Как российские миллиардеры пополняют список Forbes своими детьми

Источник
Российские капиталисты первой волны, обладатели больших состояний стареют, а дети их взрослеют, и на наших глазах выросло второе поколение участников списка Forbes.
15 лет назад на весь список приходилось 156 детей, теперь у 100 богатейших предпринимателей России 294 ребенка. В 2004 году средний возраст 100 самых богатых бизнесменов составлял 47 лет, в 2019-м — 56 лет (состав списка обновился на 60%).

С 2016 года мы ежегодно составляем рейтинг самых богатых наследников российских миллиардеров: делим состояние каждого участника списка Forbes на всех признанных им детей. В 2019 году совокупное состояние первой сотни Forbes немного превысило $425 млрд, то есть в среднем на каждого наследника приходится $1,44 млрд. Несменяемый лидер списка — единственный сын Вагита Алекперова Юсуф ($21,8 млрд). Безусловно, мы сильно упрощаем действительность, не обращая внимания на супружеские доли и на заявления миллиардеров (например, Михаила Фридмана и Владимира Потанина) о том, что все свое состояние они отдадут на благотворительность. В жизни все сложнее и драматичнее.

За 15 лет умерли восемь предпринимателей, входивших в разные годы в список Forbes. Судьба их капиталов сложилась по-разному, но, пожалуй, единственный пример того, как все прошло гладко и бизнес отца перешел к сыну, который успешно им управляет, — это группа компаний «Ланит» Филиппа Генса. Основатель металлургической группы «Кокс», депутат Госдумы Борис Зубицкий перед смертью распределил свои акции поровну между женой и старшим сыном Евгением. После его кончины в 2017-м начались семейные тяжбы, теперь основного бенефициара бизнеса Евгения судебными исками атакует бывшая жена его младшего брата Андрея. Стоимость компании на этом фоне вряд ли повышается. В конце 2000-х фармацевтический дистрибьютор «СИА Интернейшнл» оценивался в $1 млрд, после скоропостижной смерти основателя и владельца компании Игоря Рудинского его вдова и дочь унаследовали не только бизнес, но и все долги, включая личные поручительства покойного. В итоге компанию купил друг семьи предприниматель Александр Винокуров, выручив близких людей, правда, оценка бизнеса упала на два порядка.

Бывает, что и дети лишают отцов активов. Восьмидесятилетний основатель «Тольяттиазота» Владимир Махлай много лет живет в Лондоне. Когда-то он был основным владельцем компании, но его сын Сергей через хитроумную схему с использованием офшоров и слепых трастов стал бенефициаром 70,8% «Тольяттиазота». Папа, похоже, так до конца и не понял, что именно произошло.

Как выстроить идеальную схему наследования? Универсального рецепта нет. И вряд ли накопленный на Западе опыт можно в полной мере использовать в российских реалиях. Проблема отцов и детей вечна.


Единственный сын президента «ЛУКОЙЛа» ушел из компании и занялся своим бизнесом, рассказал миллиардер в интервью «Ведомостям» в октябре 2018-го. Юсуфу через компанию «ЭКТО» принадлежит 60% ООО «ВТП» (транспортировка нефти), пополам с отцом он владеет ООО «Лукавто» (дилер Mercedes-Benz), его жена Алиса руководит ООО «Юсал» (управление недвижимостью). Еще у Юсуфа есть компания под названием «План Б» (производство безалкогольных напитков). «План А», впрочем, тоже никто не отменял: по завещанию Юсуф получит принадлежащий отцу пакет акций «ЛУКОЙЛа», но управлять компанией не будет.



Дочь основного владельца компаний «Новатэк» и «Сибур» с 2016 года входит в попечительский совет New Museum. Ее отец в 2009-м создал фонд поддержки молодых российских художников «Виктория — Искусство быть современным» (V-A-C Foundation). С недавних пор Виктория занимается и бизнесом — летом 2018 года она стала единственным собственником строительной компании «Нова», подрядчика «Новатэка». Виктория принципиально не дает интервью, отказывается от общения со СМИ. О ее младшем брате почти ничего не известно. 



