Сергей Недорослев не смог провернуть станкостроительную авантюру в интересах Сергея Чемезова

Источник
Хитрый план по импортозамещению станков в России накрылся медным тазом: холдинг "СТАН", несмотря на государственную финансовую поддержку, не смог вырасти в будущую Объединенную станкостроительную корпорацию.
У экспертов есть такая примета: если владелец частной компании начинает мелькать на страницах деловой прессы с "духоподъемными" интервью, значит с его бизнесом не все так хорошо, как он говорит. И вскоре следует ждать неприятностей.

Вот, например, недавно одно такое интервью дал владелец и президент ООО "Стан" Сергей Недорослев. Мы, говорит, станков произвели на 5 млрд рублей. в 2017 году, а в этом вообще миллиардов 8 выручки получим. А можем, говорит, выпускать станков на 30 млрд., а то и на все 50–60!

Так и хочется порадоваться за наше станкостроение и даже воскликнуть, что вот же оно – импортозамещение во всей своей красе! Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что проблем у "Стана" больше, чем успехов. Мало того, что сам Недорослев жалуется на отсутствие оборотного капитала и невозможность взять кредит в нужном объеме под небольшие проценты, так еще и данные из открытых источников говорят, что "Стан" работает себе в убыток, да еще и заложен в негосударственном банке.

Так может правы те, кто связывает подобные интервью руководителей компаний с попыткой "постелить соломку" перед тем, как упасть? И только ли с невозможностью взять кредит связаны проблемы "Стана"?

Бизнес-страсть владельца "Стана"

Когда господина Недорослева спросили, зачем это он все свои деньги решил вложить в практически умирающее российское станкостроение, бизнесмен ответил, мол, каждый инвестирует в то, что ему нравится делать, потому что без желания и страсти невозможно чем-то долго и упорно заниматься.

Интерес к инвестированию в станкостроение у господина Недорослева внезапно возник в 2012 году. Ну как внезапно? По отрасли ходили слухи, что бизнесмен хорошо знаком с главой Минпромторга Денисом Мантуровым и руководителем "Ростеха" Сергеем Чемезовым. Об этом почему-то сразу вспоминается, когда узнаешь, что именно в 2012 году планировалась к запуску Федеральная программа по модернизации оборонных предприятий, то есть на закупку новых станков, проще говоря.

Сумму предполагалось потратить приличную - 3 трлн рублей. А через год - в декабре 2013-го - вышло правительственное постановление, запретившее закупки иностранного оборудования при наличии российских аналогов. Случайно ли господин Недорослев решил именно в это время инвестировать в станкостроение, при якобы наличии таких связей в правительстве и госкорпорации?

Любопытно, что несколько деньг на эти инвестиции у бизнесмена появились после того, как он весьма вовремя продал свои доли в Улан-Удэнском авиационном заводе (УУАЗ), ростовского предприятия "Росвертол", нижегородского авиастроительного завода "Сокол", производителя ракет "Энергомаш", самарского производителя ракетных двигателей "Моторостроитель", РКК "Энергия".

Покупателем стало государство, которое как раз в то время планировало взять под контроль стратегические отрасли и создать авиационный, ракетно-косммический и судостроительный холдинги. За все господин Недорослев получил около 10 млрд. рублей. И вновь возникает вопрос, действительно ли бизнесмен потерял интерес к этим сферам приложения своих талантов или просто знал о планах правительства?

При этом Недорослев вовсе не целые станкостроительные заводы скупал (хотя поговаривают, что эти "покупки" кому-то могли напоминать рейдерские захваты), как иногда пишут в СМИ, а отдельные цеха с сохранившимся производством. Так, например, генеральный директор Ивановского завода тяжелого станкостроения (ИЗТС) Владимир Бажанов рассказывал, что "Стан" выкупил на заводе два корпуса за 174 млн рублей.

Оборудование же было взято в аренду, причем компания господина Недорослева за аренду, оснастку, документацию, а также за электричество не платила больше года. А когда Бажанов потребовал рассчитаться и не давал вывозить готовую продукцию, владелец "Стана" просто пригласил на предприятие крепких молодых ребят, которые срезали замки и вывезли все, что им было нужно. Об этом писал "Форбс".

