Тайнолигархи

Источник
Отец и сын Хотины скупили часть Москвы, но никто не знает, откуда они взяли деньги.
Олигарх Сулейман Керимов продает торговый комплекс«Модный сезон», расположенный в бывшей гостинице «Москва» (теперь Four Seasons Hotel Moscow). Объект, стоящий в самом сердце столицы,между Кремлем и зданием Государственной думы, долго искал своего покупателя – что поделаешь,на дворе кризис. Однако желающие выложить 350 млн долларов за элитный магазин, похоже, все-таки нашлись.

По информации Forbes, его владельцами могли стать собственники компании «Комплексные инвестиции» отец и сын Юрий и Алексей Хотины. Впервые слышите эту фамилию? Да, в отличие от Абрамовича, Дерипаски и прочих воротил российского бизнеса о Хотиных практически ничего не известно. И оттого ситуация выглядит особенно удивительной – за последний десяток лет Хотины скупили в Москве сотни тысяч метров недвижимости, успешно вошли в нефтяной бизнес, но до сих пор мало кто может сказать, что это за люди и откуда родом их капиталы. Да что там – даже их лица являются тайной!

Казалось бы, невероятно – в наше время, когда можно выяснить едва ли не всю подноготную практически любого мало-мальски значимого человека, оказывается, возможно засекретить свою жизнь не хуже шпиона-нелегала. Журналисты разводят руками – как ни пытались они не то чтобы взять у Хотиных интервью, но хотя бы просто получить комментарий, все попытки заканчивались провалом. Не найти в Интернете и ни одной фотографии коммерсантов. Хотя именовать их таким образом, пожалуй, вряд ли уместно. Коммерсант – это владелец ларька у метро, а в случае с загадочными Хотиными, если верить «Ведомостям», речь идет о контроле примерно над 2 млн квадратных метров недвижимости, в которые входят крупнейшие торговые комплексы и бизнес-центры столицы. Одна только сдача помещений в аренду, по сведениям Forbes, приносит отцу и сыну 320 млн долларов в год. А с недавних пор в загашнике у них есть еще и нефтяная компания, доходы от которой перекрывают арендные прибыли вдвое. Олигархи – иначе и не скажешь.

Быстро, решительно, незаконно?

Если что и известно достоверно, так это то, что приехали Хотины из Белоруссии. На родине они сначала занимались импортом косметики, затем запустили собственное производство. Со временем местный рынок оказался мал, и Хотины перебрались в Москву, наладив выпуск парфюмерии в помещениях мясокомбината «Микомс». В кризис 1998-го «Микомс» обанкротился и белорусские предприниматели по бросовой цене приобрели на торгах его здание.

«Покупай дешево» – гласит первый закон успешного бизнеса. По-видимому, Хотины усвоили его хорошо, потому как дальше история становления их империи начала разворачиваться совсем интересно. «Хотины не ждали, пока компания обанкротится сама, а переходили к активным действиям, меняя руководство предприятий. Так, например, произошло с Московским мыловаренным заводом, компанией «Игелснаб», ОАО «НТЦ «Содружество МВД РФ», – сообщало в 2013 году агентство экономической информации «Прайм».

Схема при этом использовалась жесткая. В случае с Московским мыловаренным заводом владелец 65% его акций Михаил Завертяев только впоследствии случайно узнал, что в число акционеров каким-то образом вошли Хотины. Обращение в прокуратуру успехом не увенчалось. Как писал Forbes, на очередное собрание акционеров представители Хотиных пришли в сопровождении бойцов ОМОНа. Вскоре на Завертяева было совершено покушение. Было возбуждено уголовное дело, но затем расследование прекратилось. «Ребята из РУБОПа объяснили мне, что им звонил Владимир Пронин, тогдашний начальник ГУВД Москвы, и не дал расследовать это уголовное дело», – приводило издание слова Завертяева.

Не менее удивительная история произошла с владельцем ООО «Игелснаб» Игорем Ставруловым, который решил продать принадлежащее ему производственное помещение. Приобрести здание на условиях оплаты в рассрочку изъявили желание Хотины. Однако платежи вскоре прекратились, и Ставрулов решил расторгнуть сделку. Каково же было изумление коммерсанта, когда он узнал, что уже не является собственником «Игелснаба».

Суды тянулись два года, сделка по продаже здания в итоге была признана недействительной, но вернуть себе здание он все равно так и не смог. Схемы по получению очередных квадратных метров использовались креативно. «После того как компании Хотиных приобрели несколько зданий бывшего завода «Синтез», у остальных владельцев возникли проблемы, – цитирует «Компромат.ру». – Новый владелец части зданий ограничил доступ посетителей, перестал пускать автотранспорт, ввел платный въезд». После этого владельцы оставшейся части зданий, надо полагать, оказались более сговорчивыми.

Атлант расправляет плечи

Так или иначе, к концу нулевых Хотины контролировали уже значительную часть московской деловой недвижимости. А летом 2011-го прозвучала сенсация – МТЗ «Рубин» продал знаменитый торговый комплекс «Горбушкин двор». Легендарную Горбушку вместе с ТЦ «Филион» приобрели структуры Юрия и Алексея Хотиных. По оценкам экспертов, сумма сделки могла составить 500 млн долларов. Такие деньги располагают уже совсем к другому масштабу.

В конце 2012 года никому не известная на рынке компания «КраунСити» приобрела у Сбербанка 100% акций нефтяной компании «Дулисьма», которой принадлежит лицензия на Дулисьминское нефтегазоконденсатное месторождение в Иркутской области. По общему мнению, за «КраунСити» стояли именно Хотины. Позже была предпринята попытка приобрести компанию «Самара-Нафта». Как передавало РБК, Хотины предлагали за нее продавцу – американской Hess – 2,35 млрд долларов, едва не отобрав сделку у ЛУКОЙЛа.

