Как стало известно корреспонденту The Moscow Post, в Свердловской области следователи прекратили расследование уголовного дела в отношении должностных лиц птицефабрики "Среднеуральская".
Эксперты полагают, что это решение приняли, чтобы вывести из под огня областных чиновников во главе с губернатором Евгением Куйвашевым, которые могут быть замешаны в развале предприятия. В его руках столько власти, что он наверняка нашел, куда "надавить", чтобы дело замяли.
Следствие продолжалось почти четыре года, в течение которых силовики проверяли причастность руководства компании к нанесению птицефабрике ущерба на 76 млн рублей. А прекратили дело якобы за отсутствием в действиях руководства состава преступления.
Однако, это решение может быть вызвано совсем другими причинами. Оно должно помочь экс-руководителям птицефабрики Сергею Широкову и Александру Виноградову избежать ответственности по долгам предприятия. Но не только.
Подоплека может быть куда серьезней. Гораздо больший интерес вызывают конечные бенефициары схемы предполагаемых хищений. Искать их стоит среди тех, кто стоял за разорением предприятия и его выкупом в частную собственность.
"Довели" и "скинули"
А там есть, в чем разбираться. Сейчас птицефабрика "Среднеуральская" на 98% принадлежит челябинскому агрохолдингу "Равис". Совладельцем которой, в свою очередь, выступает бывший вице-губернатор Челябинской области Андрей Косилов.
Ранее он очень "вовремя" договорился выкупить птицефабрику после того, как ее обанкротили. А принадлежала она на тот момент Министерству управления госимуществом Свердловской области (МУГСО). За то время она успела накопить долги в 400 млн рублей и увязнуть в нескольких крупных скандалах.
Представляется, что "доили" фабрику долго и упорно. Следствие считало, что ущерб в 76 млн рублей сформировался из-за того, что ответственные за предприятие лица предоставляли преимущества для целого ряда компаний - ООО "Агропремиум", ООО "Проект-А", ООО "Сибтранском", и других.
В частности птицефабрика покупала у них сырье для комбикорма по завышенной цене, а готовую продукцию сбывала своим контрагентам по заниженным ценам, в результате чего птицефабрика недополучила 31,7 млн рублей.
Если это правда, проворачивать такие операции было невозможно без покровительства Александра Самбурского, бывшего в тот период заместителем главы МУГСО. Тогда он курировал отрасль. Ныне он занимает кресло и.о. министра природных ресурсов Оренбургской области.
Кроме того, о "мутных" схемах и подозрительных сделках должен был знать тогдашний замминистра (а ныне - министр) сельского хозяйства области Дмитрий Дегтярев. Последний входил в состав директоров птицефабрики
Примечательно, что за месяц до возбуждения уголовного дела МУГИСО подало иск к Александру Самбурскому Дмитрию Дегтяреву о признании незаконным их бездействия, в результате которого "Среднеуральская" будто бы не провела совершенствование механизмов управления и была обанкрочена.
То есть еще до всей этой истории власти понимали, кто может нести ответственность за развал предприятия. Понимать это должен и губернатор Евгений Куйвашев. По слухам он оказывал купившему фабрику Андрею Косилову существенные преференции, а также мог лоббировать продажу фабрики именно в его руки. Почему?
Есть версия, согласно которой бенефициарами махинаций с закупкой комбикормов выступала целая группа чиновников, во главе которой стоял именно губернатор Куйвашев. Сначала они выкачивали ресурсы из "Среднеуральской", а потом "скинули" актив тому, кто может быть причастен к ее бедственному положению? При таком раскладе в плюсе остаются все, кроме птицефабрики и потребителей.
Кажется, Косилов решил захватить все производство птицы в Свердловском районе. По похожей схеме может пройти продажа ему птицефабрики "Рефтинская", также принадлежащей региону. И также доведенной "до ручки". Она включена в план приватизации на 2019 год, а цена сделки может достигнуть 1,5 млрд рублей.
