Все последние дни околовоенные круги будоражило открытое письмо, будто бы написанное морскими пехотинцами 155-й бригады Тихоокеанского флота.
«В очередной раз нас бросили в непонятное наступление, – было написано в нем. – В результате мы и морпехи Камчатки наступаем на Павловку. В результате «тщательно» спланированного наступления «великими полководцами» мы потеряли за 4 дня около 300 человек убитыми, раненными и пропавшими без вести. 50 процентов техники. Это только наша бригада».
300 убитых на 3000 военнослужащих – это от триумфальной виктории далеко.
Скандал тут же докатился до губернатора Приморского края Олега Кожемяко, который сначала пообещал во всем разобраться, а потом успокоил:
– Мы связались с командирами наших морпехов на передовой... От них информация по поводу боев за Павловку такая: «Наступаем жестко, да потери есть, но далеко не такие».
В подтверждение чиновник выложил в сеть видео неких бойцов, которые уверяют:
– Есть, конечно, и раненые, и погибшие, но мы продолжаем сражаться.
А в Минобороны вообще заявили, что «за счет грамотных действий командиров подразделений потери морпехов за данный период не превышают 1% боевого состава и 7% ранеными, значительная часть которых уже вернулись в строй».
И неважно, насколько объявленные цифры реалистичны. В любом случае встанут в этот строй отнюдь не все. Сына губернатора Приморья морпеха Никиту Кожемяко, например, в Павловке вряд ли дождутся.
Таких не берут из разведки
Служить в морской пехоте сложно, но престижно. Однако Никите Кожемяко повезло: несмотря на проблемы со зрением, десять лет назад его взяли по призыву именно в морпех.
– Служить хотел либо в воздушно-десантных войсках либо в морской пехоте. Потом подумал и рассудил – раз сам родился во Владивостоке, то и быть мне морпехом, – откровенно рассказывал он потом сам, как будто это он имел право окончательно все решать, а не военком. – Честно говоря, мне совершенно не нужно было «косить». Я закончил бакалавриат и мог спокойно, абсолютно официально продолжать учебу. Затем получить ученую степень, и все – военкомат отпускает. Но я специально взял академический отпуск пошел служить. Потому что не считал, что этот год станет для меня потерянным. Отцы служили, деды, а мы чем хуже?
Потом были марш-броски по сопкам, десантирование и с парашютом, и с кораблей, стрельба из АК-74, РПК, ПКМ и ПКВТ… Больше всего, признавался, нравились пулеметы. Потому и специальность у Никиты была такая – разведчик-пулеметчик. Вот только применять ее в нынешних условиях Кожемяко-младший предсказуемо не спешит.
С начала объявления мобилизации военкоматы кого только не гребли: и больных, и неслуживших. Повестки приходили даже мертвым. А человек, который несколько месяцев своей жизни потратил как раз на то, чтобы овладеть нужной военной специальностью, до сих пор не на передовой. Да ладно потратил время он: государство угробило столько сил и денег на то, чтобы подготовить его именно к такой ситуации, а, выходит, все зря.
Держи краба
Это былинный Никита Кожемяка сражался с лютым змеем. Никита Кожемяко, губернаторов сын, если и сражается сегодня, то за деньги. С 2018 года он возглавляет мамину компанию «Вымпел» (работает в сфере недвижимости и владеет пакетом акций «Преображенской базы тралового флота»).
Свой бизнес у Кожемяко-младшего тоже имеется – не на один миллиард рублей. «Собеседник» насчитал у него с полтора десятка фирм, которые занимаются и рыболовством (как морским, так и пресноводным), и сельским хозяйством (выращивание зерновых, овощей, бахчевых), и ресторанно-гостиничным обслуживанием, и консервированием, и перевозками, и складированием, и торговлей…
Названная в честь бизнесмена водка «Никита Кожемяко», Сергей Жуков и Полина Гагарина на его свадьбе, зажигательные вечеринки в ночном клубе «Особняк» во Владивостоке и 290-метровая квартира за 300 млн. рублей в элитном ЖК «Knightsbridge Private Park» в Москве… С таким набором Никите Олеговичу больше к лицу не тельник, а деловой костюм. Ну или хипстерский прикид. Морпеховский берет он надевает не в окоп, а для красивых фото.
20 октября, спустя месяц после объявления Путиным частичной мобилизации, Никита Кожемяко вместо того, чтобы попасться в сети военкомата, сам поймал «золотую рыбку». Вместо повестки получил себе еще одну рыболовную фирму – «Посейдон Лтд». Не иначе, бог моря помог.
Такие люди, обычно, получают от жизни все, включая квоту на освобождение от призыва. А еще лучше – сразу две. В конце августа, когда ВСУ начали контрнаступление под Херсоном, фирма «Восход» сына губернатора выиграл очередной аукцион по распределению квот на вылов краба на ближайшие 15 лет. А своих крабов морпех Кожемяко не бросит.
Так прямо и заявил:
– Всем нам сейчас важно сплотиться. Поддержать нашего президента и наших ребят, которые сейчас ведут непростую борьбу!
Фотка со свастикой
На страничке Никиты Кожемяко в интернете «Собеседник» наткнулся на его фото со свастикой. Свастика, правда, оказалась буддистской, с лучами против часовой стрелки, однако еще в начале 2015 года Конституционный суд запретил публично использовать в России даже такую символику, поскольку независимо от направления лучей это «может причинить страдания людям, чьи родственники погибли во время Великой Отечественной войны». Любого украинца за подобные фото тут же бы обвинили в нацизме, но сыну губернатора демонстрировать, видимо, можно и не такое.
Последняя запись разведчика-пулеметчика в «Инстаграм» после того, как сеть была признана экстремистской и запрещена в России, тоже касалась совсем не противостояния с НАТО, а… отключению в этой соцсети монетизации:
«Дорогие блогеры, тиктокеры, ютьюберы и инстадивы! В это нелегкое для вас время, когда монетизация отключена, а охваты аудитории стремятся вниз словно крутое пике - предлагаем Вам настоящую работу, которая способна принести реальную пользу обществу! Собирайтесь большой дружной компанией и приезжайте к нам на Михайловские теплицы! Совсем скоро там подрастут огурцы и помидоры, которым очень нужна ваша поддержка добрым комментом и конечно же искренним лайком!»
Правда, на предложение одного из подписчиков «Лучше ты сам в Украину съезди, там тебе будет что собирать», Кожемяко, почему-то, не ответил. Точно также не ответил Никита и на вопросы «Собеседника», не было ли у него желания присоединиться к его товарищам-морпехам на Донбассе, не приходила ли ему повестка, а если нет, то почему, и почему он тогда не пошел на фронт добровольцем.
Может, после этой публикации ответит. Если не словом, то хотя бы делом.
«Дайте мне набрать роту из детей элиты, и война через день закончится», - фраза, которую приписывают генералу Александру Лебедю.