Стабильность без иллюзий

Источник
Премьер-министр Дмитрий Медведев подвел во вторник в Госдуме итоги работы правительства России за 2014 год. 
Депутаты с нетерпением ждали этого отчета и, по признанию спикера Сергея Нарышкина, рассчитывали получить информацию не только об антикризисных действиях правительства, но и о его "планах на перспективу".

Между тем, из самого выступления Медведева следовало, что никакого четкого стратегического плана развития страны у правительства нет и в помине. Обрушившийся же на Россию кризис премьер назвал главным образом "платой за Крым", хотя и признал, что к моменту присоединения полуострова в отечественной экономике накопилось немало "внутренних проблем". "В политике нет мести, но есть последствия", — процитировал Медведев царского премьера Петра Столыпина и заявил, что Россия не могла поступить по-другому, "чем бы нам это ни грозило".

Тем не менее, одновременное падение цен на нефть и антироссийские санкции стали, по словам Медведева, мощнейшим "негативным мультипликатором", с которым страна не сталкивалась даже во времена СССР. "Но все, что происходит, далеко не самый жесткий сценарий — ситуация могла быть значительно хуже", — тут же успокоил депутатов глава правительства.

Главную заслугу своей команды Медведев видит в том, что на сегодняшний день ситуацию в экономике удалось стабилизировать. Валютный рынок успокоился, дефицит бюджета пока не достиг критической отметки, безработица сохраняется на низком уровне, перечислил достижения премьер. "Если оценивать ситуацию в целом, то она стабилизируется, но никаких иллюзий быть не должно. В случае усиления внешнего давления и сохранения низких цен на нефть, нам придется развиваться в другой экономической реальности, которая будет проверять нас всех на прочность, что называется "по полной программе". Но мы и это сможем", — заверил премьер.

Депутаты отреагировали на эти слова молча, хотя Медведев, наверняка, рассчитывал услышать аплодисменты, которыми в Думе сопровождается каждое выступление представителей высшего руководства страны. К слову, на этот раз премьеру не удалось сорвать бурные овации на Охотном ряду. Народные избранники от души захлопали в ладоши только после того, как прямо на заседании Медведев (вроде как "экспромтом") согласился подкинуть из бюджета на строительство детсадов дополнительные 20 млрд рублей.

В Госдуме же ожидали, что премьер представит четкий план действий по уже набившему оскомину импортозамещению, развитию промышленности и поддержке социальной сферы. Но Медведев упомянул об этих задачах лишь вскользь, зато подробно рассказал парламентариям об успехах в атомной отрасли, отечественном оборонно-промышленном комплексе и рекордном урожае зерновых.

Несмотря на это, депутаты продолжали спрашивать о наболевшем, в том числе и о якобы грядущем повышении в России пенсионного возраста. "Я как рабочий депутат считаю, что абсолютное большинство населения к этому решению не готово. Может, начнем повышать пенсионный возраст с самих депутатов и чиновников?", — предложил единоросс Валерий Трапезников. "Да, если что-то и начинать в этой жизни, то всегда с себя", — одобрил идею премьер. "Вот, правильно!", — закричали ему в ответ депутаты.

Единого мнения с народными избранниками оказался премьер и по проблеме повышения потребительских цен. "Некоторые предприниматели просто воспользовались ситуацией, это элементарная жадность и желание максимизировать свои доходы за короткий период", — упрекнул Медведев торговцев, но при этом так и не сказал, как умерить их стремление к сверхприбылям.

В остальном представители думских фракций, за исключением "Единой России", не согласились с предлагаемыми Медведевым антикризисными мерами. "Главная беда — отсутствие стратегии развития страны и слабый профессионализм экономической команды правительства, — обозначил проблему лидер КПРФ Геннадий Зюганов. — Что вы будете делать, если завтра вам перестанут поставлять нефте- и газооборудование, которое на 80% импортное, запасные части к самолетам, таблетки, семена? А банки? Ведь вся операционная система в руках США!".

Вслед за этим Зюганов призвал правительство провести в стране "индустриализационный НЭП", а вот требование об отставке команды Медведева так и не озвучил (хотя с июня 2013 года подписаться под соответствующим проектом постановления на партийном сайте коммунистов успели уже более 1,6 млн человек).

