселении (Еманжелинский район).
«Проект стоимостью 55 миллионов рублей реализуется при поддержке губернатора Челябинской области Алексея Текслера в рамках национального проекта «Чистая вода», – говорится на сайте правительства региона. Жителей летом 2021 года уверяли, что вскоре они будут получать «чистейшую воду из новых артезианских скважин».
Несмотря на позитивные отчеты чиновников, 30 декабря 2021 года администрация Красногорского подписала соглашение о расторжении муниципального контракта, в рамках которого дополнительных претензий к московскому подрядчику «Энергостройальянс» предъявляться не будут. До этого компании было выставлено требование о выплате штрафа в 106 тыс. рублей за несвоевременное исполнение обязательства.
В общей сложности исполнителю перечислили 46 млн рублей, и нового конкурса на выбор подрядчика для завершения работ муниципалитет не объявлял.
Третьим анонсированным губернатором крупным проектом госпрограммы «Чистая вода» в 2021 году была насосно-фильтровальная станция в Озерске. УКС Озерска в конце мая 2021 года подписало контракт на реконструкцию системы водоснабжения города стоимостью 165 млн рублей. 3 декабря был подписан еще один договор на исполнение завершающего этапа реконструкции насосной станции.
Исполнителем финишных работ стоимостью 88 млн рублей стало ООО «Мегаполис» из Челябинска (принадлежит Ивану Сахарову). Федеральные и региональные средства подрядчику предстояло освоить менее чем за месяц. Удивителен факт, что через 6 дней после подписания договора власти Озерска подписали акты выполненных работ в общей сложности на 58 млн рублей.
В данном случае у наблюдателей возникает закономерный вопрос: как компания, специализирующаяся на стройке, смогла так оперативно купить на открытом рынке дорогостоящее оборудование и ввести его в закрытый город – контур ГК «Росатом»?
В УКС Озерска «Правде УрФО» заявили, что работы, как и планировалось, были завершены до конца 2021 года.
«Никаких предварительных договоренностей с поставщиком не было. Работы выполняли в рамках закона. Пуско-наладка оборудования завершена. В этом месяце насосно-фильтровальная станция выйдет на проектную мощность», – подчеркнул руководитель муниципального УКСа Дмитрий Куваев.
Стоит напомнить, что ранее УФАС по Челябинской области рассматривало жалобу от ООО ГК «Континент», которое говорило о нарушении ФЗ в ходе проведения этой закупки. Доводы заявителя признали обоснованными, но результаты конкурса отменять не стали, ограничившись требованием внести корректировки в госконтракт.