Как российские миллиардеры пополняют список Forbes своими детьми

Источник
Российские капиталисты первой волны, обладатели больших состояний стареют, а дети их взрослеют, и на наших глазах выросло второе поколение участников списка Forbes.
15 лет назад на весь список приходилось 156 детей, теперь у 100 богатейших предпринимателей России 294 ребенка. В 2004 году средний возраст 100 самых богатых бизнесменов составлял 47 лет, в 2019-м — 56 лет (состав списка обновился на 60%).

С 2016 года мы ежегодно составляем рейтинг самых богатых наследников российских миллиардеров: делим состояние каждого участника списка Forbes на всех признанных им детей. В 2019 году совокупное состояние первой сотни Forbes немного превысило $425 млрд, то есть в среднем на каждого наследника приходится $1,44 млрд. Несменяемый лидер списка — единственный сын Вагита Алекперова Юсуф ($21,8 млрд). Безусловно, мы сильно упрощаем действительность, не обращая внимания на супружеские доли и на заявления миллиардеров (например, Михаила Фридмана и Владимира Потанина) о том, что все свое состояние они отдадут на благотворительность. В жизни все сложнее и драматичнее.

За 15 лет умерли восемь предпринимателей, входивших в разные годы в список Forbes. Судьба их капиталов сложилась по-разному, но, пожалуй, единственный пример того, как все прошло гладко и бизнес отца перешел к сыну, который успешно им управляет, — это группа компаний «Ланит» Филиппа Генса. Основатель металлургической группы «Кокс», депутат Госдумы Борис Зубицкий перед смертью распределил свои акции поровну между женой и старшим сыном Евгением. После его кончины в 2017-м начались семейные тяжбы, теперь основного бенефициара бизнеса Евгения судебными исками атакует бывшая жена его младшего брата Андрея. Стоимость компании на этом фоне вряд ли повышается. В конце 2000-х фармацевтический дистрибьютор «СИА Интернейшнл» оценивался в $1 млрд, после скоропостижной смерти основателя и владельца компании Игоря Рудинского его вдова и дочь унаследовали не только бизнес, но и все долги, включая личные поручительства покойного. В итоге компанию купил друг семьи предприниматель Александр Винокуров, выручив близких людей, правда, оценка бизнеса упала на два порядка.

Бывает, что и дети лишают отцов активов. Восьмидесятилетний основатель «Тольяттиазота» Владимир Махлай много лет живет в Лондоне. Когда-то он был основным владельцем компании, но его сын Сергей через хитроумную схему с использованием офшоров и слепых трастов стал бенефициаром 70,8% «Тольяттиазота». Папа, похоже, так до конца и не понял, что именно произошло.

Как выстроить идеальную схему наследования? Универсального рецепта нет. И вряд ли накопленный на Западе опыт можно в полной мере использовать в российских реалиях. Проблема отцов и детей вечна.


Единственный сын президента «ЛУКОЙЛа» ушел из компании и занялся своим бизнесом, рассказал миллиардер в интервью «Ведомостям» в октябре 2018-го. Юсуфу через компанию «ЭКТО» принадлежит 60% ООО «ВТП» (транспортировка нефти), пополам с отцом он владеет ООО «Лукавто» (дилер Mercedes-Benz), его жена Алиса руководит ООО «Юсал» (управление недвижимостью). Еще у Юсуфа есть компания под названием «План Б» (производство безалкогольных напитков). «План А», впрочем, тоже никто не отменял: по завещанию Юсуф получит принадлежащий отцу пакет акций «ЛУКОЙЛа», но управлять компанией не будет.



Дочь основного владельца компаний «Новатэк» и «Сибур» с 2016 года входит в попечительский совет New Museum. Ее отец в 2009-м создал фонд поддержки молодых российских художников «Виктория — Искусство быть современным» (V-A-C Foundation). С недавних пор Виктория занимается и бизнесом — летом 2018 года она стала единственным собственником строительной компании «Нова», подрядчика «Новатэка». Виктория принципиально не дает интервью, отказывается от общения со СМИ. О ее младшем брате почти ничего не известно. 



