Марат Хуснуллин назначен одним из вице-премьеров РФ. "Idel.Реалии" предлагают вспомнить публикацию 2016 года, в которой речь идет о тогда еще вице-мэре Москвы (и уже экс-министре строительства Татарстана) и его связях с офшорами.
Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл - Россия" просит прокуратуру проверить экс-главу Минстроя Татарстана, а ныне вице-мэра Москвы Марата Хуснуллина, который был связан с офшорной компанией, получающей крупные госконтракты из бюджета Татарстана. Кроме того, в Национальное агентство по борьбе с преступностью Великобритании направлено обращение с целью проверки возможных фактов отмывания компаниями, конечным бенефициаром которых является Хуснуллин, денежных средств на территории королевства. "Idel.Реалии" публикуют интервью с автором громкого расследования, заместителем гендиректора центра Ильей Шумановым, из которого вы узнаете о том, что осталось за рамками публикации.
19 ноября Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл - Россия" опубликовал доклад "Татаро-британский гамбит", который может обрушить доселе успешную карьеру выходца из Татарстана. В нем, в частности, приводятся факты аффилированности бывшего главы министерства строительства, архитектуры и ЖКХ с рядом компаний, которые при его активной помощи и поддержке получали крупные госзаказы. В докладе фигурируют три акционерных общества - "Татстрой", "Водоканалсервис" и "Татсельжилкомхоз". Все они ранее являлись государственными, но были приватизированы, и их контрольные пакеты акций оказались в одних руках - некоего московского ООО "Авердикс". Последним же, по данным "Трансперенси Интернешнл", владели базировавшаяся в Лондоне "Averdo Property Management Limited" и офшор из Британских Виргинских островов "Averdix Business Corp". Как удалось установить, с 2005 года до августа 2010-го директором "Averdo Property Management Limited" была мать экс-министра Роза Хуснуллина, 1944 года рождения. За три месяца до переезда Марата Хуснуллина в Москву она ушла с должности.
- Обычно, когда всплывают такие "жареные" факты, все ищут заказчика журналистского расследования. Почему вы взялись за эту тему?
- К нам, в приемную "Трансперенси Интернешнл" регулярно приходят граждане, которые сталкиваются с проявлениями коррупции в Москве и Московской области. Полгода назад к нам обратилась инициативная группа "Спасем парк Дубки". В Дубках ведется "точечное" строительство элитного жилого комплекса "ЖК "На Ивановской", против которого активно протестуют жители микрорайона. Они-то и указали на имеющуюся возможную коррупционную ситуацию со стороны московских чиновников и бизнесменов. После этого мы приняли решение провести собственное расследование, результатом которого стала августовская публикация "Миньоны Хуснуллина", касающаяся взаимоотношений вице-мэра Москвы и его советника, и по совместительству двоюродного брата Ильдуса Минниханова, с коммерческими компаниями, которые ведут строительство в парке.
Но инициативная группа этим не удовлетворилась, начала настаивать на продолжении расследования, тем более, что обнаружила интересные факты и параллели, которые ведут в Татарстан, в тот период, когда Марат Хуснуллин руководил Минстроем республики. Когда мы промониторили ситуацию, выяснилось, что это социально важная информация, и она показывает схему вовлечения родственников или близкого окружения Хуснуллина в бизнес-проекты, которые он курирует.
- Какие источники вы использовали? Выезжали ли в Татарстан?
- Выезд осуществляли корреспонденты телеканала "Дождь". Они были в Казани, Чистополе, встречались с кем-то из ключевых фигур, пытались поговорить с Розой Хуснуллиной. Часть встреч у них сорвалась, потому что люди не захотели разговаривать. Но в первую очередь мы опирались на документальные источники, публичные реестры - российские и зарубежные, государственные реестры закупок, сведения из ЕГРЮЛ, финансовые отчеты компаний, данные Счетной палаты России и Татарстана, публичные заявления чиновников и должностных лиц и т. д. Это большой объем работы, который мы проделали в течение полутора месяцев.
- Вы пишете, что планируете обратиться в прокуратуру, чтобы она дала оценку изложенным фактам. Имеется в виду и татарстанский период работы вице-мэра Москвы? Был ли у вас опыт таких обращений и чем он обычно заканчивался?
- Заявление уже отправлено. Оно будет касаться и московского, и татарстанского периода. После наших обращений были возбуждены уголовные дела, случались отставки чиновников, их дисциплинарное наказание, отмена госконтрактов. В разных регионах - разная практика, в зависимости от политической воли тех должностных лиц, в компетенцию которых входит принятие решения о привлечении к ответственности.
- А почему решили обратиться в Национальное агентство по борьбе с преступностью Великобритании, и какая там практика реагирования?
- Мы не настаиваем, но у нас есть подозрения, что через эти две британские коммерческие компании денежные средства уводились за пределы РФ. Возможно, часть их оседала в Великобритании, часть уходила в офшор. Это повод рассмотреть дело там, куда эти деньги выводились. В Национальное агентство по борьбе с преступностью Великобритании мы обращаемся впервые.
- А какова примерная сумма средств, выведенных в офшоры?
- Мы указали сумму подтвержденных государственных контрактов, которые получили компании в бытность Хуснуллина министром. Опираясь на наше расследование, РБК самостоятельно проанализировало и подсчитало стоимость таких контрактов. У них получилось 10 млрд. рублей. Я думаю, что эта цифра близка к правде.
- Как вы думаете, могло ли знать о существовании этого офшора руководство Татарстана?
- Благодаря тому, что использовалась сложная, "зонтичная" система управления компаниями, находящаяся на территории других государств, вполне возможно, что руководство Татарстана могло и не знать про эту схему.
- Правильно ли я поняла из вашего расследования, что Роза Хуснуллина имеет двойное гражданство - российское и британское?
- Мы не настаиваем на этом, но в публичном реестре британских юридических лиц ее гражданство указано как британское. Обычно в таких случаях граждане России указывают и свое российское гражданство, в данном случае оно отсутствовало.
- Как вы думаете, получить на тот момент 67-летней женщине британское подданство было легко?
- Думаю, что это возможно. Есть официальная процедура получения "инвестиционных виз" (когда в экономику Великобритании инвестируются денежные средства), второй вариант - длительное проживание на территории королевства. По всей видимости, имело место получение "золотой визы".
- Каков должен быть объем инвестиций?
- В настоящий момент это миллион фунтов стерлингов, на тот период - что-то около 400 тысяч. Боюсь ошибиться, давайте скажем, что это сотни тысяч фунтов стерлингов.
- Как вы думаете, почему в итоге Роза Хуснуллина покинула пост директора ООО "Авердикс"?
- Возможно, это связано с перестраиванием системы самого бизнеса. Компании, принадлежащие ООО "Авердикс", перестали получать госконтракты, и он сам перестал быть нужен.
- Пытались ли вы получить комментарий самого Марата Хуснуллина?
- Задача нашей организации - донести до широкого круга лиц само наличие проблемы. Журналисты "Дождя" связывались с пресс-службой Хуснуллина, но реакции не последовало. Впрочем, не было никакой реакции с его стороны и на предыдущее наше расследование - по поводу парка "Дубки".