Формально Председатель Совета Федерации, которой 7 апреля исполняется 70 лет, является третьим лицом в государстве. Хотя кто-то считает: нулевым, отвечающим за одобрямс Советом Федерации тех законов, что встречают сопротивление в обществе. Или, скажем, указов президента об использовании Вооруженных сил РФ за рубежом (так, начало военной операции в Сирии сенаторы в 2015 году поддержали единогласно). Еще Валентина Ивановна может объявить импичмент президенту. Но вряд ли она этим правом воспользуется. Матвиенко слишком любит власть. И это взаимно.
Сухарь или перпетуум-мобиле?
– Я Валентину Ивановну помню еще секретарем районного комитета комсомола, – поделился с «Собеседником+» депутат Заксобрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский. – Уже тогда она отличалась редкой энергией, целеустремленностью и хотела занимать руководящие должности. Была типичным комсомольским, а потом партийным госдеятелем.
Однако депутат Госдумы Виталий Милонов, благодаря которому Матвиенко и сумела занять нынешний пост (об этом ниже), с определением «высушенный партработник» не согласился:
– Валентина Ивановна – исключение в российской политике. Уникальный, выдающийся человек. Она великая. Элегантная, умная, переживающая женщина. Ее можно душевно ранить. Поэтому обижать Валентину Ивановну нельзя...
Как раз обижаться спикеру СФ в этой жизни не на что. Последние 8 лет она руководит верхней палатой российского парламента. До этого столько же лет была губернатором Санкт-Петербурга.
– Творческий подход был присущ ей и в то время, когда она управляла городом, – продолжает Милонов. – Вице-губернаторов, которые считали себя королями, гоняла, как сидоровых коз. К сожалению, ее «перпетуум-мобиле» вызывал острую зависть политических оппонентов. Никто не упрекал Валентину Ивановну за то, что она ничего не делает. Ее постоянно критиковали за то, что она делает. Поэтому правильно человек работал!
Операция «Эвакуация»
Однако недовольство горожан решениями Матвиенко росло как снежный ком. Один из самых громких скандалов разгорелся вокруг строительства небоскреба «Охта-центр» (деловой квартал «Газпром
а»), которое лоббировала губернатор (проект остался не реализован). Другой был связан с тем, что Валентина Ивановна позволила «Газпром
у» отказаться от обязательств по финансированию строительства «Зенит Арены». В итоге стадион обошелся Санкт-Петербургу в десятки миллиардов рублей.
2011 год (после зимнего коммунального коллапса) стал переломным в карьере Матвиенко. Ее антирейтинг зашкаливал, а впереди маячили выборы.
– Было понятно, что ничего хорошего не ждет ни Валентину Ивановну на губернаторских выборах, ни партию «Единая Россия» на выборах в Закс, если Матвиенко будет возглавлять список. Поэтому ей срочно нашли место во главе СФ, – говорит Вишневский.
Дело оставалось за «малым»: чтобы возглавить СФ, Матвиенко должна была стать депутатом. Хотя бы муниципальным. Это ей и устроили – выборы в МО «Красненькая Речка» вошли в историю под названием «тайное назначение». О дате выборов в округе, который курировал его бывший глава – депутат Закса Виталий Милонов, – как и о том, что в них будет участвовать Валентина Ивановна, стало известно... уже по окончании регистрации кандидатов (оппозиция пыталась доказать в суде нелегитимность этих выборов, но тщетно). Матвиенко получила заветный мандат и отбыла в столицу.
– Для офицеров и матросов (имею в виду себя и всех, кто голосовал за нее) эти выборы были как проводы капитана корабля! – не снижает пафоса Милонов.
– Я бы назвал это эвакуацией, – осаждает его Вишневский. – Уверен, это было решение Владимира Путина
. Незадолго до этого был отправлен в отставку прежний спикер СФ Сергей Миронов, который стал позволять себе вольности. Ему искали замену. И нашли. До этого Валентина Ивановна занимала серьезные госпосты. На нее можно было положиться, поскольку она – человек, абсолютно преданный Путину, Медведеву и любому другому президенту. Она – человек системы.
Людмила Нарусова, которая была сенатором при Миронове и представляет в СФ Республику Тыва сейчас, отмечает, что при Валентине Ивановне верхняя палата «работает, как машина».
– Если при Миронове могла быть дискуссия, отклоненные законы, то Матвиенко построила такую дисциплину, что, если у Валентины Ивановны есть задача принять закон, Совет Федерации его примет. Решение предрешено… У нее нет ура-патриотического угара, она человек опытный, трезвый, дипломат. Но вот эта привычка – партия сказала «надо», комсомол ответил «есть» – это в ней живет.
Готова была встать на колени
Об увлечениях, друзьях, личной жизни Матвиенко почти ничего не известно. Хотя как раз эта информация и могла бы добавить к ее портрету светлые штрихи.
Как сообщали СМИ, муж Валентины Ивановны (они поженились на пятом курсе института) тяжело болел и несколько лет провел в инвалидном кресле. О смерти Владимира Матвиенко стало известно год назад из сообщения пресс-службы президента Белоруссии, который выразил соболезнования.
– Мне рассказывали о ее трагедии, настолько тяжелой, что не хотел бы повторять, – признавался в интервью «Собеседнику» питерский журналист Дмитрий Губин. Кстати, уволенный с радиостанции «Вести ФМ» за то, что в эфире назвал губернатора Матвиенко «верной гитлеровкой», уничтожающей Ленинград. – Так вот, в этой личной трагедии она вела себя героически и безупречно, как жена декабриста. Вот это и есть российский ужас – когда замечательный в ближнем кругу человек превращается в государственных делах в своего антипода.
– Был один эпизод, который заставил меня ее уважать, – добавляет свою ложку меда Вишневский. – Давно, году в 2004-м, мне пришлось брать у нее интервью. Это было вскоре после трагедии в Беслане (теракт, совершенный на школьной линейке 1 сентября 2004 года. В результате штурма погибли 334 заложника, из них 186 – дети. – Ред.). Тогда кричали: «Мы не встанем на колени перед террористами!», «Не пойдем на переговоры!» Я прямо спросил Матвиенко: если бы она руководила штабом в Беслане, что бы она сделала? «Если бы для того, чтобы спасти детей, надо было встать перед террористами на колени, я бы встала». Мне показалось, она говорила искренне. Потому что ответ был мгновенным.
«Пляшет под Бузову, режется в дурака»
В интернете есть немало видеозаписей официальных визитов Валентины Матвиенко, на которых она... снимает туфли и пускается в пляс. Так, на прошлогодней встрече с волонтерами ЧМ по футболу председатель СФ лихо танцевала под хит Ольги Бузовой «Мало половин». Сопровождавшим чиновникам ничего не оставалось, как последовать ее примеру – пузатые мужчины в пиджаках подпрыгивали в такт Матвиенко и хлопали в ладоши.
– Когда Валентина Ивановна только пришла в СовФед, попросила: «Слава, подыщи мне, пожалуйста, место для занятий теннисом», – рассказал «Собеседнику+» экс-сенатор Вячеслав Фетисов. – Потом мы даже играли с ней друг против друга на корте. В ее жизни есть и теннис, и фитнес. Недавно видел ее на одном мероприятии – Валентина Ивановна шикарно выглядит! Как-то мы с ней возвращались из Японии с Межпарламентской ассамблеи. И всю дорогу – а лететь почти 11 часов – играли в дурака! Более неуступчивого соперника я не встречал. Она очень не любит проигрывать.