В середине 1990-х у владельца НЛМК сгорела дача, он отправил сыновей за границу и с тех пор избегает разговоров о семье. Старший сын Дмитрий работает в компаниях отца с середины 2000-х, входит в советы директоров многих транспортных компаний холдинга UCL, курирует «Румедиа» (Business FM и Radio Chocolate). Юрий владеет люксембургской компанией по управлению капиталом RiskInvest Holding — ей принадлежит 4,25% Fletcher Group, в которую входят НЛМК и UCLH. Дмитрий считает, что отец передаст управление сыновьям «хоть завтра». Анастасия учится в МГУ.



Сын основного акционера УГМК окончил Лондонскую школу экономики и бизнес-школу Hult, работает в группе отца заместителем гендиректора по коммерческим и финансовым вопросам Челябинского цинкового завода. Вместе с казахским бизнесменом Кенесом Ракишевым является партнером израильского венчурного фонда Singulariteam (инвестиции в финтех). В конце 2018-го стал почти стопроцентным владельцем компании «Инфрамайн» (цифровые решения для металлургической, угольной и химической промышленности). Среди клиентов «Казцинк», Glencore и УГМК.



Старшая, Наталья, изучала литературу в Оксфорде. Вернувшись в Россию, по словам источников Forbes, занялась кино. Ксения окончила Эдинбургский университет, изучала философию и французский. У нее два сына. Муж — Глеб Франк, сын гендиректора «Совкомфлота» Сергея Франка. В 2018 году Ксения продала свои 12,5% акций «Согаза», доставшихся от отца. Она работает в Благотворительном фонде Елены и Геннадия Тимченко, который занял первое место в рейтинге благотворительных фондов российских миллиардеров Forbes. Младший сын Иван родился в Хельсинки, изучает международные отношения в Женевском университете.



Жена владельца компаний «ЕвроХим» и СУЭК, бывшая солистка белградской группы Models Александра Мельниченко (в девичестве Сандра Николич) родила в 2017 году второго ребенка — мальчика Адриана. Дочери Мельниченко Таре семь лет. Дети вместе с родителями путешествуют по всему миру — у Мельниченко есть дома в Монако, Франции, США, Великобритании, Швейцарии и России и две мегаяхты: крупнейшая в мире парусная яхта «А» и моторная яхта «А». Последний раз семью в полном составе видели на общественном пляже карибского острова Ангилья в конце марта 2019 года.



Дети владельца ГК «Ренова», попавшего под санкции США, тесно связаны с Америкой. Оба окончили Йельский университет. Ирина в 2005-м стала соучредителем НП «Йельский клуб» в России. Александр — гражданин США по рождению, работал с венчурным фондом «Реновы» Columbus Nova Technology Partners (CNTP), владеет автосалонами Ferrari в Денвере и Филадельфии. Ирина до 2002 года работала в Нью-Йорке аналитиком Citigroup, а в 2002–2009 годах — в СУАЛе и «Ренове». Сейчас живет в Москве с двумя детьми и мужем Салаватом Резбаевым, основателем Trilogy Capital Group.



Летом 2015 года единственная дочь генерального директора Уральской горно-металлургической компании (УГМК) окончила Ломоносовскую школу «Интек» в Истринском районе Подмосковья с золотой медалью «За особые успехи в обучении», после чего поступила на платное отделение экономического факультета Высшей школы экономики (ВШЭ). По окончании третьего курса бакалавриата в 2018 году Мария Андреевна Козицына в общем рейтинге 272 студентов своего курса занимала 127-е место со средним баллом 6,96 из 10 возможных.



