Приехал сопляк, сел нога на ногу: как Керимов поссорился с Лукашенко

Источник
Президент Белоруссии провел большую пресс-конференцию, на которой рассказал о причинах конфликта вокруг «Уралкалия», о запоздалом извинении Сулеймана Керимова и роли, которую в истории сыграл Михаил Гуцериев.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко в пятницу собрал российских журналистов на пятичасовую пресс-конференцию, на которой подробно рассказал о том, как Москва и Минск пытаются урегулировать конфликт вокруг «Уралкалия». По словам Лукашенко, на переговорах с президентом России Владимиром Путиным он заявил, что ни «гертнер» (гендиректор «Уралкалия» Владислав Баумгертнер), ни основной акционер «Уралкалия», сенатор Сулейман Керимов (№20 в рейтинге 200 богатейших бизнесменов России по версии Forbes, состояние — $7,1 млрд) не стоят того, чтобы пострадали как отношения между государствами, так и личные отношения лидеров стран. Путин «стопроцентно согласен», уведомил Лукашенко журналистов (цитата по «Интерфаксу»).

Тем не менее, затягивать с решением о владельцах «Уралкалия» не стоит, посоветовал Лукашенко российскому руководству. «В крайнем случае — выкупит (акции Керимова) пусть государство», — предложил он, добавив, что у него бы уже через сутки эти активы были «в руках надежных людей». «Я бы Керимова и других владельцев закрыл бы в одну камеру, и они бы как миленькие продали бы все активы по самой высокой цене. Покупателя бы я им нашел», — заверил белорусский лидер.

По акционерам «Уралкалия» Лукашенко прошелся еще раз, назвав их «негодяями». Забрать бы у них акции и отдать их «этим несчастным Березникам» (город в Пермском крае, где находятся производственные мощности компании), предложил он. Керимов «купил этот «Уралкалий» и теперь творит, что хочет»: «Наплевать, что сегодня Березники уходят под землю, что там все затопляется, ему до этого дела нет», — убежден глава государства.

Белорусский президент также коснулся вопроса о том, кто будет расследовать уголовное дело в отношении Сулеймана Керимова и топ-менеджеров Белорусской калийной компании (БКК) — СП «Уралкалия» и «Беларуськалия». Белоруссия может передать расследование России и помогать, сказал Лукашенко на пресс-конференции. «Пришлите сюда Бастрыкина (глава СКР Александр Бастрыкин) — человек порядочный, с моей точки зрения, или его людей. Мы — документы на стол, а вы оцениваете. Приехали — посмотрели. Хотите сами разобраться... Потому что ущерб России несоизмерим с ущербом Белоруссии», — сказал Лукашенко, уличив российские правоохранительные органы в близорукости: «Накануне развала компании, когда более-менее были высокие цены на акции, они продали акции. А потом, когда обвалилось, начали скупать эти акции. Это же мошенничество. Почему это не видят в России, за это же надо наказывать». По его словам, он собирался лично приехать в Березники и «рассказать людям всю правду»: «Они угробили предприятие: $900 была тонна удобрений на рынке, а сегодня — $230, и они еще дешевле продают». От идеи приезда он отказался из-за неудобства «отчитываться» в чужой стране. «Не так поймут», — пояснил Лукашенко.

По его словам, Минск готов выдать гендиректора «Уралкалия» при условии, что в России его поместят «в камеру». «Он вам больше вреда принес», — повторил он. При этом Лукашенко добавил, что в Белоруссии Баумгертнер находится в хороших условиях: «Гуманно на квартире живет трехкомнатной. Куда я его отпущу? Обратно в камеру?» (цитата по РИА Новости). В любом случае, пока, по его словам, просьб выдать Баумгертнера с российской стороны Минск не получал.
На пресс-конференции стало известно, что Баумгертнеру изменили статью со злоупотребления полномочиями и властью на «хищение». Белорусский Следственный комитет об этом официально не заявлял, а из слов Лукашенко сложно понять, что именно теперь инкриминируют топ-менеджеру. УК Белоруссии содержит статью «Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями», которая предусматривает до четырех лет колонии, до 10 лет — за хищение в крупном размере, до 12 лет — в особо крупном размере. Ранее белорусские власти заявляли, что ущерб от махинаций представителей «Уралкалия» оценивается в $100 млн — это особо крупный размер. Владислав Баумгертнер был задержан 26 августа после встречи с премьер-министром Михаилом Мясниковичем, месяц провел в СИЗО и с конца сентября находится под домашним арестом в Минске.