Возросшие претензии белорусских рантье вскоре почувствовали и другие олигархи. В 2013-м агентство Bloomberg сообщило, что Алексей Хотин включился в гонку за компанию «Уралкалий», оказавшуюся в центре российско-белорусского скандала. Он предложил владельцу «Уралкалия» Сулейману Керимову выкупить 33% акций компании. При этом Хотину пришлось вступить в клинч с Михаилом Прохоровым, который сам желал стать акционером крупнейшего в мире производителя калийных удобрений.

Большой семейный секрет

И все же возникает вопрос: отчего бизнес семьи окружен таким флером таинственности? Конечно, деньги, как известно, любят тишину – недаром в лихие 90-е все старались максимально держать свои дела в тени, не без оснований опасаясь наездов со стороны криминала и рейдеров. Однако сегодня все олигархи на виду, чего же так боятся Хотины? Если верить прессе, путь в их офисе повсюду преграждают железные двери, а под зданием даже проложен подземный ход. Какие секреты скрываются там? Эксперты полагают, что причиной тайны может быть происхождение капитала.

Звучала версия, что Хотины могли подняться на деньгах кого-то из белорусских чиновников. Впрочем, есть и иное предположение – как сообщали «Ведомости» со ссылкой на свой источник, на рынке бытует мнение: на самом деле активы вообще принадлежат не им – они лишь «фронтуют» кого-то из силовых структур. Коль так, то это, как говорится, многое объясняет.

Справка

Чем владеет семья Хотиных:

БЦ «Петровский» БЦ «Куб» БЦ «Стендаль» БЦ «Агат» БЦ «Орликов плаза» БЦ «Нижегородский» БЦ River side БЦ «Сущевский» БЦ «Очаково» БЦ «Технопарк синтез» БЦ «Смирновский» БЦ «Капитал» БЦ Cherry tower БЦ Silver Stone БЦ «Центр-Т» ТЦ «Горбушкин двор» ТЦ «Филион» БЦ «Красный богатырь» Офисно-складской центр «Фаворит» Нефтяная компания «Дулисьма»
Персоны Компании
Александр Дюков: герцог Арктики
Александр Дюков: путь от инженера до главы «Газпром нефти».
Максима Финского ищут в Нью-Йорке
Сергей Янчуков требует с бывшего топ-менеджера "Норникеля" $160 млн.
Небо, самолет, Ротенберг
Шереметьево еще не приватизировали, а три миллиардера, в том числе «друг Путина», уже создают новые правила.
Плешаков потребовал возобновить продажу билетов «Трансаэро»
Александр Плешаков снял с себя ответственность за судьбу «Трансаэро» и объявил новому руководству, что готов к банкротству перевозчика.
Вагит Алекперов получит право приватизировать пляж в Серебряном Бору
Почти гектар земли в Серебряном Бору, арендуемый Вагитом Алекперовым, лишен статуса особо охраняемой природной территории. После завершения всех процедур президент ЛУКОЙЛа сможет при желании приватизировать участок.
Деньги вкладчиков "Евротраста" проследили до совладельца
Завершено дело о хищениях 3,5 млрд рублей в банке.
Особенности национального PR
О чем молчат пресс-секретари.
Менеджер шторма: как президент «Связного» уберег компанию от кризиса
Этот год для сотового ретейлера стал одним из самых тяжелых: его основатель Максим Ноготков утратил контроль над своими активами. Но благодаря Майклу Тачу ключевые сотрудники группы не разбежались.
Расследование РБК: как зарабатывает Высшая школа экономики
ВШЭ, созданная на волне либеральных реформ 1990-х, теперь получает миллиарды, работая как экспертный центр для правительства и администрации президента. РБК разбирался, как ей удалось завоевать деньги и доверие государства.
Ушел в нирвану: как Николай Цветков строил корпоративную культуру в «Уралсибе»
Онтологи и нумерологи, йоги и эзотерики многие годы окружали руководство «Уралсиба». Пока его владелец Николай Цветков искал истину, убытки банка за пять лет достигли 29 млрд рублей.
Дагестанская тяга РЖД
Почему смена руководства РЖД не сделает естественную монополию «ближе к народу»
Почему из «Уралкалия» выдавливают миноритариев
Эксперты считают, что Дмитрий Мазепин пытается взять под контроль финансовые потоки предприятия.
Жизнь после «Тройки»: чем занимается Рубен Варданян
Один из самых известных российских инвестбанкиров готовится вести бизнес с наследниками миллиардеров. Что он им предлагает?
Золотые миноритарии: названы все владельцы акций Polyus Gold
В числе акционеров компании обнаружились партнеры Аркадия Ротенберга и Сулеймана Керимова.
Гайзергейт
Как власть и экспертное сообщество отреагировали на арест главы Коми.
Группировка Гайзера: за что арестовали руководство Республики Коми
Впервые в истории России губернатор объявлен руководителем преступного сообщества. В ОПГ главы Коми Вячеслава Гайзера, по версии следствия, входили, среди прочих, вице-губернатор, спикер Госсовета и член Совета Федерации.
Этот поезд в огне
Иркутские выборы: политический ландшафт России не изменился, но намек на то, что это вполне возможно, вышел зримый и весомый.
Миллиарды на арене: как «Спартак» зарабатывает на «Открытие Арена»
Строительство стадиона «Открытие Арена» обошлось владельцу «Спартака» Леониду Федуну в 14,5 млрд руб. РБК разбирался, сможет ли предприниматель окупить самый современный стадион в России.