В октябре 2018 года совладелец «ЛУКОЙЛа» Леонид Федун передал сыну и дочери 17 млн акций из своего пакета. Сейчас эти акции стоят почти $1,5 млрд, но могут ли дети распоряжаться ими по своему усмотрению и сколько приходится на каждого, не раскрывается. Сын Антон живет в Лондоне, управляет своими люксовыми отелями The Ampersand Hotel и Vintry & Mercer. Он окончил Университет Суррея по специальности «менеджмент и туризм» и бизнес-школу Regents. Его сестра Екатерина училась в МГИМО и в том же Regents. В 2014-м она вышла замуж за Юхана Гераскина, технического директора ФК «Спартак» (до октября 2018 года).



Старшая дочь владельца Магнитки Татьяна в середине нулевых занималась поставками продукции комбината за рубеж. Позже начала собственный бизнес: имела долю в стройцентре «Строй Двор», сейчас у нее строительная компания «Реконструкция». Ольга проработала на комбинате отца 13 лет, в последние годы — директором по финансам московского представительства ММК. В 2017 году ушла с этой позиции, сохранив место в совете директоров. Ольга владеет виллами (Villa les Figuiers и Villa Nellcote) во Франции, которые ранее принадлежали ее отцу. В 2013 году снялась в эпизоде фильма Тимура Бекмамбетова «Елки-3».



В 2013-м владелец «Интерроса» Владимир Потанин первым в России присоединился к «Клятве дарения», пообещав отдать не менее 50% своего капитала на благотворительность. Его старшие дети увлекались аквабайком: сын — многократный чемпион России, дочь — трижды чемпионка мира. После аквабайка Анастасия занялась танцами, благодаря чему познакомилась со своим мужем, танцором Артемом Кручиным. В 2018 году они сыграли свадьбу в Антибе. Иван — аналитик в нью-йоркской LR Global, Василий учился в Нью-Йорке в Friends Academy. Во втором браке у миллиардера есть дочь Варя и сын.



Старшая дочь основателя «Альфа-Групп» Лора во время учебы в Йеле танцевала в балетной труппе Yaledancers, после выпуска подписала контракт с Израильским государственным балетом. Катя, окончив Йель, осталась в Нью-Йорке и с августа 2018-го работает в компании Teneo (управленческий консалтинг). Сын Александр летом окончит Севенокс и переедет из Англии в США — будет учиться в бизнес-школе Штерна. Он уже занимается бизнесом как соучредитель event-агентства «Артист Банк» и компании AFF Hookah (кальяны по аутсорсингу). Младшая, Ника, пока учится в Москве.



С первой женой Еленой Митюковой владелец «Северстали» развелся в 1996 году, когда сыну Илье было десять лет. Мордашов с ним давно не общается. От второй жены, тоже Елены, у него два сына — Кирилл и Никита, им Мордашов передаст 65% акций золотодобывающей компании Nordgold. Это позволит братьям стать участниками списка Forbes. С третьей женой Мариной у бизнесмена трое детей. Они все учатся в школе Wunderpark на Новой Риге, которую открыла их мама.



Дочь основателя сети «Магнит» окончила Кубанский государственный университет по программе «экономика». На старших курсах университета Полина стала участвовать в жизни отцовской компании: присутствовала на совещаниях, общалась с начальниками подразделений, вникая в подробности управления. Но Галицкий не хочет, чтобы она занималась бизнесом. «Я видел бизнес. Я не хочу такую жизнь своей дочери», — говорил он в интервью «Русским норм!». Опасения бизнесмена небезосновательны: открытый летом 2018 года фитнес-центр «Сайклклаб», в котором Полине принадлежало 50%, сейчас ликвидируется.



Старшая дочь экс-владельца «Уралкалия» Екатерина занимается верховой ездой. Благодаря этому познакомилась с внучкой Аристотеля Онассиса Афиной и договорилась с ней о покупке греческого острова Скорпиос. Сейчас он принадлежит семейному трасту, Екатерина — бенефициар. На острове сыграли ее свадьбу с уругвайским финансистом Хуаном Сартори, который хочет стать президентом Уругвая. У пары двое детей. Младшая дочь Рыболовлева Анна живет в Швейцарии с его бывшей женой Еленой, которая после развода получила $600 млн и вошла в список Forbes.