Федеральная программа поддержки "Стана"?

В итоге компания господина Недорослева по программе поддержки получила 2,2 млрд рублей долгосрочных субсидированных кредитов. А это – почти 70% всех выделенных на отрасль средств. Плюс к этому Фонд развития промышленности выдал "Стану" заем на 2 млрд рублей под 5% годовых на семь лет. На научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы господин Недорослев получил из бюджета еще 230 млн рублей. Неплохие инвестиции получились?

Плюс к этому заказчиками "Стана" стали крупнейшие корпорации страны. Так, в маей 2017 года соглашение о сотрудничестве с компанией подписали глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов, руководство "Вертолетов России", Объединенной двигателестроительной корпорации, Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Впрочем, и до этого компания на отсутствие внимание со стороны государственных заказчиков не жаловалась. С 2015 по 2018 год она выиграла государственных тендеров на 6 млрд. рублей.

И тут начинается самое интересное. По словам самого господина Недорослева в 2016 году "Стан" произвел около 300 станков, а выручка компании составила 5 млрд рублей. Однако согласно открытым источникам это не совсем так. По итогам 2016 года выручка компании составляет 1,3 млрд. рублей, а прибыли и вовсе нет – только 86 млн. убытков.

Возникает вопрос, а куда же делась разница почти в 4 млрд. рублей между озвученной для СМИ господином Недорослевым выручкой и той, что указана в официальной отчетности?

Деньги в банке, а банк у Чемезова?

Сам бизнесмен говорит, что многое из заработанного приходится отдавать банкам в счет погашения кредитных обязательств. А кто же кредитует "Стан"? А кредитует его "Новикомбанк", связанный с "Ростехом" и Сергеем Чемезовым. Злые языки вообще называют эту структуру "семейным банком" главы "Ростеха".

Под взятые в банке средства, владельцам "Стана" Сергею Недорослеву и Максиму Гущину пришлось заложить свою долю в компании, все 99, 98%. Согласно официальным источникам кредит был взят в 2015 году, как раз когда с "Новикомбанком" случился громкий скандал. Он тогда взялся санировать Фондсервисбанк, причем поговаривали, что на деле санация обернулась рейдерским захватом. Поскольку по мнению экспертов рынка, Фондсервисбанк видимых проблем не испытывал и в оздоровлении не нуждался. Тем не менее на помощь Фондсервисбанку ЦБ выделил 66 млрд рублей.

Может быть и деньги "Стана" проследовали в том же направлении? И продолжают следовать по сей день, коль скоро господин Недорослев заговорил о том, что сейчас станкостроителям приходится трудно, оборотного капитала не хватает, а банки денег под маленькие проценты не дают. Да еще отечественные станкостроители практически достигли потолка – больше 40% российского рынка им, по словам господина Недорослева, не освоить, придется выходить на экспорт, а мы-де к этому пока не готовы. Не случайно же пошли разговоры о том, что "Стан" присматривается к китайскому рынку и даже планирует разместить в соседней стране часть производства. Но тогда как быть с импортозамещением?

