Продать нельзя банкротить: спасение финской дочки ОСК от санкций откладывается на неопределенный срок

Источник
Намеченная на июль сделка по продаже части единственной заграничной верфи ОСК — финской Arctech Helsinki Shipyard — не состоялась. Условия соглашения с хорватским партнером олигарха Виктора Вексельберга изменились в последний момент, и не в лучшую сторону, а Москва прислала в Хельсинки аудиторов с масштабной проверкой, подозревая мошенничество.
Американские санкции не дают работать финской дочке государственной судостроительной корпорации. Западные банки закрыли финансирование, подрядчики отказались от сотрудничества. А без этого новые заказы не привлечь. Выходов из ситуации пока два — продажа или банкротство. 

Актив в Суоми появился у ОСК в 2011 году. Корпорация приобрела вначале 50%, а в 2014 году стала единоличным владельцем верфи. Предприятие в первую очередь специализируется на строительстве судов ледового класса. В 2016 году верфь сдала в эксплуатацию первый в мире ледокол на природном газе и дизельном топливе с низким содержанием серы. А самым крупным ее заказом стала серия судов обеспечения для проекта «Сахалин-2» от «Совкомфлота». Планировалось строительство ледового танкера для «Ямал СПГ» и лайнера для японской круизной компании Peace Boat. Но события в Крыму и Донбассе и последовавшие за ними санкции не могли не ударить по иностранной дочке российской госкорпорации.  

Из-за санкций в отношении ОСК некоторые поставщики отказались от сотрудничества, западные банки закрыли проектное финансирование, а североевропейская Nordea – счета. Вернулись тысячи платежей поставщикам оборудования и субподрядчикам, задержки оплаты привели к нарушению производственных процессов и срыву сдачи заказа «Совкомфлота», который выставил штраф — 50 млн евро. 

Дальнейшее развитие верфи под вопросом. По словам первого заместителя председателя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Госдумы Владимира Гутенева, рассматривается решение о том, чтобы разрешить ходить по Северному морскому пути только судам российского производства. Это существенно сократит список потенциальных заказчиков из России. А сконцентрироваться на производстве круизных лайнеров, как планировалось в корпорации, без привлечения значительных кредитных средств не получится. Но если мажоритарным акционером станет западная компания, то санкционные меры могут быть смягчены. Продажа части верфи стала обсуждаться в конце 2017 года. А вскоре стал известен и покупатель — группа Kermas хорватского бизнесмена Данко Кончара. В финских СМИ его называют партнером владельца группы «Ренова» Виктора Вексельберга .

Во время ПМЭФ президент ОСК Алексей Рахманов сообщил, что сделка будет в безденежной форме — 55% в иностранной верфи поменяют на акции производителя ферросплавов Afarak, который торгуется на лондонской бирже и входит в группу Kermas. И обозначил срок «в течение нескольких недель», а затем — в июле 2018 года.  Но в последний момент условия изменились.

«У нас горизонт закрытия этой сделки был июль. Тем более что директива правительства на выход из капитала Arctech уже находится в Белом доме, и решение может быть принято минутами-днями-часами. Если сейчас наш главный контрагент меняет свою принципиальную точку зрения, то нам нужно на это каким-то образом адекватно реагировать. Потому что просто так принимать его новые условия, а он предлагает акции другой компании, у которой мы получим еще одну проблему, нам не хочется», — сказал Рахманов RNS.

Предложенную взамен Afarak  компанию он не назвал. А Илья Житомирский, директор департамента информационной политики и корпоративных коммуникаций ОСК, сообщил «Фонтанке» 2 августа, что сделка продолжает прорабатываться, но так как она может быть чувствительна к внешнему фону — комментировать ее до завершения не будут.

При этом Рахманов отмечал, что при продаже верфи начались сложности, «травля» ОСК в СМИ,  поэтому может быть использован «вообще другой сценарий развития». Источники «Фонтанки» в корпорации сообщили, что в руководстве ОСК прорабатывают и вариант банкротства предприятия.

– Теоретически, выход из-под санкций (таким путем) возможен, ведь верфь после банкротства прекратит свое существование, юридическое лицо будет ликвидировано, имущество продано, но вряд ли это тот вариант, на который пойдет ОСК, – отметил Ярослав Кабаков, аналитик ГК «ФИНАМ». — В этом случае за данный актив можно получить совсем не те деньги, которых стоит действующий бизнес, вряд ли на это согласится корпорация. Кроме того, объявление верфи банкротом вряд ли удовлетворит власти и трудовой коллектив.

Тем не менее в июне, незадолго до объявленных проблем со сделкой, ОСК заключила многомиллионный контракт на полный пятинедельный аудит верфи с единственным исполнителем, название которого не раскрывается. Согласно техзаданию, анализ деятельности Arctech Helsinki Shipyard включал в себя документации по расходам и платежам и выбору подрядчиков в 2014-2017 годах, с целью «выявления фактов несоблюдения распоряжений ОСК», анализ обоснованности принятия решений менеджментом верфи и также проверку выплат поставщикам на сумму более 100 000 евро на соответствие задачам и бюджетам проектов. С сотрудниками провели интервью  с целью «выявления недостатков и отсутствия контроля на местах, которые могут привести к сбоям в производственном цикле и невыполнению обязательств перед клиентами и к потенциальным схемам мошенничества». 

Собирались бухгалтерские и управленческие данные для их потенциальной передачи на юридическую экспертизу. По условиям техзадания нужно хранить полную конфиденциальность о результатах проверки. В корпорации о том, что удалось выяснить, также предпочли не распространяться, но отметили, что совпадение аудита со сделкой некорректно связывать в одну цепочку. 