Сын совладельца «Евраза» начинал карьеру в компании отца. Отработав около года, он перешел в УК «Тройка Диалог» на должность аналитика по телекомам и IT-сектору. Наследник миллиардера попробовал себя и на госслужбе в «Росатоме», но разочаровался и уехал в Лондон получать MBA. Там же будущий бизнесмен устроился на работу в венчурный фонд DFJ Esprit, а позже вместе с другом, с которым учился во ВШЭ, создал уже свой фонд. Сейчас под управлением Target Global находится более $700 млн.



Дети акционера LetterOne, председателя совета директоров банковской группы «Альфа-Банк» Петра Авена в 2016 году окончили учебу в Йельском университете и остались в Нью-Йорке. Денис, который изучал экономику и математику, сначала работал аналитиком в инвесткомпании Lazard, а в августе 2018-го перешел в Warburg Pincus, где специализируется на инвестициях в сектор ТМТ (технологии, медиа и телеком). Дарья работала координатором по развитию продуктов в нью-йоркской компании MAC Cosmetics, а в январе 2018-го перешла в Tom Ford.



У Алексея Кузьмичева, партнера Михаила Фридмана по «Альфа-Групп» и LetterOne, в конце октября прошлого года родились дочки-двойняшки Марго и Тая. Их старший брат Алексис живет в Париже, учится в одной из лучших частных школ Франции, играет в теннис, любит музыку, с большим удовольствием слушает хард-рок. Новогодние каникулы провел с отцом в Санкт-Морице, вместе катались на лыжах. Маму Светлану Кузьмичеву-Успенскую с двухмесячными девочками оставили внизу, на море в Сен-Тропе.



У старшей дочери совладельца LetterOne Евы в 2018 году родился сын, его назвали Борисом, в честь прадедушки. Ева живет в Лондоне с мужем, голландским юристом Алексом ван дер Цваном, до недавнего времени сотрудником фирмы Skadden. В апреле 2018 года его приговорили к 30 дням тюрьмы за дачу ложных показаний агентам ФБР о его связях с Риком Гейтсом, партнером бывшего руководителя избирательной кампании Дональда Трампа Пола Манафорта. Младшая дочь Эля учится в Веллингтон-колледже в британском графстве Беркшир.



