Виктор Вексельберг впал в тотальный кризис

Источник
Российский миллиардер Виктор Вексельберг дал первое большое интервью после попадания под санкции США. Он рассказал, почему для него это стало «тотальным жизненным кризисом», зачем он посещал инаугурацию Трампа и почему больше не может оставаться «человеком мира»
Председатель совета директоров «Реновы« Виктор Вексельберг рассказал Financial Times о том, как изменилась его жизнь, когда Минфин США в 2018 году ввел против него санкции. Это «первое большое интервью» миллиардера западному изданию c момента их введения, отмечает газета.

«Всю свою жизнь я пытался быть человеком мира... Я перевез всю семью в США, — рассказал Вексельберг. — Я никогда бы не смог предсказать, какой будет ситуация, в которой я теперь оказался».

Помимо запрета на ведение бизнеса с американцами и изоляцию от американской финансовой системы, Вексельберг столкнулся еще с другой проблемой из-за санкций — он не может приехать к дочери и внуку, живущим в Нью-Йорке, пишет FT.

«Люди спрашивают меня: «У тебя такой крупный российский бизнес, в России ты знаменитость, ты не попал под европейские санкции. Почему ты переживаешь? — рассказал Вексельберг. — Но для меня это тотальный жизненный кризис. Дело не в деньгах, не в бизнесе. Это вопрос личных обстоятельств... Для меня весь мир был полон возможностей. А что я могу теперь?»

«Я богат. И да, я знаком с Путиным»

Вексельберг настаивает, что не имеет никакого отношения к присоединению Крыма и вмешательству России в американские выборы 2016 года. Миллиардер признает, что до сих пор не понимает, почему против него ввели санкции: «Конечно, я встречался с Путиным. Но многие с ним встречались, причем делали это чаще, и у них было больше тем для обсуждения. Многие говорят мне, что дело в чем-то еще», — рассказал он газете.

«Я россиянин. Я богат. И да, я знаком с Путиным. Сегодня этого достаточно [для попадания под санкции]», — рассуждает Вексельберг.

Причиной могли стать попытки Вексельберга укрепить связи между США и Россией — в частности, он помогал организовать визит российской делегации в Кремниевую долину и выступал неофициальным медиатором между двумя странам в вопросах, связанных с технологической индустрией, пишет FT. Такие действия сделали миллиардера «слишком заметным» в период, когда Россию начали обвинять во вмешательстве в американские выборы, пишет газета. Вексельберг подогрел эти подозрения, придя на инаугурацию президента Трампа, отмечает FT.

Любопытство подвело

Сам Вексельберг утверждает, что пошел на инаугурацию из любопытства. «Когда Трамп выиграл выборы, я подумал: «Ладно, это новый парень, вокруг него много шума, это интересно. Если бы только я действительно понимал, насколько острой была политическая ситуация… насколько сильными были антироссийские настроения», — говорит бизнесмен.

Достать билет на церемонию Вексельбергу удалось не сразу — сначала он получил отказ от министра торговли Уилбура Росса. Тогда миллиардер обратился к своему двоюродному брату Эндрю Интратеру, который связался с Майклом Коэном — юристом Трампа, пишет FT.

«Господин Коэн попросил меня о встрече, потому что хотел узнать, кто станет гостем. Ведь это [получение билета] происходило через его канал», — рассказал Вексельберг F 11. Встреча произошла за неделю до инаугурации в нью-йоркской Trump Tower. «Это не было встречей в ресторане или чем-то подобным. У нас было официальное приглашение, охрана нас досмотрела, мы поднялись в офис господина Коэна в Trump Tower, — рассказал миллиардер. — Мы пожали руки, поговорили минут пятнадцать. Ничего особенного. Он не обсуждал со мной российский бизнес. Его интересовали только инвестиции в экономику США».

Санкции против Вексельберга

Минфин США включил Вексельберга и подконтрольную ему группу компаний «Ренова» в санкционный список в апреле 2018 года. Ведомство объясняло, что санкции против бизнесмена наложены из-за «ведения им деятельности в энергетическом секторе экономики России», а также из-за того, что «два близких к Вексельбергу человека были задержаны властями России за подкуп чиновников» (речь шла о совладельце и управляющем директоре «Реновы» Евгении Ольховике и гендиректоре энергокомпании «Т Плюс» Борисе Вайнзихере).

