Как передает корреспондент The Moscow Post, ГК "Эркафарм", которую предположительно связывают с Сергеем Матвиенко, сейчас "отдувается" за купленную несколько лет назад аптечной сети "Росты". Кредиторы последней требуют более 5 млрд рублей долгов с "Эркафарм". Но платить такие деньги в планы сети не входило?
ГК "Эркафарм" прикупил объединенную аптечную сеть "Радуга—Первая Помощь—Ладушка" группы "Роста" в 2017 году. По количеству точек сеть "Росты" почти в три раза превосходила "Эркафарм": в сделке участвовало 1048 аптек, тогда как у "Эркафарм" имелось не менее четырех сотен. Тогда компания вышла сразу в 27 новых регионов. Но вместе с укрупнившимся бизнесом пришли и крупные проблемы в виде миллиардов долгов. Которые платить "Эркафарм", похоже, не собирается?
Требующие возмещения убытков компании теперь могут даже попытаться оспорить саму сделку между "Ростой" и "Эркафармом". Если им это удастся, то это может серьезно повлиять на весь аптечный рынок, где часто проводятся непрозрачные сделки.
В последнее время предположительно связанные с Сергеем Матвиенко активы выставляют себя не в самом лучшем свете. Недавно ФАС обнаружила признаки недобросовестной конкуренции в аптечных сетях "Самсон Фарма" и "Доктор Столетов", которые, как говорят участники рынка, развивает "Эркафарм".
Как выяснилось, эти аптеки нашли очень интересный способ продаж медицинских масок: только в количестве не менее пяти штук и исключительно в комплекте с другими товарами, за приобретением которых покупатели, по сути, не обращались. Если человеку было нужно больше пяти масок, ему необходимо было купить два и более набора. Об этом писал ТАСС.
Необъяснимый успех
Взлет "Эркафарм" случился как будто в одночасье. Компания появилась еще в 1994 году и более-менее существовала все нулевые, потихоньку набирая обороты. Однако после предположительной покупки фирмы структурами Матвиенко в 2013 году ГК ждал оглушительный успех.
Компания сразу же начала скупать и подминать под себя конкурентов. Уже в 2013-м "Эркафарм" закрыла первую крупную сделку - приобрела петербургскую сеть аптек-дискаунтеров "Озерки" у основавших ее фармацевтов Дмитрия и Ольги Аникиевых. Тогда ходили слухи, что на Аникиевых "надавили" из Смольного.
Могла ли приложить к этому руку Валентина Матвиенко, которая трудилась на посту губернатора Петербурга?
В итоге в 2015-2018 годы выручка "прыгала" на 40% в год. Если по итогам 2017-го компания заработала 4,1 млрд рублей, то за 2018 год - уже 11 млрд.
Как писало РБК, в 2018 году структуры "Эркафарм" также приобрели "Самсон Фарму". В июле 2018 года владельцем компании стал некий Александр Ларин. Как утверждал "Коммерсант", он представляет интересы ГК "Эркафарм". Гендиректором "Самсон-фармы" с марта 2018 года выступает Армине Даниелян, которая также занимает должность коммерческого директора в "Эркафарме".
При этом в "Эркафарме" сделку не подтверждали - там вообще каких-либо комментариев практически не дают. К чему такая скрытность? Владельцы как будто бы стесняются своего успеха!
Непрозрачные владельцы
О том, что Сергей Матвиенко владеет фармаактивами, прямо нигде не говорится - хотя об этом судпчат все участники рынка. Как писало РБК, компанию "Эркафарм" выкупила в 2012 году некая Haden S.A, которая действовала в интересах ЗАО "Империя-Фарма", входящей в холдинг "Империя". Вот к нему-то якобы и имел отношение Сергей Матвиенко.
Генеральным директором "Империи-Фарма" является Омар Гурцкая, который может быть родственником певицы Зары, экс-супруги Сергея Матвиенко. Поговаривают, Матвиенко также часто видели общающимся с Гурцкая на светских вечеринках.
Иными словами, тайна, покрытая мраком. Истинные владельцы этих активов держатся в секрете. Быть может, это связано с тем, что бизнес слишком близко к тем людям, которым, по долгу службы, к предпринимательству нельзя иметь никакого отношения?
Тем более, что, похоже, дельцам есть, что скрывать.
Если взглянуть на дочерние структуры "Эркафарм", то невольно возникает предположение, что средства оттуда могут отмываться. Некоторые из них наводят на мысли о признаках фиктивности.
Например питерская "дочка" ООО "Эркафарм Нева" в 2018 году заработала 1,6 млрд рублей, однако оказалась в убытке на 38 млн рублей.
Примерно та же картина и у ООО "Фармволга" - при выручке в 1,7 млрд рублей - минус 57 млн прибыли. Нередко такие показатели говорят о том, что деньги выводятся.
Более того, в прошлом году у ЗАО "Эркафарм" появилось два правопреемника - ООО "Покровка" и ныне уже ликвидированное ООО "Мурановское".
Во главе обеих этих структур ХАДЕН С.А. из Люксембурга. Складывается ощущение, будто активы намеренно дробятся, чтобы через них выводились средства в офшоры.
Запутанные цепочки владений, как правило, бывают продиктованы желанием спрятать "концы в воду", "прикрыть" возможные хищения или аферы. А бизнесу Сергея Матвиенко такая "запутанность" очень свойственна…
Вспомнить, например, историю с аэропортами. В 2017 году в Севастополе развернулось противостояние администрации города с федеральным правительством. Тогда 1,7 млрд рублей вместе с передачей севастопольского аэропорта "Бельбек" в состав аэропорта Симферополя фактически "ушли" в Крым.
Право на его реконструкцию получило никому прежде не известное ООО "Международный аэропорт Симферополь" с уставным капиталом всего в 10 тысяч рублей. Как предполагала The Moscow Post, эта компания через цепочку других могло контролироваться ныне ликвидированным ЗАО "Империя", где учредителем был Сергей Матвиенко.
По сути, бизнесмену тогда мог достаться проект с 32 млрд рублей льготных кредитов и бюджетных вливаний. Предполагается, что 30% от этой суммы будут инвестиционными, а еще 70% – "кредитными", от официально работающих на полуострове банков, в том числе РНКБ и банка "Россия". Помимо этого, Матвиенко, предположительно, мог распоряжаться и теми 1,7 млрд рублей.
Однако так это или иначе, мы наверняка не узнаем. Если Сергей Матвиенко даже скрывает, что может иметь отношение к одному из лидеров фармацевтического рынка страны, то от освоения миллиардов на реконструкции аэропорта он явно открестится.
Опасения отпрыска главы Совета Федерации понятны – ни к чему лишний раз "светиться".