В середине 1990-х у владельца НЛМК сгорела дача, он отправил сыновей за границу и с тех пор избегает разговоров о семье. Старший сын Дмитрий работает в компаниях отца с середины 2000-х, входит в советы директоров многих транспортных компаний холдинга UCL, курирует «Румедиа» (Business FM и Radio Chocolate). Юрий владеет люксембургской компанией по управлению капиталом RiskInvest Holding — ей принадлежит 4,25% Fletcher Group, в которую входят НЛМК и UCLH. Дмитрий считает, что отец передаст управление сыновьям «хоть завтра». Анастасия учится в МГУ.



Сын основного акционера УГМК окончил Лондонскую школу экономики и бизнес-школу Hult, работает в группе отца заместителем гендиректора по коммерческим и финансовым вопросам Челябинского цинкового завода. Вместе с казахским бизнесменом Кенесом Ракишевым является партнером израильского венчурного фонда Singulariteam (инвестиции в финтех). В конце 2018-го стал почти стопроцентным владельцем компании «Инфрамайн» (цифровые решения для металлургической, угольной и химической промышленности). Среди клиентов «Казцинк», Glencore и УГМК.



Старшая, Наталья, изучала литературу в Оксфорде. Вернувшись в Россию, по словам источников Forbes, занялась кино. Ксения окончила Эдинбургский университет, изучала философию и французский. У нее два сына. Муж — Глеб Франк, сын гендиректора «Совкомфлота» Сергея Франка. В 2018 году Ксения продала свои 12,5% акций «Согаза», доставшихся от отца. Она работает в Благотворительном фонде Елены и Геннадия Тимченко, который занял первое место в рейтинге благотворительных фондов российских миллиардеров Forbes. Младший сын Иван родился в Хельсинки, изучает международные отношения в Женевском университете.



Жена владельца компаний «ЕвроХим» и СУЭК, бывшая солистка белградской группы Models Александра Мельниченко (в девичестве Сандра Николич) родила в 2017 году второго ребенка — мальчика Адриана. Дочери Мельниченко Таре семь лет. Дети вместе с родителями путешествуют по всему миру — у Мельниченко есть дома в Монако, Франции, США, Великобритании, Швейцарии и России и две мегаяхты: крупнейшая в мире парусная яхта «А» и моторная яхта «А». Последний раз семью в полном составе видели на общественном пляже карибского острова Ангилья в конце марта 2019 года.



Дети владельца ГК «Ренова», попавшего под санкции США, тесно связаны с Америкой. Оба окончили Йельский университет. Ирина в 2005-м стала соучредителем НП «Йельский клуб» в России. Александр — гражданин США по рождению, работал с венчурным фондом «Реновы» Columbus Nova Technology Partners (CNTP), владеет автосалонами Ferrari в Денвере и Филадельфии. Ирина до 2002 года работала в Нью-Йорке аналитиком Citigroup, а в 2002–2009 годах — в СУАЛе и «Ренове». Сейчас живет в Москве с двумя детьми и мужем Салаватом Резбаевым, основателем Trilogy Capital Group.



Летом 2015 года единственная дочь генерального директора Уральской горно-металлургической компании (УГМК) окончила Ломоносовскую школу «Интек» в Истринском районе Подмосковья с золотой медалью «За особые успехи в обучении», после чего поступила на платное отделение экономического факультета Высшей школы экономики (ВШЭ). По окончании третьего курса бакалавриата в 2018 году Мария Андреевна Козицына в общем рейтинге 272 студентов своего курса занимала 127-е место со средним баллом 6,96 из 10 возможных.



В октябре 2018 года совладелец «ЛУКОЙЛа» Леонид Федун передал сыну и дочери 17 млн акций из своего пакета. Сейчас эти акции стоят почти $1,5 млрд, но могут ли дети распоряжаться ими по своему усмотрению и сколько приходится на каждого, не раскрывается. Сын Антон живет в Лондоне, управляет своими люксовыми отелями The Ampersand Hotel и Vintry & Mercer. Он окончил Университет Суррея по специальности «менеджмент и туризм» и бизнес-школу Regents. Его сестра Екатерина училась в МГИМО и в том же Regents. В 2014-м она вышла замуж за Юхана Гераскина, технического директора ФК «Спартак» (до октября 2018 года).