Видимо, в ближайшее время следует ждать разговоров о том, что пора бы создавать еще и какую-нибудь условную Объединенную станкостроительную корпорацию – по примеру судостроительной иди авиастроительной. Вложить в нее пару сотен бюджетных миллиардов, да и отдать под крыло "Ростеха", например? Это же сейчас в тренде.
Персоны Компании
Продать нельзя банкротить: спасение финской дочки ОСК от санкций откладывается на неопределенный срок
Намеченная на июль сделка по продаже части единственной заграничной верфи ОСК — финской Arctech Helsinki Shipyard — не состоялась. Условия соглашения с хорватским партнером олигарха Виктора Вексельберга изменились в последний момент, и не в лучшую сторону, а Москва прислала в Хельсинки аудиторов с масштабной проверкой, подозревая мошенничество.
МВД выявило новые махинации при строительстве патронного завода для Уго Чавеса
Выявлены новые злоупотребления при реализации многомиллиардного проекта по строительству Россией оружейных заводов в Венесуэле. Из материалов дела следует, что часть средств выводилась с помощью Екатеринбургской епархии РПЦ.
Милитаризация России забуксовала на море
Вице-премьер правительства РФ Юрий Борисов предупредил о срывах сроков поставок боевых кораблей российскими предприятиями в этом году.
На «Красные баррикады» пришло четвертое дело
Гендиректора астраханского завода обвинили в мошенничестве и злоупотреблении полномочиями.
ГТЛК превратилась в черную дыру имени Чемезова
Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) бурно наращивает свою задолженность перед частными банками. Это может свидетельствовать об искусственном доведении компании до финансового краха с выплатой ее долгов из бюджета.
Пермский завод "Протон-ПМ" останется без заказов для космоса
В связи с отказом РФ эксплуатировать надежные советские ракеты-носители "Протон", одноименное пермское предприятие лишится более 30% своей выручки. Ее ранее приносили ракетные двигатели РД-276. Заменить эти выпадающие доходы пока нечем. 
«Силовые машины» продадут в Иран турбины на 171 миллион евро
В конкурсе на поставку оборудования для новой ТЭС компания обошла Уральский турбинный завод.
Росэлектроника оставила "Ангстрем" без модернизациии
Структура корпорации "Ростех" заблокировала допэмиссию акций зеленоградского завода "Ангстрем" на 160 миллионов рублей из-за опасения потерять свой блокирующий пакет. Несущее финансовые потери предприятие в свою очередь останется без денег на модернизацию.
Выборгский судостроительный завод избавят от отрицательного баланса
Предприятие докапитализируют за счет Объединенной судостроительной корпорации на 790 миллионов рублей.
Россия откажется от танков "Армата"
Вице-премьер Юрий Борисов признался, что модернизация древних танков Т-72 лучше и дешевле, чем производство разрекламированнных машин Т-14 "Армата".
Свердловский завод «Ростеха» потерял миллионы на федеральной программе ОПК
Партнеры загоняют в банкротство производителя боеприпасов. Признать несостоятельным «Верхнетуринский машиностроительный завод» потребовала компания из Москвы.
Фондсервисбанк подложил очередную свинью Роскосмосу
Экс-глава "Роскосмоса" Игорь Комаров может стать фигурантом нового скандала в космической корпорации. Переданный ему под управление "Фондсервисбанк" находится в плачевном состоянии. На что были потрачены 66 миллиардов рублей на его санацию чемезовским "Новикомбанком", неизвестно.
Игорь Сечин отнял мега-ледокол "Лидер" у ОСК
Проект огромного атомного ледокола оценочной стоимостью в 70 миллиардов рублей получит еще строящаяся верфь ССК "Звезда" в Приморском крае. Ранее безумный проект этого ледокола мучала Объединенная судостроительная корпорация (ОСК).
Анатолий Сердюков станет хозяином российского авиапрома
Глава авиакластера «Ростеха» Анатолий Сердюков рассказал о своей работе в госкорпорации, стратегии объединения российского авиастроения в одном концерне и опыте, вынесенном производителями из сирийской кампании.
Управление делами президента РФ потратило 5 миллиардов рублей на бесплатные квартиры в Москве для чиновников
Контракты на приобретение квартир подписывает заместитель главы управления Петр Фрадков, а все контракты достаются компании "Управление гражданского строительства", которая входит в периметр "татарстанской мафии" в руководстве Москвы.
«Решили мобилизоваться, чтобы отбирать у других доли рынка в России, но они не пришли»
Управляющий директор Aviasales Макс Крайнов — о конкуренции на рынке авиабилетов.
Группа Evraz потеряла Тагилбанк
Чудом не умерший в предыдущие годы Тагилбанк был наконец-то лишен лицензии ЦБ РФ. В ближайшие месяцы станет известен размер финансовой дыры у этой кредитной организации, которая была создана структурами группы Evraz Романа Абрамовича и Александра Абрамова.
Партнер Усманова может купить технологию распознавания речи
Производитель IT-систем для исполнения закона Яровой хочет купить Центр речевых технологий.