Из-за санкций Вексельбергу пришлось снижать доли в подконтрольных ему швейцарских компаниях до уровня ниже 50%. «Ренова» продала 14,6% акций компании Sulzer за 545 млн швейцарских франков ($568 млн) самой Sulzer. Деньги из-за санкций были заблокированы на счетах в Швейцарии.

В декабре прошлого года Вексельберг обжаловал решение Минфина США о санкциях.

Олег Дерипаска

Состояние: $3,6 млрд

Потерял $3,1 млрд

Включение в санкционный список США дорого обошлось российскому миллиардеру. Его представители сумели договориться об исключении из санкционного списка компании En+ (объединяет долю в UC Rusal и энергетические активы), но он был вынужден передать около 22% своих акций в компании Банку ВТБ . При этом сам Дерипаска остается в черном списке: персональные санкции запрещают ему получать дивиденды или продавать акции без разрешения американского казначейства; его активы и имущество в США арестованы.

Виктор Вексельберг

Состояние $11,5 млрд

Потерял $2,9 млрд

Владелец «Реновы» Виктор Вексельберг также попал под апрельские санкции США. Чтобы вывести из-под удара крупнейшие активы, бизнесмен был вынужден избавляться от их акций. «Ренова» снизила доли в компаниях Sulzer (с 63,42% до 48,83%), Oerlikon (с 43% до 19,9%), Schmolz + Bickenbach (с 26,9% до 12,6%), энергетической «Т Плюс» (с 57,1% до 39,59%) и Уральском турбинном заводе (с 80% до 49%). 

Андрей Мельниченко

Состояние: $13,8 млрд

Потерял $1,7 млрд

Крупнейшие активы миллиардера («ЕвроХим», СУЭК и «Сибирская генерирующая компания») из года в год демонстрируют устойчивый рост, однако общеэкономическая конъюнктура дает о себе знать. Курс рубля в 2018 году ослабел на 15%, а вместе с ним — и оценка компаний.

Михаил Гуцериев

Состояние: $3,7 млрд

Потерял $1,1 млн

В начале 2019 года стало известно, что Михаил Гуцериев передал своему сыну Саиду долю в компании «Сафмар финансовые инвестиции» — теперь последнему принадлежит 30,9% акций холдинга, объединяющего пенсионные фонды, долю в страховой компании ВСК и лизинговую компанию «Европлан». Кроме того, в прошлом году Гуцериевы объединили ретейлеров «Эльдорадо» и «М.Видео», но котировки последнего на бирже после этого не выросли. 

Александр Светаков

Состояние: $2,5 млрд

Потерял $800 млн

Александр Светаков — владелец инвестиционной группы «Абсолют», созданной на базе одноименного торгового дома. Недавно Светаков устроил крупную распродажу: продал торговый дом, а также 270 000 кв. м офисных площадей класса В и С. 

Дмитрий Каменщик

Состояние: $2,8 млрд

Потерял $700 млн

Дмитрий Каменщик владеет 100% группы DME, в которую входит аэропорт Домодедово. В августе РБК сообщил о поисках претендентов на покупку Домодедово. В пресс-службе DME это опровергали.

Искандер Махмудов

Состояние: $6,6 млрд

Потерял $700 млн

Искандер Махмудов владеет пакетами акций УГМК, «Кузбассразрезугля» и «Трансмашхолдинга».

Александр Джапаридзе

Состояние: $1 млрд

Потерял $600 млн

Александру Джапаридзе принадлежит 30,2% буровой компании Eurasia Drilling Company (EDC). C 2017 года нефтесервисная Schlumberger пытается купить 51% акций EDC, но российские власти упорно отказываются согласовывать сделку.

Мегдет Рахимкулов

Состояние: $1,3 млрд

Потерял $600 млн

Бывший глава представительства «Газпром а» в Венгрии владеет пакетами акций венгерского OTP Bank и нефтяной компании MOL. Активами управляет семейная компаний Kafajat Kft.