Старшая дочь владельца Магнитки Татьяна в середине нулевых занималась поставками продукции комбината за рубеж. Позже начала собственный бизнес: имела долю в стройцентре «Строй Двор», сейчас у нее строительная компания «Реконструкция». Ольга проработала на комбинате отца 13 лет, в последние годы — директором по финансам московского представительства ММК. В 2017 году ушла с этой позиции, сохранив место в совете директоров. Ольга владеет виллами (Villa les Figuiers и Villa Nellcote) во Франции, которые ранее принадлежали ее отцу. В 2013 году снялась в эпизоде фильма Тимура Бекмамбетова «Елки-3».



В 2013-м владелец «Интерроса» Владимир Потанин первым в России присоединился к «Клятве дарения», пообещав отдать не менее 50% своего капитала на благотворительность. Его старшие дети увлекались аквабайком: сын — многократный чемпион России, дочь — трижды чемпионка мира. После аквабайка Анастасия занялась танцами, благодаря чему познакомилась со своим мужем, танцором Артемом Кручиным. В 2018 году они сыграли свадьбу в Антибе. Иван — аналитик в нью-йоркской LR Global, Василий учился в Нью-Йорке в Friends Academy. Во втором браке у миллиардера есть дочь Варя и сын.



Старшая дочь основателя «Альфа-Групп» Лора во время учебы в Йеле танцевала в балетной труппе Yaledancers, после выпуска подписала контракт с Израильским государственным балетом. Катя, окончив Йель, осталась в Нью-Йорке и с августа 2018-го работает в компании Teneo (управленческий консалтинг). Сын Александр летом окончит Севенокс и переедет из Англии в США — будет учиться в бизнес-школе Штерна. Он уже занимается бизнесом как соучредитель event-агентства «Артист Банк» и компании AFF Hookah (кальяны по аутсорсингу). Младшая, Ника, пока учится в Москве.



С первой женой Еленой Митюковой владелец «Северстали» развелся в 1996 году, когда сыну Илье было десять лет. Мордашов с ним давно не общается. От второй жены, тоже Елены, у него два сына — Кирилл и Никита, им Мордашов передаст 65% акций золотодобывающей компании Nordgold. Это позволит братьям стать участниками списка Forbes. С третьей женой Мариной у бизнесмена трое детей. Они все учатся в школе Wunderpark на Новой Риге, которую открыла их мама.



Дочь основателя сети «Магнит» окончила Кубанский государственный университет по программе «экономика». На старших курсах университета Полина стала участвовать в жизни отцовской компании: присутствовала на совещаниях, общалась с начальниками подразделений, вникая в подробности управления. Но Галицкий не хочет, чтобы она занималась бизнесом. «Я видел бизнес. Я не хочу такую жизнь своей дочери», — говорил он в интервью «Русским норм!». Опасения бизнесмена небезосновательны: открытый летом 2018 года фитнес-центр «Сайклклаб», в котором Полине принадлежало 50%, сейчас ликвидируется.



Старшая дочь экс-владельца «Уралкалия» Екатерина занимается верховой ездой. Благодаря этому познакомилась с внучкой Аристотеля Онассиса Афиной и договорилась с ней о покупке греческого острова Скорпиос. Сейчас он принадлежит семейному трасту, Екатерина — бенефициар. На острове сыграли ее свадьбу с уругвайским финансистом Хуаном Сартори, который хочет стать президентом Уругвая. У пары двое детей. Младшая дочь Рыболовлева Анна живет в Швейцарии с его бывшей женой Еленой, которая после развода получила $600 млн и вошла в список Forbes.



Сын совладельца «Евраза» начинал карьеру в компании отца. Отработав около года, он перешел в УК «Тройка Диалог» на должность аналитика по телекомам и IT-сектору. Наследник миллиардера попробовал себя и на госслужбе в «Росатоме», но разочаровался и уехал в Лондон получать MBA. Там же будущий бизнесмен устроился на работу в венчурный фонд DFJ Esprit, а позже вместе с другом, с которым учился во ВШЭ, создал уже свой фонд. Сейчас под управлением Target Global находится более $700 млн.



