Прецедент, созданный Мещанским судом Москвы в деле «Седьмой студии», может рикошетом ударить по ФКП «Российская государственная цирковая компания» и ее директору Владимиру Шемякину. Среди нарушений, которые могут выявить проверяющие, нецелевое расходование средств госсубсидий, нарушения при проведении конкурсных процедур при определении подрядчиков по госконтарктам, самовольное распоряжение вверенным имуществом и катастрофически завышенный фонд оплаты труда в головном офисе компании.
В конце июня нынешнего года Мещанский суд Москвы огласил приговор по делу «Седьмой студии». Согласно решению суда, фигуранты дела – работники «Седьмой студии» Алексей Малобродский, Юрий Итин и Кирилл Серебренников и чиновник Министерства культуры Софья Апфельбаум – получили условные сроки (за исключением Апфельбаум), помимо этого их обязали возместить ущерб в полном размере полученной субсидии в 128,9 миллиона рублей и выплатить штрафы в различных размерах в зависимости от тяжести предъявленных обвинений. Решение Мещанского суда может стать прецедентным для учреждений культуры, поскольку после оглашения приговора пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков заявил, что дело «Седьмой студии» моет стать поводом для Министерства культуры проверить, как учреждения культуры расходуют бюджетные средства, и сократить коррупциогенность в этой сфере.
Потенциальные проверки могут привести к плачевным последствиям для ФКП «Росгосцирк» и его директора Владимира Шемякина. О «вольностях» в обращении с государственными субсидиями со стороны Шемякина уже более полугода говорится во многих средствах массовой информации. В частности, ранее писалось, что из 259 миллионов, выделенных на капитальный ремонт Красноярского и Челябинского цирков, в 2019 году не освоено ни копейки. Из почти 300 миллионов, выделенных на текущий ремонт зданий, находящихся в управлении цирковой компании, потрачено только 25 миллионов. В целом же из 1,4 миллиарда, полученных из федерального бюджета в 2019 году, более 1,2 миллиарда рублей потрачено на текущую деятельность. При этом сколько из потраченных в 2019 и в 2020 годах будут признаны нецелевыми, роли не играет, поскольку фигурантов «Седьмой студии» заставили компенсировать полностью всю сумму полученных субсидий.
Не меньшие вопросы у потенциальных проверяющих могут вызвать и кадровые назначения как в головной компании «Росгосцирка», так и в его филиалах. Заместителем по творчеству и зарубежной деятельности у Шемякина работает Елизавета Гамбург, которая до своего прихода в цирковую компанию не работала в этой сфере ни одного дня. Главный режиссер Росгосцирка Юрий Квятковский до своего прихода в Росгосцирк не поставил ни одного циркового номера, а занимался театральными постановками. Та же тенденция прослеживается и в назначениях директоров в региональных цирках. Последняя по времени громкая история произошла уже в период коронавирусных ограничений в Санкт-Петербурге, где в «Большой санкт-петербургский государственный цирк» на должность исполнительного директора был назначен Казбек Боллоев, предыдущие места работы которого связаны с поставками формы для Министерства обороны РФ и созданием собственного бизнеса в виде одного из множества кафе в городе на Неве. При этом тот же питерский цирк уже фигурировал в скандалах в начале нынешнего года, когда его впервые после реконструкции передали в аренду частному прокатчику. Потенциальные финансовые потери от такого решения для ФКП «Росгосцирк» оценивались в 200 миллионов рублей. При этом главным противником такого распоряжения цирковой площадкой был директор филиала Илья Ляхов. Именно его своим решением в середине месяца Шемякин поменял на Боллоева. Ранее подобные истории уже происходили в Новосибирске, Новокузнецке и ряде других городов России.
Усугубить положение Владимира Шемякина может появившаяся недавно в ряде СМИ информация о том, что директор Росгосцирка может оказаться американским агентом. При всей бредовости такой версии, нельзя не отметить тот факт, что работа на руководящих должностях нынешнего рулевого российского цирка сопровождалась созданием проблем для возглавляемых им компаний. Так, в период руководства бэк-офисом «Газпром-Медиа» в 2014 году расходы на выплаты управленческому персоналу выросли почти в два раза. «Больше всего выросли затраты на персонал (на 41%, до 12,3 млрд руб.) и административные расходы (сразу на 87%, до 4,7 млрд руб.), с 338 млн до 4,6 млрд руб. увеличились «прочие» расходы», - писало об этом издание РБК. При этом за этот же период основные финансовые показатели компании упали. Рентабельность «Газпром-Медиа» по операционной прибыли не превысила 10%, в 2013 году она достигала 23%.
Необходимо отметить, что уход из «Газпром-Медиа» Шемякина и его покровителя экс-министра печати Михаила Лесина был связан со сменой руководства в газовом медиа-холдинге – в начале 2015 года его возглавил Дмитрий Чернышенко. Именно этот топ-менеджер в начале нынешнего года перешел на работу в правительство на должность вице-премьера, курирующего в том числе и отрасль культуры. О том, в каком состоянии Шемякин и компания оставили «Газпром-Медиа», он осведомлен лучше многих других. Поэтому не будет удивительным, если в ближайшее время будут инициированы проверки в «Росгосцирке» кураторами отрасли с самого верха властной пирамиды. И в таком случае Шемякин может оказаться фигурантом уже не административных дел (а за время работы в Росгосцирке ему вынесено уже почти 30 представлений прокуратуры), а уголовных дел. И удастся ли ему отделаться условным сроком, как фигурантам дела «Седьмой студии» - очень большой вопрос. Во-первых, и сама фигура Шемякина не столь резонансная как у модного режиссера Серебрянникова, а во-вторых, и сумма нарушений больше на порядок.