Сервисный холдинг «РУ-Энерджи Групп», в последний год испытывающий серьезные проблемы, получил сокрушительный удар от одного из богатейших людей страны. МТС-Банк, входящий в АФК «Система» Владимира Евтушенкова (175 место в мировом рейтинге Forbes-2013), обратился в арбитраж с иском против группы компаний на сумму 2,5 млрд рублей. Накануне арбитраж Тюменской области уже вынес определение об обеспечении иска. Под арест попали активы самого холдинга, двух его «дочек», а также президента группы – Азада Бабаева. Эксперты считают, что после такого «РУ-Энерджи» может уже не оправиться.
Судя по материалам дела, МТС-Банк кредитовал подразделения холдинга и саму головную компанию. При этом под залог кредита «РУ-Энерджи» предоставил свои средства производства – внушительный список из 33 единиц спецтехники, относящейся к нефтегазовому оборудованию. Начальная цена по каждой из позиций колеблется от 9 до 70 млн рублей. После того как «РУ-Энерджи» перестал выплачивать кредиторам деньги, те обратились в суд с двумя исками. Требования по одному из них известны – возместить 2,5 млрд рублей. Сумма второго иска пока неясна, но по косвенным признакам можно предположить, что она равна еще 140 млн рублей. Одновременно с этим были составлены ходатайства об обеспечении исков, в которых юристы банка не стесняются в определениях, объясняя необходимость ареста имущества ответчиков. Компанию «РУ-Энерджи» прямо называют несостоятельной, а ее менеджеров – неразумными, беззаботными и недобросовестными. Кроме того, истцы подозревают ответчика в готовности вывести активы, чтобы избежать ответственности.
«В арбитражных судах РФ в отношении некоторых из ответчиков находится в производстве значительное количество дел о взыскании денежных средств: в отношении ООО «РУ-Энерджи КРС-МГ» – более 160 дел, в отношении ООО «Сервисная транспортная компания» – более 150 дел, «РУ-Энерджи Групп» – более 20 дел, в отношении ОАО «Завод «Нефтепроммаш» – более трех дел», – указывают истцы. По их данным, задолженность по этим искам по настоящее время не погашена, что свидетельствует об отсутствии у ответчиков денег. «Как следствие, – утверждают представители банка, – единственным возможным вариантом погашения задолженности перед истцом может выступить реализация принадлежащего ответчикам движимого имущества, заложенного в пользу истца».
Банк признает, что заложенное имущество пока что находится в полноправном владении «РУ-Энерджи». Но при этом заявляет, что ответчики систематически не исполняют принятые на себя обязательства. Как указано в документе – «не исполняют обязанности с той степенью разумности, заботливости и осмотрительности, которая требуется от них как от добросовестных участников гражданских правоотношений».
Непосредственно разбирательства исков назначены на июнь, но ходатайства об обеспечении обоих требований уже удовлетворены. Как значится в материалах суда, первый иск (на 2,5 млрд рублей) обеспечен арестом оборудования «РУ-Энерджи». Второй – арестом имущества ОАО «Завод «Нефтепроммаш», ООО «РУ-Энерджи КРС-МГ», ООО «Сервисная транспортная компания», ООО «Техойлсервис», ОАО «РУ-Энерджи Групп» и лично президента холдинга Бабаева Азада Камаловича на сумму 140 млн рублей.
«Комментировать особо нечего, – говорит один из экспертов Znak.com. – Юристы Евтушенкова вполне доступными словами уже все изложили. «РУ-Энерджи» завален исками о банкротстве, контрагенты сервисников стремятся получить хоть что-то. Но поскольку все активы, которые хоть чего-то стоят, судя по всему, находятся в залоге у МТС-Банка, он и станет их владельцем после практически неминуемого уже банкротства Азада Бабаева. Правда, есть еще один момент, о котором МТС-Банк не пишет, – это серьезная социальная ответственность, которую несет холдинг перед ямальскими и тюменскими рабочими. Там очень напряженная обстановка – люди выходят на митинги, потому что давно не получают зарплаты. Губернаторы в регионах присутствия компании невероятно злы на топ-менеджмент «РУ-Энерджи», потому что социальное напряжение – это такая штука, которой все они стремятся избегать. Накануне выборов 2015 года никому не хочется возиться в этих проблемах. Поэтому банкротство – не самое плохое, что ждет владельцев группы. Вполне вероятны уголовное преследование и скорая судебная расправа над возмутителями спокойствия».