Дети акционера LetterOne, председателя совета директоров банковской группы «Альфа-Банк» Петра Авена в 2016 году окончили учебу в Йельском университете и остались в Нью-Йорке. Денис, который изучал экономику и математику, сначала работал аналитиком в инвесткомпании Lazard, а в августе 2018-го перешел в Warburg Pincus, где специализируется на инвестициях в сектор ТМТ (технологии, медиа и телеком). Дарья работала координатором по развитию продуктов в нью-йоркской компании MAC Cosmetics, а в январе 2018-го перешла в Tom Ford.



У Алексея Кузьмичева, партнера Михаила Фридмана по «Альфа-Групп» и LetterOne, в конце октября прошлого года родились дочки-двойняшки Марго и Тая. Их старший брат Алексис живет в Париже, учится в одной из лучших частных школ Франции, играет в теннис, любит музыку, с большим удовольствием слушает хард-рок. Новогодние каникулы провел с отцом в Санкт-Морице, вместе катались на лыжах. Маму Светлану Кузьмичеву-Успенскую с двухмесячными девочками оставили внизу, на море в Сен-Тропе.



У старшей дочери совладельца LetterOne Евы в 2018 году родился сын, его назвали Борисом, в честь прадедушки. Ева живет в Лондоне с мужем, голландским юристом Алексом ван дер Цваном, до недавнего времени сотрудником фирмы Skadden. В апреле 2018 года его приговорили к 30 дням тюрьмы за дачу ложных показаний агентам ФБР о его связях с Риком Гейтсом, партнером бывшего руководителя избирательной кампании Дональда Трампа Пола Манафорта. Младшая дочь Эля учится в Веллингтон-колледже в британском графстве Беркшир.