«Не думайте, что Лукашенко заманил вашего не то Баум, не то Гертнера в Белоруссию, посадил в камеру и, как людоед, издевается каждый день над ним. Да мне без него проблем хватает», — сказал он, комментируя задержание гендиректора «Уралкалия». По его словам, Баумгертнера позвали в Минск «не для того, чтобы его в тюрьму посадить, а <...> чтобы развязать эти проблемы». «Он приехал, сопляк, его приглашает премьер-министр. Он сел нога за ногу и заявляет: не будет этого, не будет этого. Вышел, плюнул на Дом правительства и в аэропорт смеясь. А там его...», — сказал Лукашенко. После изменения обвинения Баумгертнер, по словам Лукашенко, «выпал в осадок».
По словам белорусского лидера, еще до возбуждения дела он предупреждал Керимова о возможности уголовного преследования — через другого участника списка Forbes, основателя и владельца «Русснефти» Михаила Гуцериева (№34 в рейтинге 200 богатейших бизнесменов России по версии Forbes, состояние — $3 млрд).

«Я позвал сюда его как собрата, как я его называю, мусульманина, с которым у нас добрые отношения — Мишу Гуцериева. Говорю, Михаил Сафарбекович, можешь ли ты выполнить мою просьбу? — Ну, какую скажете? — Можешь передать ему (Керимову)? - Могу. Передай: если он будет себя вести дальше так — мешать нам работать, чтобы положить нашу калийную компанию на колени, — я возбуждаю уголовное дело», — рассказал Лукашенко.

По его словам, Гуцериев, услышав это, «аж присел» и попросил Лукашенко отказаться от своих планов: «для бизнеса это крах». Но Лукашенко не передумал и выдвинул условия, которые надо было передать Керимову: «не блокируйте решения белорусской кампании, проведите наблюдательный совет, назначьте нового директора, уходите — мы будем без вас работать». По его словам, через неделю Гуцериев вернулся в Минск и сказал, что Керимов его «послал». После этого, как следует из слов Лукашенко, он велел белорусским правоохранительным органам «действовать по закону», и они возбудили уголовное дело. А затем Лукашенко, по его собственному утверждению,  получил сигнал от Керимова: «Простите, я виноват».

«Хорошо, я могу простить. Но вы нанесли огромный ущерб, и мы уже создали новую компанию. Поезд уже ушел. Я прощаю, иди с богом, но уголовное дело мы не закроем», — констатировал Лукашенко.
Минску сейчас очень тяжело, но он сумеет выкарабкаться, заверил белорусский лидер: «В октябре мы за калий получим, в ноябре-декабре у нас еще лучшие контракты».  А «Уралкалий« — «банкрот», искажавший отчетность, повторил он свои недавние заявления. По его словам, российскому производителю стоит бояться не белорусов, а американцев, которые заинтересовались этим фактом. «То, что мы объявили их в розыск по линии Интерпола — это цветочки, а ягодки там. А там могут получить пожизненное заключение за подобные вещи», — отметил президент. МВД Белоруссии подавало запрос в Интерпол на объявление Керимова в розыск, но полицейская организация пока не приняла решение.

Повысить цену калийных удобрений в два раза, по его мнению, можно восстановив белорусско-российский «калийный картель». «Я не зловредный человек. Я предложил восстановить документы, компанию. И я просил Владимира Владимировича не затягивать с этим», — сказал Лукашенко. При этом белорусский президент обвинил российских акционеров БКК в саботаже принятия решений после отказа «Уралкалия» от экспорта продукции через совместного трейдера. В частности, белорусская сторона долго не могла принять решение о назначении нового гендиректора, поскольку российские акционеры всячески уклонялись от участия в наблюдательном совете, пожаловался он.
Помимо этого, Лукашенко рассказал о попытке неких российских бизнесменов выкупить долю «Беларускалия» в БКК, дав ему взятку. «Приехали тут одни, сказали — $10 млрд государству, $5 млрд — мне. Я сказал: пускай приезжает, мы его тут посадим», — заявил он. Президент также остановился на истории взаимоотношений с бывшим фактическим владельцем «Уралкалия« Дмитрием Рыболовлевым (№14; $9,1 млрд), который продал свою долю Керимову, Гальчеву и впоследствии вышедшему из капитала компании Александру Несису (№30: $3,3 млрд). «Он приехал и говорит — извините, я больше работать не буду. Наехали, сказали — или посадим, или голову снимем. Я его минут десять поубеждал, но что тут сделаешь», — рассказал Лукашенко.
Это не первое выступление белорусского президента по «Уралкалию».

