Семья гражданина США и Нидерландов, погибшего в результате крушения самолета Malaysia Airlines на Донбассе, подала в США иск против MoneyGram, Western Union, Сбербанк
а и ВТБ
. Она обвиняет их в том, что во время конфликта на Украине в 2014 г. они помогали получать финансирование самопровозглашенной Донецкой народной республике (ДНР).
Куинн Лукас Шансманн был одним из 298 человек на борту Boeing 777, сбитого над территорией Украины в июле 2014 г.; самолет следовал рейсом MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур. Международная следственная группа утверждает, что самолет был сбит из зенитного ракетного комплекса «Бук», принадлежавшего российским вооруженным силам, а ракета запущена с территории ДНР. Нидерланды считают Россию причастной к крушению самолета. Москва отвергает эти обвинения.
Родственники Шансманна подали иск (есть у «Ведомостей») в федеральный суд Манхэттена.
Они не являются гражданами США, но закон разрешает родственникам американцев, погибших в результате терактов, подавать в суд на организации, оказывающие материальную поддержку терроризму. Как утверждают адвокаты истцов из юридической фирмы Boies Schiller, действия ДНР в ходе конфликта на Донбассе соответствуют определению терроризма. Также они обвиняют Сбербанк
, ВТБ
, MoneyGram и Western Union в том, что с их помощью пророссийские сепаратисты на востоке Украины получали деньги для покупки оружия.
ДНР «привлекала средства для финансирования своей террористической деятельности через онлайн-кампанию, доступную любому человеку в мире, в том числе в Соединенных Штатах», говорится в иске.
«Через многочисленные веб-сайты ДНР и ее представители беззастенчиво рекламировали способы, которыми можно было пожертвовать средства на поддержку их усилий, в том числе переслав деньги на счета в Сбербанк
е и ВТБ
или выпущенные ими карты», – настаивают истцы. Также, по их утверждению, подробно описывались способы перевода средств через MoneyGram и Western Union. ДНР полагалась на «сервисы и материальную поддержку ответчиков, чтобы получить деньги, необходимые ей для закупки оружия, боеприпасов и других средств насилия, которые ДНР использовала для устрашения и запугивания украинского правительства и гражданского населения, а также захвата территорий, включая ту, с которой ДНР выпустила ракету, сбившую самолет MH17», утверждается в иске.
Ключевые вопросы заключаются в том, признает ли суд действия ДНР соответствующими определению терроризма, а сам конфликт на Донбассе – войной, отмечает The Wall Street Journal. Закон, по которому подан иск, не применяется в случае «военных действий», а терроризм определяет как действия «по устрашению или запугиванию гражданского населения» либо попытки «повлиять на политику правительства путем устрашения или запугивания».
Госдепартамент США не включил ДНР в список террористических организаций (таковой ее считает Украина), но это не является препятствием для рассмотрения иска, отмечает WSJ.
ВТБ
заявил газете, что «никогда и никаким образом не участвовал и не участвует в финансировании ДНР». Любые спекуляции на эту тему банк назвал «абсолютно лживыми». Western Union выразила соболезнования родственникам погибшего, но тоже назвала обвинения «безосновательными». MoneyGram и Сбербанк
не ответили на просьбу WSJ о комментариях. «Ведомости» направили запрос о комментариях в Сбербанк
, но он не ответил на него.
В июле 2014 г. США ввели санкции против ДНР и Луганской народной республики, напоминают истцы. В заявлении минфина США тогда говорилось, что ДНР «незаконно установила свою власть в регионе Украины без разрешения украинского правительства». Затем в конце июля и в сентябре США ввели санкции против ВТБ
и Сбербанк
а соответственно «в попытке остановить поток финансовой помощи ДНР и связанным с ней сторонам», говорится в иске.
Это уже не первый иск в связи с трагедией над Донбассом. На днях Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) передал России два коллективных иска от 380 родственников погибших из Нидерландов, Австралии, США, Малайзии, Израиля, Германии, Индонезии и ряда других стран. Они обвиняют Россию в нарушении права человека на жизнь и статьи Европейской конвенции о защите прав человека о «запрете бесчеловечного и унижающего достоинство обращения». Второе обвинение касается «невыполнения обязательств по расследованию гибели» родственников истцов и непривлечения виновных к ответственности.
У России есть 16 недель, чтобы ответить ЕСПЧ. Представитель суда заявил AFP, что весь процесс может занять «несколько месяцев или даже лет». Ранее сообщалось, что речь может идти о миллионных компенсациях за каждого погибшего.