Единственный сын основного владельца Трубной металлургической компании и группы «Синара» живет с женой и двумя детьми в Женеве, управляет швейцарским инвестфондом Lera Uncorrelated Fund, который размещает капитал в хедж-фонды. Он участвует в развитии семейного винодельческого хозяйства Bebian, расположенного на юге Франции в Пезенасе. Бизнес отца ему интересен — Александр входит в советы директоров «Синары» и ТМК, возглавляет совет СКБ-банка, занимается развитием группы СКБ (включает Газэнергобанк и ДелоБанк). Играет в теннис, увлекается авиацией.
Персоны Компании
Банк показал Алексею Хотину, кто из них альфа-самец
"Альфа-банк" подал 5 исков в погоне за недвижимостью разорившегося банкира.
На Михаила Абызова свалился Вексельберг
В понедельник, 20 мая, компания «Т плюс» (входит в группу «Ренова» Виктора Вексельберга) подала иск в Арбитражный суд Москвы о привлечении к субсидиарной ответственности на 33,63 млрд руб. находящегося под арестом основателя обанкротившейся «Группы Е4», экс-министра по делам открытого правительства Михаила Абызова, его бывшей жены Екатерины Сиротенко (по данным «РИА Новости», после развода с Абызовым в 2016 г. она стала бенефициаром компании) и экс-президента компании Андрея Малышева. Об этом в среду сообщил корреспондент «Интерфакса» из зала суда. Представитель «Т плюса» подтвердил эту информацию, но отказался от дополнительных комментариев.
Александра Тер-Ованесова и Тимура Иванова привязали к Арктике
PASMI публикует расследование о бенефициарах хищения миллиардов рублей на государственном контракте по строительству военных частей в Арктической зоне. Бизнесмены, построившие объекты Минобороны на Чукотке, после отказа дать взятку чиновнику Минобороны оказались в СИЗО. Строительная техника предпринимателей стоимостью около миллиарда рублей была захвачена, контракт на 4 млрд передали фирме-однодневке, уже выполненные работы были повторно оплачены. Никто не знает, куда пошли эти деньги. Данные расследования PASMI позволяют сделать вывод, что с рейдерским захватом и хищениями государственных миллиардов связаны бывший сенатор Тер-Аванесов и заместитель Минобороны Тимур Иванов.
Виктора Вексельберга обсчитали с «Т плюсом»
«Газпром энергохолдинг» и «Ренова» Виктора Вексельберга приостановили переговоры о слиянии компании с «Т плюсом» (входит в «Ренову»), поскольку «Ренова» не согласилась с результатами оценки генерирующей компании, сообщил в понедельник гендиректор «дочки» «Газпрома» Денис Федоров.
Экс-глава «Роснефти» избавился от поместья за 1 млрд рублей рядом с Сечиным
Огромный особняк (более тысячи кв. м) и 3 га в Барвихе подарил в конце прошлого года своему сыну бывший глава «Роснефти» Сергей Богданчиков
Откуда у полковников ФСБ РФ 12 млрд рублей
Как Дмитрий Фролов и Андрей Хорев разводили на деньги Пашу Вертолета
Алексей Щуровский приценился к Антипинскому НПЗ
Оказавшийся на грани банкротства Антипинский НПЗ еще несколько лет назад входил в списки самых быстрорастущих российских компаний, а в числе его акционеров были знакомые Владимира Путина и Сергея Собянина. Теперь предприятие не справляется с долгами и терпит бедствие. Cпасти завод, выкупив его вместе с долгами, вызвалась малоизвестная компания «Сибнефтегазпереработка». The Bell узнал, кто может за …
Карманные судьи Уралхима
Странное поведение ряда судей делу Тольяттиазота указало на их зависимость от компании Дмитрия Мазепина.
Rambler нашел свою нишу в кармане у Германа Грефа
Сбербанк готовится к покупке у Александра Мамута 46,5% акций Rambler Group, одной из первых больших интернет-компаний в России. Переговоры шли не слишком долго: «У Мамута — особый дар убеждения, и ему очень нужно было избежать банкротства», — иронизирует один из его знакомых. После того как компания проиграла конкуренцию в поиске, не нашла новых сфер для …
Анатолий Чубайс вырастил себе «единорога»
Производителя графеновых нанотрубок OCSiAl из портфеля «Роснано» оценила в $1 млрд группа Александра Мамута A&NN. Почему инвесторы выдают настолько высокие авансы компании с выручкой $10 млн в год и как ее основатели собираются завоевать мир со своим продуктом?
Игорь Алтушкин и Андрей Козицын выложили дорогу к храму протестующими
Массовая стихийная акция в Екатеринбурге против строительства на месте сквера у городского Театра драмы храма Святой Екатерины закончилась столкновениями протестующих с полицией и спортивными молодыми людьми, называвшими себя защитниками храма. Строительство церкви к 300-летию Екатеринбурга финансируют два местных миллиардера — владелец «Русской медной компании» Игорь Алтушкин (№25 в рейтинге Forbes, состояние — $4,3 млрд) и …
«Росатом» пустил туркам трещину
В июле прошлого года Турецкое агентство по атомной энергии (ТАЕК) обнаружило трещины в залитом бетоном фундаменте АЭС «Аккую», которую строит принадлежащая «Росатому» «Аккую нуклеар», сообщил РБК со ссылкой на турецкое издание Haberturk. По данным турецкого издания, зона фундамента была разделена на участки, в которые залили бетон. Однако на некоторых из них, как позднее обнаружило ТАЕК, появились трещины. Проблемные участки фундамента были сломаны, бетон перезалили. После этого регулятор вновь нашел трещины, и компании вновь пришлось переделывать конструкцию. Сейчас работы по заливке фундамента, на котором будет расположен реактор, завершены, пишет Haberturk.
Иван Демченко попал с "Северсталью" впросак
"Северсталь" олигарха Алексея Мордашова продала завод сортового проката "Балаково" Абинскому электрометаллургическому заводу (АЭМЗ) с долгами в 14 млрд руб. Зачем его владельцу депутату Госдумы Ивану Демченко проблемный актив?
В десятку богатейших жителей Великобритании вошли Абрамович, Усманов и Фридман
Их совокупное состояние газета The Sunday Times оценивает в £33,5 млрд
У Григория Нагинского титановые нервы
У государственной корпорации "Росатом" новые проблемы: пуск финской АЭС "Ханхикиви", который должен построить холдинг "Титан-2", переносится с 2019 на 2021 год.
Усманов - в Сардинию, Вексельберг - в Оман
Наиболее интересные маршруты, по которым в праздники летали самые дорогие бизнес-джеты России, — в галерее Forbes