В сентябре Лукашенко заявлял, что Минск возобновит сотрудничество с российским производителем только в случае смены собственника. По неофициальным данным, Сулейман Керимов и его бизнес-партнеры Филарет Гальчев (№22; $6,7 млрд) и Анатолий Скуров (№64; $1,7 млрд) ведут переговоры о продаже своих долей: они владеют соответственно 21,75%, 7% и 4,8% компании. Список вероятных претендентов на акции почти полностью состоит из фигурантов рейтинга Forbes: Михаил Прохоров (№10; $13 млрд), Аркадий Ротенберг (№31; $3,3 млрд), Владимир Коган (№111; $0,95 млрд), предположительно идущие в тандеме Владимир Евтушенков (№23; $6,7 млрд) и Михаил Гуцериев (№34; $3 млрд). Претендентами назывались также ГМК «Норильский никель», «Роснефть» и «Роснефтегаз». Официально предполагаемые покупатели интереса к активу либо не подтверждали, либо опровергали.
Персоны Компании
Олигархи теряют «природного лоббиста»?
УГМК, «Норникель», «Русал» и ряд других крупных корпораций были уже не раз заподозрены в том, что их интересы в ряде случаев лоббировала Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
По Сечину «ударили» из Белого Дома, или куда ушли девять миллиардов?
Неприятный сюрприз для главы «Роснефти» Игоря Сечина подготовил премьер-министр Дмитрий Медведев. Ведь теперь Сечин должен будет отчитываться не только о своих доходах, но и о расходах. И вот тут-то у господина Сечина могут возникнуть серьезные неприятности, ведь, по слухам, он использует многомиллиардные бонусы от «Роснефти» для покупки акций самой «Роснефти», сообщили корреспонденту The Moscow Post независимые эксперты.
Опоздание на 5 лет: почему лопнул футбольный клуб «Анжи»
Сулейман Керимов не смог добиться в футболе того, чего достиг Сергей Галицкий.
Самый бедный олигарх: кто выручает Игоря Зюзина после истории с «доктором»
Мечел пять лет живет на грани банкротства, но для Игоря Зюзина это будто не имеет никакого значения.
Афера на 60 млрд рублей: как рухнул крупнейший частный продавец электроэнергии
Холдинг «Энергострим» с выручкой 170 млрд рублей стал жертвой агрессивной скупки активов и вывода средств.
Экс-глава «Энергострима»: причиной конфликта стали зависть и деньги
В интервью Forbes Юрий Желябовский рассказал о конфликте с партнерами и образовании многомиллиардных долгов.
Транснефть срывает стратегические проекты?
В очередной раз руководство «Транснефти» оказалось замешано в целом ряду громких скандалов. Так «Транснефть» не только отказалась от прокладки отвода от ВСТО до Комсомольского НПЗ «Роснефти», но и «засветилась» в скандале с «рейдерской атакой» на руководство Новороссийского морского торгового порта, сообщили корреспонденту The Moscow Post независимые эксперты.
На чиновниках экономить не положено
На высших должностных лицах бюджет не сэкономит: по сравнению с 2012 г. их зарплаты вырастут в 2-2,5 раза до 500 000-700 000 руб. в месяц.
Сечин ведет атаку на два фронта?
Сразу два скандала, связанные с главой «Роснефти» Игорем Сечиным, эксперты уже сравнили с рейдерскими захватами. Так в аэропортовой сфере «Роснефть» вместе с «Новапортом» нацелились на крупнейший аэропорт страны «Домодедово», а в IT-сфере приближенные господина Сечина продолжают «выжимать» из компании «Вконтакте» Павла Дурова, сообщили корреспонденту The Moscow Post независимые эксперты.
Экс-глава «дочки» «Роснефти» в КБР утек вместе с санаторием
Против известного кабардинского бизнесмена и политика Валерия Карданова возбуждено второе уголовное дело, он заочно арестован и объявлен в международный розыск.
Сенатора от Новгородской области взяли за коррупцию
Следователи подозревают, что Александр Коровников был посредником при передаче крупной взятки в Счетную палату.
"Уралкалий" смешали с политикой
Сулейман Керимов просит за компанию не только деньги.
 
Миронов решил «скинуть» Левичева?
Громкий политический скандал может произойти на VII съезде «Справедливой России», назначенном на 26 октября 2013 года. Как выяснилось, бывший партийный лидер и руководитель фракции партии «Справедливая Россия» в Государственной думе Сергей Миронов решил сместить председателя партии Николая Левичева, а на его место поставить руководителя столичного отделения Александра Агеева, сообщили корреспонденту The Moscow Post в «Справедливой России».
Покупатель с кешем: Прохоров претендует на долю Керимова в «Уралкалии»
Официального предложения новый претендент на актив пока не сделал. Средства на пакет в «Уралкалии» у «Онэксима» есть: в феврале группа выручила более $3,5 млрд от продажи доли в Polyus Gold.
Баумгертнера «неожиданно» перевели под домашний арест
Гендиректор «Уралкалия» находится под круглосуточным наблюдением на съемной квартире в Минске, говорят его адвокаты, к нему пустили мать.
"Уралкалий" стал частично китайским
Китайская инвестиционная корпорация Chengdong Investment Corporation (CIC), «дочка« China Investment Corporation, стала владельцем 12,5% акций российской компании «Уралкалий».
Битва за металл
Старейший в регионе производитель труб ООО «Сервисная компания «Северо-Западный трубный завод» поменял хозяев. Владельцы предприятия заявляют: они вынуждены срочно избавляться от активов стоимостью примерно в $80000000, потому что стали жертвами рейдерской атаки. «Главным злодеем» бизнесмены называют высокопоставленного полицейского чиновника, к которому сами же обратились за помощью.