Владимир Евтушенков

Состояние: $1,5 млрд

Потерял $500 млн

За минувший год существенно — почти на 25% — просели котировки ключевого актива Владимира Евтушенкова — АФК «Система» (объединяет контрольные пакеты МТС, «Детского мира», сети клиник «Медси» и пр). Впрочем, это падение не идет ни в какое сравнение с почти четырехкратным обвалом акций корпорации в 2014 году, когда Евтушенков три месяца находился под домашним арестом и лишился своего ключевого актива — «Башнефти ».
Персоны Компании
Дмитрий Мазуров еще надеется развернуть New Stream в свою сторону
Три года назад Дмитрий Мазуров оценивал свой нефтяной бизнес в $1 миллиард. С тех пор он лишился своих ключевых активов, Сбербанк подозревает его в ведении двойной бухгалтерии, а влиятельные партнеры отдалились
Сергей Собянин не всем даст заработать на реновации
Как устроен самый масштабный проект столичного мэра
Сергей Меняйло бредит Хакасией
Пожилому полпреду СФО не дает покоя молодой губернатор Валентин Коновалов.
Искандер Махмудов затопил Романа Абрамовича
Наблюдатели ожидают новый олигархический передел.
Олег Дерипаска не удержал в руках мастерок
Перед кризисом 2008 года стоимость строительных активов Дерипаски оценивалась в $8 млрд. Затем по бизнесу мощно прошлись два кризиса. Что еще помешало миллиардеру стать крупным строителем и девелопером?
Александра Фридмана не баловали деньгами
Сын Михаила Фридмана не избалован семейным теплом и деньгами, он идет своим путем
Валентина Юмашева позвали в компанию к Феликсу Евтушенкову
Бывший глава администрации президента может войти в совет директоров МТС. Юмашева знают как человека, умеющего примирить конфликтующие стороны в бизнес-споре, и как «спасателя» влиятельных лиц, попавших под арест
Олег Дерписка поставил крест на иркутском заводе
В угоду «заокеанских друзей» олигарх «топит» «уникальный» завод ИнКомПро.
Природа отдохнула на талантах Абрамовича-младшего
Аркадий Абрамович пока неуспешен в бизнесе, единственная надежда - на управленцев папы.
Банк показал Алексею Хотину, кто из них альфа-самец
"Альфа-банк" подал 5 исков в погоне за недвижимостью разорившегося банкира.
Как российские миллиардеры пополняют список Forbes своими детьми
Российские капиталисты первой волны, обладатели больших состояний стареют, а дети их взрослеют, и на наших глазах выросло второе поколение участников списка Forbes.
На Михаила Абызова свалился Вексельберг
В понедельник, 20 мая, компания «Т плюс» (входит в группу «Ренова» Виктора Вексельберга) подала иск в Арбитражный суд Москвы о привлечении к субсидиарной ответственности на 33,63 млрд руб. находящегося под арестом основателя обанкротившейся «Группы Е4», экс-министра по делам открытого правительства Михаила Абызова, его бывшей жены Екатерины Сиротенко (по данным «РИА Новости», после развода с Абызовым в 2016 г. она стала бенефициаром компании) и экс-президента компании Андрея Малышева. Об этом в среду сообщил корреспондент «Интерфакса» из зала суда. Представитель «Т плюса» подтвердил эту информацию, но отказался от дополнительных комментариев.
Олег Дерипаска наехал на "Юнипро"
Во вторник Арбитражный суд Москвы поддержал иск Новокузнецкого алюминиевого завода («дочка» UC Rusal – «Русал Новокузнецк») к «Юнипро» (входит в немецкую Uniper), «Системному оператору», «Совету рынка» и принадлежащему ему Администратору торговой системы. Завод требовал расторжения договора о предоставлении мощности (ДПМ, гарантирует возврат инвестиций через повышенные платежи) и выплату 24 млн руб. неосновательного обогащения, сообщил представитель «Юнипро» и подтвердили еще три участника процесса.
Виктора Вексельберга обсчитали с «Т плюсом»
«Газпром энергохолдинг» и «Ренова» Виктора Вексельберга приостановили переговоры о слиянии компании с «Т плюсом» (входит в «Ренову»), поскольку «Ренова» не согласилась с результатами оценки генерирующей компании, сообщил в понедельник гендиректор «дочки» «Газпрома» Денис Федоров.
Амурский арбитраж прогнулся под Артема Аветисяна
Baring проиграл российский суд за контроль над банком «Восточным». Борьба за банк продолжится в Лондоне.
Анатолий Чубайс вырастил себе «единорога»
Производителя графеновых нанотрубок OCSiAl из портфеля «Роснано» оценила в $1 млрд группа Александра Мамута A&NN. Почему инвесторы выдают настолько высокие авансы компании с выручкой $10 млн в год и как ее основатели собираются завоевать мир со своим продуктом?
Тимур Иванов разочаровался в субподрядчиках
Тимур Вадимович Иванов родился 15 августа 1975 года в Москве.