В обвинениях, выдвинутых против хабаровского губернатора Сергея Фургала, шокирует только то, что речь идет об убийствах и похищениях людей. Осуждение же первых лиц регионов по экономическим статьям уже стало рутиной. Прямо сейчас свободы лишены, по нашим подсчетам, восемь отставных губернаторов.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что дела против губернаторов часто возбуждают через несколько лет после факта преступления. Зачастую уже тогда, когда чиновник покидает пост руководителя региона. Это дает поводы говорить, что правоохранители вынуждены обращать внимание на политические расклады. Ну и не остается без внимания тема передела собственности. Ведь главы регионов частенько отстаивают интересы семейных бизнес-империй. Рассматриваем в деталях, чем закончились громкие дела последних лет против руководителей регионов.
Конькову грозит 10 лет
В мае СК завершил расследование по делу экс-губернатора Ивановской области. Задержали Павла Конькова в прошлом мае, когда он уже лишился губернаторского поста. Таким образом, бывший чиновник год провел в СИЗО и еще до конца лета будет знакомиться с материалами дела.
Суть обвинения состоит в том, что Коньков якобы способствовал тому, чтобы ООО «Ивановский бройлер» получило из областного бюджета кредит в 750 млн рублей. Затем директор предприятия Дмитрий Гришин, по версии следствия, обналичил 700 из них и поделил с Коньковым. Это событие относится к 2011 году. Загвоздка в том, что пост губернатора тогда занимал Михаил Мень, нынешний аудитор Счетной палаты и бывший федеральный министр строительства, а Коньков в Иванове был его замом. Он подписал документы во время отпуска своего шефа, так что теперь защита может утверждать, что Коньков просто выполнял распоряжения начальника и его подпись на документах была чистой формальностью. В пользу Конькова косвенно говорит тот факт, что СК не сообщал о конфискации у него недобросовестно нажитого имущества. Зато есть сведения, что в материалах дела упоминаются неустановленные лица, которые действовали совместно с подозреваемыми. Так что не исключено, что список его фигурантов расширится, а задержание Конькова – это всего-навсего один из этапов развития следствия. Сейчас ему грозит до 10 лет колонии.
Маркелову продлили арест
Продолжается суд над экс-главой Марий Эл Леонидом Маркеловым. Его обвиняют в попытке получить взятку в 235 миллионов. В ходе следствия правоохранители изъяли у бывшего губернатора 122 объекта недвижимости, золотые слитки, 16 автомобилей и 16 же наручных часов общей стоимостью 2,2 млрд рублей. Но это только вершина айсберга: в ходе следствия был разрушен семейный бизнес клана Маркеловых.
Их активы в сфере строительства, сельского хозяйства и медиабизнеса были собраны в холдинге «Телекомпания 12 регион». Им формально владеет мачеха Маркелова. По материалам дела, в 2015 году она должна была получить векселя на 235 млн рублей от партнеров учредителя ОАО «Акашевская» Николая Криваша. Получить не просто так, а будто бы за акции тепличного хозяйства. Но сделку эту следователи считают фиктивной. Она якобы маскирует взятку, которую Криваш хотел дать Маркелову. Взятка эта будто бы является благодарностью за покровительство при получении бюджетных субсидий на десятки миллиардов рублей (птицефабрика Криваша формально имела право претендовать на господдержку по линии минсельхоза).
Фиктивная сделка вроде бы так и не состоялась, а Маркелов был задержан спустя два года после этих событий, в 2017 году, через неделю после того, как покинул пост губернатора. Говорят, что он рассчитывал пересесть в сенаторское кресло и тогда мог бы рассчитывать на неприкосновенность, но не успел.
Для предполагаемого взяткодателя эта история тоже закончилась плохо. Сейчас он скрывается от следствия за границей, а его бизнес оборотом более 14 млрд рублей в год перешел под контроль структур, связанных с агрокомплексом им. Ткачева (принадлежит семье экс-министра сельского хозяйства РФ Александра Ткачева). По крайней мере такая информация фигурировала в деловых СМИ.
29 июня суд в очередной раз продлил Леониду Маркелову арест – до 2 октября 2020 года.
Соловьев не признается
4 апреля 2017 года был задержан и этапирован в Москву действующий губернатор Удмуртии Александр Соловьев.
В тот же день президент отрешил его от должности в связи с утратой доверия. До суда дело дошло в декабре 2018 года, но процесс тянется до сих пор. За это время подозреваемый успел посидеть в СИЗО, признать свою вину, отбыть домашний арест, попасть в больницу и отказаться от признательных показаний.
Обвинение утверждает, что Соловьев получил 139 млн рублей и долю в ООО стоимостью 2,7 млн рублей от компаний, которые исполняли концессионные соглашения по строительству мостов. За это Александр Соловьев «обеспечил внеочередную и незамедлительную оплату выполняемых работ из федерального и регионального бюджетов, выделение лицензий на пользование участком недр местного значения, а также общее покровительство и попустительство по службе в пользу взяткодателей», сообщал Следственный комитет России. Речь идет о событиях 2014-2016 годов. Сейчас позиция защиты выглядит так: взятки, возможно, были, но сумма их была значительно ниже.
Преступный дуэт в Коми
Вячеслав Гайзер был арестован в сентябре 2015 года. К тому времени исполнился год с начала его второго губернаторского срока в Коми. Вместе с ним в деле фигурировали еще 18 чиновников и бизнесменов из республики. Общую схему их деятельности обвинение представило так: вкладывали бюджетные деньги в развитие частных предприятий, затем передавали их аффилированным лицам, а прибыль выводили в офшоры. Ущерб бюджету оценивался в 3,5 млрд рублей. Некоторые подозреваемые пошли на сделку со следствием и дали показания против губернатора Гайзера и даже его предшественника Владимира Торлопова.
Последний признал свою вину и получил 6 лет общего режима. При этом суд засчитал срок домашнего ареста в счет приговора. Так что он может выйти на свободу уже в следующем году. Большинство остальных фигурантов дела уже освободились. Не признавший вину и приговоренный к 11 годам «строгача» Вячеслав Гайзер остается в колонии. 10 июля кассационный суд оставил его приговор без изменения.
Сбежавшие и осужденные
Михаил Юревич, экс-губернатор Челябинской области, как утверждает следствие, получил 26 млн в виде взятки от министра здравоохранения. Арестован заочно, скрывается то ли в Лондоне, то ли в Израиле.
Задержанный в октябре 2018 года Александр Винников, бывший губернатор Еврейской автономной области, приговорен к четырем годам лишения свободы условно. Суд установил, что он подстрекал своих подчиненных закупать медоборудование у определенных фирм.
Никита Белых, экс-глава Кировской области, уже отсидел два года из восьми по приговору за получение взяток в общем размере 600 тыс. евро.
Николай Денин, бывший губернатор Брянской области, уже отсидел четыре года в колонии за то, что выделил из бюджета 21,8 млн рублей птицефабрике, принадлежавшей его семье, и освободился.
Александр Хорошавин, экс-глава Сахалинской области, следующие 10 лет проведет в колонии за взятки. В ходе процесса конфисковано имущество на 1,1 млрд рублей.
Вячеслав Дудка, бывший губернатор Тульской области, отсидел пять лет из девяти и вышел по УДО. Согласно приговору он получил взятку в 40 млн за выделение земли коммерческой фирме.
Василий Юрченко, экс-губернатор Новосибирской области, в марте добился выплаты 300 тыс. рублей за незаконное уголовное преследование. Ранее был приговорен к трем годам условно по коррупционным статьям.