Бывший министр обороны России Анатолий Сердюков включен в список из более чем 200 свидетелей по громкому делу «Оборонсервиса». Теперь ему, возможно, придется в суде давать показания на свою подругу и бывшую подчиненную Евгению Васильеву и других обвиняемых по делу. Ранее следствие решило, что экс-министр обороны не имел отношения к многомиллиардным хищениям госактивов через холдинг «Оборонсервис» и сам стал жертвой обмана: Васильева и ее подруги якобы вводили его в заблуждение, получая резолюции для проведения сомнительных сделок. Адвокаты Васильевой считают свою подзащитную невиновной и говорят, что не боятся показаний никого из свидетелей, в том числе и Сердюкова.
В четверг адвокаты шестерых обвиняемых по делу «Оборонсервиса» получили на руки обвинительное заключение, которое уместилось в 18 томов. В нем приведена фабула обвинения, а также приложен список свидетелей, которых следователи СКР просят допросить во время судебного процесса. По данным «Известий», в списке более 200 имен, среди которых есть и бывший глава военного ведомства Анатолий Сердюков. Таким образом, возможно, ему придется дать в суде показания на свою близкую подругу и бывшую подчиненную — экс-главу департамента имущественных отношений Евгению Васильеву.
По данным «Известий», первоначально следователи не хотели включать его в список свидетелей, потому что на вопросы по делу «Оборонсервиса» он давал либо односложные короткие ответы, либо отказывался отвечать вовсе, ссылаясь на 51-ю статью Конституции, которая позволяет человеку не свидетельствовать против себя или своих близких. В том числе рассматривался вариант оглашения на суде только письменных показаний Сердюкова.
Бывший министр обороны России допрашивался по делу «Оборонсервиса» в связи с тем, что с его ведома тогдашняя глава департамента имущественных отношений Минобороны Евгения Васильева и другие фигуранты дела проводили сделки с объектами военного ведомства. Однако вскоре роль Сердюкова в деле изменилась. Следователи решили, что министр сам стал жертвой обмана со стороны подчиненных и ничего не знал об аферах. По крайней мере, в деле упоминались формулировки вроде «будучи введенным в заблуждение относительно непрофильности распродаваемых активов, министр обороны РФ издал письменные директивы».
Между тем одна из обвиняемых по этому делу — бывший гендиректор компании «Мира» Динара Билялова — утверждала, что именно Анатолий Сердюков и Евгения Васильева якобы оказывали давление на нее саму, гендиректора ООО «Паритет» Ирину Егорову, помощницу Васильевой Анну Казину, а также экс-главу федерального госучреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Ларису Егорину. Их якобы вывозили в лес и заставляли дать нужные показания. В связи с этим Сметановой, Биляловой и Егориной была предоставлена госзащита.
Дело против Биляловой было выделено в отдельное производство, и ей уже вынесли приговор. Она была признана виновной в мошенничестве и получила 4 года лишения свободы.
Помимо Евгении Васильевой, на скамью подсудимых отправятся экс-глава федерального госучреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Лариса Егорина, руководитель ОАО «31-й ГПИСС» Юрий Грехнев, гендиректор ООО «Мира» Екатерина Сметанова и ее супруг, бывший гендиректор склада Московского округа ВВС Максим Закутайло, а также неформальный кадровик и финансист группы Ирина Егорова.
Защита Анатолия Сердюкова пока осторожно комментирует возможный вызов его в суд.
— Если даже человек внесен в список свидетелей, то решить, кого допрашивать в суде, а кого нет, может гособвинитель, — пояснил «Известиям» адвокат Сердюкова Константин Ривкин.
Адвокаты Евгении Васильевой не боятся показаний свидетелей в суде против нее, в том числе и со стороны Сердюкова.
— Мы не боимся никого из свидетелей, потому что все, о чем они могут сказать, ни в коем случае не образует состава преступления, — рассказал «Известиям» адвокат Васильевой Хасан-Али Бороков.
Защитники Васильевой будут просить суд закрыть дело в связи с отсутствием в ее действиях состава и события преступления. Поскольку все обвинение строится на том, что имущество Минобороны распродавалось по заниженной цене, защитники просят приобщить к делу расчеты британской консалтинговой компании «Коллинз Интернешнл». Эксперты компании установили, что имущество Минобороны было продано по цене выше рыночной.
Васильеву обвиняют по 12 эпизодам преступлений, связанных с продажей недвижимости и хищением средств ОАО «Оборонсервис». Ей предъявлены обвинения по статьям 159 УК («Мошенничество»), 174 УК («Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем»), 285 УК («Злоупотребление должностными полномочиями»), 286 УК («Превышение должностных полномочий»). По совокупности этих обвинений ей грозит до 12 лет лишения свободы.
У следствия есть доказательства причастности Васильевой к продаже госимущества, в том числе и по заниженной стоимости, например, комплекса зданий на Смоленском бульваре в центре Москвы, одного из зданий Мосвоенторга на Арбате, зданий управления торговли Московского военного округа на Большой Серпуховской улице, а также крупных земельных участков и акций.
Самым громким эпизодом этого уголовного дела стала афера с продажей 31-го Государственного проектного института спецстроительства (ГПИСС) как «непрофильного актива», совет директоров которого и возглавляла Евгения Васильева.