Как стало известно “Ъ”, с неожиданности начался суд над бывшим членом совета директоров крупнейшего автодилера России компании «Рольф» Анатолия Кайро. Топ-менеджер, воздерживавшийся от дачи показаний, выслушав обвинение, в котором говорилось о его участии в выводе из страны на Кипр почти 4 млрд руб., решил дать развернутую отповедь прокурору и следствию, но суд не предоставил ему такой возможности. Защита между тем говорит об опасном прецеденте подобных расследований, которые ставят под угрозу уголовного преследования всех участников трансграничных сделок.
Заседание Черемушкинского райсуда началось с часовым опозданием и оказалось недолгим. Как выяснилось в начале слушаний, Анатолий Кайро является гражданином Украины, недавно получившим бессрочный вид на жительство в России. Стоит отметить, что иностранное гражданство и наличие у него истекающего вида на жительство являлись основанием для продления обвиняемому домашнего ареста на два года. Теперь защита господина Кайро надеется, что ему изменят меру пресечения.
После разрешения формальностей, связанных с установлением личности подсудимого, за полчаса было оглашено обвинение. Анатолию Кайро СКР инкриминирует совершение валютных операций с использованием подложных документов (ч. 3 ст. 193.1 УК).
По версии следствия, он являлся ключевым участником сделки по выводу на Кипр более 3,9 млрд руб.
Вывод денег, по мнению обвинения, проходил в 2014 году под видом покупки ООО «Рольф» акций ЗАО «Рольф Эстейт», которому принадлежали более двух десятков дилерских центров автодилера, земельные участки, склады и другая недвижимость.
Акции покупались у кипрского офшора Panabel Ltd, который был материнской компанией всего холдинга «Рольф». Стоимость акций, которые в ней фигурировали, и вменяется в качестве ущерба.
Подсудимый на момент сделки входил в совет директоров «Рольфа», занимая пост его финансового директора, а также возглавлял и второго участника операции — «Рольф-Эстейт».
Обвинение считает сделку фиктивной, полагая, что она не имела экономического смысла, так как, несмотря на перечисление денег офшору, акции все равно остались внутри холдинга.
Организатором сделки следствие называет основателя «Рольфа» Сергея Петрова, который являлся собственником всех фирм, в ней участвовавших.
Стоит отметить, что еще трое фигурантов этого дела, включая основателя «Рольфа», объявлены в международный розыск. Впрочем, Сергей Петров — гражданин Австрии, и поэтому экстрадиция ему не грозит. Бизнесмен заявил “Ъ”, что российский запрос о его выдаче «даже не рассматривался» в этой стране, отметив также, что сделка по продаже акций была «абсолютно законной».
Выслушав прокурора, подсудимый Кайро также заявил, что свою вину не признает, а обвинение считает противоречивым.
Тут же бизнесмен захотел дать по этому поводу развернутые показания. Стоит отметить, что во время расследования дела обвиняемый воздерживался от них, ссылаясь на 51-ю статью Конституции РФ. Однако гособвинитель выступила против этого, полагая, что может быть нарушен порядок исследования доказательств, и суд согласился с этой позицией. Подсудимый, решил райсуд, выступит после того, как обвинение закончит представлять собранные доказательства по делу.
Адвокат топ-менеджера Антон Гусев посчитал, что подобное решение нарушает право на защиту его клиента. «У подсудимого есть законное право выступить в любой момент, но суд его этого права лишил»,— заявил господин Гусев “Ъ”.
Защитник отметил, что в результате сделки, которая легла в основу дела, «Рольфом» был приобретен ценный актив. А это, по мнению адвоката, противоречит тезису обвинения об отсутствии в ней экономического смысла. Господин Гусев подчеркнул, что аналогичные сделки совершались многими российскими компаниями, в том числе государственными. А возбуждая в связи с этим уголовное дело, полагает адвокат, СКР создает «опасный прецедент и ставит этим расследованием под угрозу любые трансграничные сделки, совершенные российскими компаниями».