Единственный сын основного владельца Трубной металлургической компании и группы «Синара» живет с женой и двумя детьми в Женеве, управляет швейцарским инвестфондом Lera Uncorrelated Fund, который размещает капитал в хедж-фонды. Он участвует в развитии семейного винодельческого хозяйства Bebian, расположенного на юге Франции в Пезенасе. Бизнес отца ему интересен — Александр входит в советы директоров «Синары» и ТМК, возглавляет совет СКБ-банка, занимается развитием группы СКБ (включает Газэнергобанк и ДелоБанк). Играет в теннис, увлекается авиацией.
Персоны Компании
Банк показал Алексею Хотину, кто из них альфа-самец
"Альфа-банк" подал 5 исков в погоне за недвижимостью разорившегося банкира.
На Михаила Абызова свалился Вексельберг
В понедельник, 20 мая, компания «Т плюс» (входит в группу «Ренова» Виктора Вексельберга) подала иск в Арбитражный суд Москвы о привлечении к субсидиарной ответственности на 33,63 млрд руб. находящегося под арестом основателя обанкротившейся «Группы Е4», экс-министра по делам открытого правительства Михаила Абызова, его бывшей жены Екатерины Сиротенко (по данным «РИА Новости», после развода с Абызовым в 2016 г. она стала бенефициаром компании) и экс-президента компании Андрея Малышева. Об этом в среду сообщил корреспондент «Интерфакса» из зала суда. Представитель «Т плюса» подтвердил эту информацию, но отказался от дополнительных комментариев.
Виктора Вексельберга обсчитали с «Т плюсом»
«Газпром энергохолдинг» и «Ренова» Виктора Вексельберга приостановили переговоры о слиянии компании с «Т плюсом» (входит в «Ренову»), поскольку «Ренова» не согласилась с результатами оценки генерирующей компании, сообщил в понедельник гендиректор «дочки» «Газпрома» Денис Федоров.
Экс-глава «Роснефти» избавился от поместья за 1 млрд рублей рядом с Сечиным
Огромный особняк (более тысячи кв. м) и 3 га в Барвихе подарил в конце прошлого года своему сыну бывший глава «Роснефти» Сергей Богданчиков
Откуда у полковников ФСБ РФ 12 млрд рублей
Как Дмитрий Фролов и Андрей Хорев разводили на деньги Пашу Вертолета
Rambler нашел свою нишу в кармане у Германа Грефа
Сбербанк готовится к покупке у Александра Мамута 46,5% акций Rambler Group, одной из первых больших интернет-компаний в России. Переговоры шли не слишком долго: «У Мамута — особый дар убеждения, и ему очень нужно было избежать банкротства», — иронизирует один из его знакомых. После того как компания проиграла конкуренцию в поиске, не нашла новых сфер для …
Анатолий Чубайс вырастил себе «единорога»
Производителя графеновых нанотрубок OCSiAl из портфеля «Роснано» оценила в $1 млрд группа Александра Мамута A&NN. Почему инвесторы выдают настолько высокие авансы компании с выручкой $10 млн в год и как ее основатели собираются завоевать мир со своим продуктом?
В десятку богатейших жителей Великобритании вошли Абрамович, Усманов и Фридман
Их совокупное состояние газета The Sunday Times оценивает в £33,5 млрд
У Григория Нагинского титановые нервы
У государственной корпорации "Росатом" новые проблемы: пуск финской АЭС "Ханхикиви", который должен построить холдинг "Титан-2", переносится с 2019 на 2021 год.
Дети Алексея Русских - настоящие латифундисты, а отпрыски Александра Бабакова владеют квартирой в Бельгии
По итогам декларационной кампании чиновников у многих их детей обнаружены немалые доходы. Активы несовершеннолетних детей чиновники обязаны указывать в своих декларациях согласно антикоррупционному законодательству. Впрочем, источники их дохода остаются скрытыми. У детей одного из региональных чиновников обнаружился дом в Канаде.
Михаил Гуцериев с сыном обложились углем
Теперь они контролируют Кузбасскую топливную компанию.
Алексей Фридман породил нефтегазового гиганта
Стоимость объединенной компании Wintershall Dea оценивается в $20 млрд. Уже в 2020 году она может выйти на IPO
Французы тотально вступились за Филиппа Дельпаля
Дело Baring Vostok, которое вовсе не закончилось с освобождением под домашний арест Майкла Калви, грозит испортить отношения России с французским бизнесом. Соотечественники партнера Baring Филиппа Дельпаля, который, как и другие фигуранты дела, остался в СИЗО, отказываются от поездок в Россию и грозят приостановкой инвестпроектов. Патрик Пуянне, гендиректор нефтегазовой Total, вложившей в Россию больше $10 млрд, …
Замдиректора ФСБ Сергей Смирнов засмотрелся на доходы Марины Медведевой
Силовик практически догнал по доходам жену главы ФСО РФ.
Почему Леонард Блаватник открещивается от России, сделавшей его миллиардером
Согласно индексу миллионеров Bloomberg, состояние бизнесмена Леонарда Блаватника выросло на 56%, до $25,6 млрд, за последние пять лет. Это позволило ему подняться с 48-й на 31-ю строчку в рейтинге 500 богатейших людей мира. Bloomberg рассказал, как американско-британскому бизнесмену родом из Одессы удалось это сделать. На чем заработал Блаватник. Основные активы бизнесмена максимально не похожи друг на …
КИТ Финанс заработал на пенсиях
Банк России обнаружил схему незаконного вывода пенсионных накоплений через манипулирование на рынке облигаций. В схеме было задействовано 68 выпусков облигаций, с которыми совершили 653 сделки
Сергей Гордеев готовит для москвичей автозаки
Как Сергей Гордеев управляет крупнейшей строительной компанией России и разбирается с недовольными жителями