С критикой обрушился на Медведева и лидер ЛДПР Владимир Жириновский, который вышел на трибуну с грушей, завернутой в целлофан. "Всю страну травят импортными грушами, я проверил прибором — одни нитраты!", — размахивал фруктом глава либерал-демократов, а потом предложил съесть грушу премьеру, но тот отказался. Досталось от Жириновского и главе ЦБ Эльвире Набиуллиной, которая к тому моменту уже успела покинуть стены Госдумы. "Нефтяные магнаты проиграли на ценах на нефть, обвалили рубль, заработали, а мы все должны страдать", — возмущался Жириновский, попутно призывая сменить главу ЦБ и подчинить его парламенту. "Если бы правительство и ЦБ не наделали ошибок, урон был бы намного меньше", — продолжил тему и лидер "Справедливой России" Сергей Миронов.

Впрочем, оппозиция не только критиковала, но и предлагала свой пакет мер по выводу страны из кризиса. На что Медведев дал понять, что правительство разберется и без депутатов. "Рыночная экономика по своей природе циклична — кризисы были и будут, их не ликвидировать как класс", — философски заметил премьер-министр. А под конец и вовсе заявил, что все будет хорошо. "Мы победим, мы представляем лучшую страну в мире — Российскую Федерацию!", — так завершил дискуссию Медведев.
Персоны Компании
У "Роснефти" сдают недра
Госкомпания против допуска к ним конкурентов.
Селу подыскивают сильную руку
На пост главы Минсельхоза прочат губернаторов.
Мутко сообщил об увеличении стоимости стадионов к ЧМ-2018 на 40%
Оргкомитет ЧМ принял ряд мер, в числе которых, «условно говоря, импортозамещение».
Николай Федоров собирает министерский портфель
Об отставке главы Минсельхоза говорят в полях и в кабинетах.
Обзор 13-17 апреля: от кризиса до эпикриза
Второй месяц второй годовщины кризиса позволяет собрать эпикриз – то, что у медиков называется суждением о состоянии больного, о диагнозе, причинах возникновения и развитии болезни, об обосновании и результатах лечения.
Депутаты Госдумы остались при своем
Парламентарии отчитались о заработанном в 2014 году.
Рост не по бюджету
Антон Силуанов перехватил у Минэкономики риторику стимулирования инвестиций.
Рейтинг раздутых штатов возглавили Москва и Московская область
На одного депутата Мосгордумы приходится девять человек обслуживающего персонала.
Радаеву «нашли» дело?
Проверяющие из Росфиннадзора выявили нарушения в финансово-бюджетной сфере Саратовской области на сумму 3,7 млрд рублей.
Светлану Журову привлекли к делу Ахмеда Билалова
Следователи запросили информацию о депутате Госдумы в Центризбиркоме.
Кудрин отказывается вернуться во власть из-за «половинчатости» реформ
Экс-министр финансов России заявил, что ему поступают такие предложения.
Фактор Shaltay Boltay: как хакеры повлияли на перестановки в Кремле
Смена руководства внутриполитического блока Кремля прошла под воздействием извне: на позиции чиновников влияли публикации блогеров Shaltay Boltay. В правоохранительных органах РБК сказали, что дел против хакеров не ведут.
Кремлевские сказки
Кто стоит за хакерской группировкой Shaltay Boltay.
«Кошелек Басаргина» в «Экопромбанке»?
Силовики проводят проверки по фактам мошенничества в ОАО АКБ «Экопромбанк», акционером которого является прозванный «кошельком Виктора Басаргина» Владимир Нелюбин (26 марта Нелюбин отдал свой мандат своему соратнику Алексею Червонных).
«Словацкий интерес» Александра Жилкина?
В Астраханской области в период губернаторства Александра Жилкина сложился пласт чиновников-коррупционеров. Одного из них – экс-министра сельского хозяйства Ивана Нестеренко – удалось задержать.
От Плякина до Сухова…
Алексей Плякин покидает совет директоров Банка России в связи с увольнением.
Что случилось со "Сколково"
Инновационный центр «Сколково» должен был показать миру триумф российской науки, однако в последнее время проект преследуют неудачи. Почему забуксовал проект медведевской модернизации, выяснили корреспонденты РБК.
Встать бы с колен, да долги не пускают
Активно занимая в тучные годы для поглощения частного бизнеса, госсектор поставил под удар устойчивость финансовой системы страны.