Эксперты, даже если сделка состоится, относятся к ней с недоверием.

– Даже если сделка с имеющимся партнером в той или иной форме будет проведена, то владение оставшимся пакетом верфи может лишь ослабить санкции, но не избавиться от них полностью, – отметил Кабаков. — Так что не исключено, что в дальнейшем придется продать и остальные акции.

В свою очередь Владимир Гутенев призвал ответить компаниям, которые отказываются от сотрудничества с верфью из-за санкций, взаимностью.

– Данное предприятие (Arctech Helsinki Shipyard), насколько мне известно, не находится под санкциями. Но, к сожалению, стало нормальной практикой, когда руководства ряда европейских стран перестраховываются, становясь «святее папы римского».

По его мнению, решение лежит в политической плоскости — он призывал проводить схожую политику с компаниями, которые имеют в своем составе директоров общественных деятелей, выступающих за антироссийские санкции. Тогда это может помочь изменить тенденцию. К слову, президент ОСК также апеллирует к решению вопроса с помощью высоких эшелонов дипломатической и политической власти. Но обозначать сроки заключения сделки или отказа от нее в корпорации не стали. 
Персоны Компании
Сергей Недорослев не смог провернуть станкостроительную авантюру в интересах Сергея Чемезова
Хитрый план по импортозамещению станков в России накрылся медным тазом: холдинг "СТАН", несмотря на государственную финансовую поддержку, не смог вырасти в будущую Объединенную станкостроительную корпорацию.
Евразийская экономическая комиссия защитила бизнес Виктора Вексельберга от индийских электродов
Группа "Энергопром" Виктора Вексельберга и Леонарда Блаватника сохранит свой статус монополиста на рынке графитовых электродов в России. За это в конечном итоге заплатят российские металлурги.
Милитаризация России забуксовала на море
Вице-премьер правительства РФ Юрий Борисов предупредил о срывах сроков поставок боевых кораблей российскими предприятиями в этом году.
РФПИ начал поиск инвесторов для "Домодедово"
РФПИ ведет поиск инвесторов на покупку аэропорта "Домодедово", оценивая бизнес в 5 миллиардов долларов. Прежние попытки купить аэропорт, на который претендовали минимум пять компаний начиная с 2011 года, провалились
«Если бояться санкций, не нужно ничего делать»
Аркадий Дворкович, в прошлом вице-премьер, а сейчас сопредседатель фонда «Сколково», рассказал  об обстоятельствах ухода из правительства, причинах бензинового кризиса и отношении к пенсионной реформе.
Игорь Сечин отнял мега-ледокол "Лидер" у ОСК
Проект огромного атомного ледокола оценочной стоимостью в 70 миллиардов рублей получит еще строящаяся верфь ССК "Звезда" в Приморском крае. Ранее безумный проект этого ледокола мучала Объединенная судостроительная корпорация (ОСК).
Дела семейные. Как братья Магомедовы строили бизнес и к чему привела их ссора
Братья Магомедовы подозреваются в хищении 2,5 млрд рублей бюджетных денег, и на суде они уже рассказали, что несколько лет не общаются друг с другом. Как развивался сюжет этой драмы — семейной и деловой?
Дагестанский транзит: как братья Магомедовы строили свой бизнес и чем это закончилось
На суде выяснилось, что обвиняемые в мошенничестве на 2,5 миллиарда рублей Зиявудин и Магомед Магомедовы уже несколько лет не разговаривают друг с другом.
Алишер Усманов заканчивает перевод активов в Россию
Среди них, в частности, «Металлоинвест» и «Мегафон».
Магомед Магомедов затаскает по американским судам Виктора Вексельберга
Находящийся за решеткой СИЗО совладелец группы «Сумма» Магомед Магомедов подал иск в суд штата Нью-Йорк к Виктору Вексельбергу и его партнерам на 1,3 миллиарда долларов. Магомедов обвиняет их в обмане при борьбе за контроль над «Нижневартовскнефтегазом» в конце 1990-х годов.
Павел Те уступил расчистку авгиевых конюшен СУ-155 Виктору Вексельбергу
В проект достройки жилья на севере Москвы войдет ГК "Кортрос" олигарха Виктора Вексельберга.
Леонид Михельсон спешит с "Ямал СПГ"
Совместный проект "Новатэк" и китайских и французских инвесторов в российской Арктике может выйти на плановую мощность добычи газа уже в 2018 году.
«Новатэк» впервые поставил СПГ по Северному морскому пути через Дальний Восток
В Китай прибыли два газовоза компании, третий подойдет к концу июля.
«Коммерсант» попал под «Ренову»
Почему свой пост покинул главный редактор газеты «Коммерсант» Сергей Яковлев.
«Любой конфликт идет на пользу». Правила бизнеса Германа Хана
Сооснователь «Альфа Групп» об инвесторах-самураях, пользе конфликтов для бизнеса и внимании к самым простым событиям.
FIFA получила сладкие вершки, а Россия — горькие корешки
Благодаря ЧМ-2018 FIFA получила рекордную выручку в размере 6,1 миллиарда долларов. При этом основные расходы на проведение ЧМ — более 14 миллиардов долларов — взял на себя российский оргкомитет и российский бюджет.
Охота на миллиардеров
Виктора Вексельберга преследуют власти США. Но кто мотивирует российских силовиков гоняться за бывшим сенатором Лебедевым?
Виктор Вексельберг придумал аферу с "Газпромом"
Загнанный в угол американскими санкциями олигарх намерен слить свои энергоактивы с компанией "Газпром энергохолдинг", получив за это ее блокпакет.