А у птицефабрики "Среднеуральская" дела пошли плохо раз в период бурной деятельности в области Косилова, Самбурского и Дегтярева. С прибыли за 2012 год она год за годом скатывалась в глубочайший минус. Складывается впечатление, что на фабрике не только наживались, но и сознательно "топили" ее, чтобы потом отдать за копейки нужному человеку.
Этим нужным человеком, судя по всему, как раз оказался Косилов. Который обязательно должен был иметь давние деловые связи с Куйвашевым по линии взаимодействия правительств Свердловской и Челябинской областей. Наверняка они знали друг друга, и могли договориться.
И вот, после настоящего развала "Среднеуральской", ее банкротства и продажи Косилову, заводится уголовное дело. Вряд ли Куйвашев, Косилов, Самбурский и Дегтярев сильно обрадовались этому обстоятельству.
Можно с легкостью предположить, что в этом случае выйти могли не на "стрелочников" Сергея Широкова и Александра Виноградова, а на них. И разобраться, кто получал выгоду от завышения цен на корма, кто кому оказывал какие преференции и как получилось, что такой актив в итоге "ушел" Косилову.
Как минимум, следствие должно было проверить замглавы МУГИСО Александра Самбурского на предмет того, что и как он делал в период развала птицефабрики. Но этого сделано не было. А может, следователи хотели подкопаться к нему поближе, но им не дали? Тем более, если Самбурский открывал выход на самого Куйвашева.
Можно "выдыхать"?
Губернатору вообще следовало бы думать, с кем и как он ведет дела. Продав фабрику Косилову, он мог вызвать подозрения в свой адрес, а также нажить себе проблем на экологической почве. Ведь Косилова и его агропредприятия не раз обвиняли в наплевательском отношении к природе.
Куйвашев итак оказывается в центре скандалов на экологическую тематику. В частности, недавно областные реки Черная и Тальятия буквально позеленели - будто бы от деятельности завода "Святогор", входящего в УГМК. Реакции от Куйвашева не последовало.
Тот же УГМК обвиняют, что он незаконно сгружает отходы на свалку Утилис рядом с жилыми домами Новоуральска. Говорят, что из-за этого там превышены все нормы содержания мышьяка. Куйвашев об этом не знает? А если знает, молчит, потому что выгодно?
Вот и Косилова якобы уличали в сбросе отходов его птицефабрик в неположенные места. Например, в болото, что является нарушением. Говорят, на одном из его предприятий сотрудника чуть ли не в мясорубку засунули за то, что он раздавал листовки, которыми хотел привлечь внимание к этой ситуации.
Управляя птицефабрикой "Среднеуральская", он будет поступать точно также? И также, как за возможное участие в ее развале, не понесет никакой ответственности? Такое ощущение, что местные агропредприятия стали вотчиной зарвавшихся чиновников и аффилированного с ними бизнеса.
Сначала валим предприятие, наживаясь при этом на нем самым наглым образом. Потом банкротим его и быстренько "скидываем" тому, кто в этом развале мог играть не последнюю роль?
Не так давно Косилов попал в очередной скандал, когда его Лексус поучаствовал в ДТП. Водитель, предположительно, знатно принял на грудь, прежде чем садиться за руль. Может, еще и курочкой с той самой "Среднеуральской" закусил. Такие у Куйвашева "партнеры"?
В любом случае губернатору надо расслабиться - за мясо и яйца птицы, подозрительные сделки и "вась-вась" с Косиловым его точно не "возьмут". По крайней мере, пока. Дело закрыто, и дальше низовых управленцев интерес следствия не ушел.
Но таких фабрик, пока еще принадлежащих Свердловской области, в регионе остается немало. Не считая "Рефтинской", которая итак, что называется, стоит на выход. С другими предприятиями будет точно также, как со "Среднеуральской"?