Рыболовлев обвиняет Бувье в обмане. В иске, поданном в суд Монако, говорится, что швейцарец указывал в выставляемых миллиардеру счетах завышенные цены и, вероятно, «тайно удерживал часть от суммы продажи». Журналисты Bloomberg ознакомились с позицией истца и ответчика, а также с материалами следствия. Итоги их расследования будут опубликованы в июньском выпуске журнала Bloomberg Markets. Выдержки из этого материала приводятся на сайте агентства.
По сведениям Bloomberg, в коллекции Рыболовлева содержатся работы Пабло Пикассо, Леонардо да Винчи, Марка Ротко, Поля Гогена, Анри Матисса и Огюста Родена. Последней из покупок миллиардера стала картина Ротко «№ 6 (фиолетовое, зеленое и розовое)», за которую он заплатил €140 млн. Сделка была согласована в августе 2014 года. В феврале 2015 года Бувье был задержан полицией Монако, когда он приехал к Рыболовлеву обговорить финальный платеж.
Арт-дилеру были предъявлены обвинения в мошенничестве и соучастии в отмывании денег. Он был отпущен под залог в €10 млн. Эпизодом предполагаемого мошенничества обвинение считает и продажу картины Ротко. В случае признания виновным Бувье грозит до пяти лет тюрьмы за мошенничество и до 10 лет за легализацию средств, добытых преступным путем.
Обвинения в отмывании денег также были предъявлены переводчику Рыболовлева Тане Раппо, которая получала от Бувье комиссионные как посредник. Ее адвокат Франк Мишель утверждает, что эти деньги она получала «абсолютно легально и обоснованно». Бувье также отрицает обвинения в отмывании денег. По его словам, уплата комиссионных человеку, который знакомит покупателя с продавцом, является нормальной вещью в арт-бизнесе.
По словам адвоката Татьяны Бершеды, представляющей интересы Рыболовлева, ее клиент рассматривал Бувье как брокера, отстаивающего его интересы в ходе переговоров с третьей стороной. «Он заставил нас поверить, что мы покупаем картины напрямую у их владельцев, а мы платим ему комиссию», — объяснила она позицию истца. Бершеда добавила, что ее клиенту называлась самая высокая цена, которая представлялась как минимальная цена, на которую согласен продавец.
Бувье со своей стороны утверждает, что у него никогда не было формального контракта с Рыболовлевым, и он был обычным продавцом, а не брокером. По его словам, в 80% счетов, выставленных им российскому бизнесмену, он указан как продавец. «Он сам принял решение об уплате такой цены», — сказал Бувье в интервью Bloomberg.
По словам Бершеды, Бувье взимал комиссию в 2% на большинство сделок. Он объяснял, что он берет комиссию не как посредник, а как плату на покрытие административных издержек, в том числе страховых и транспортных расходов и оплату экспертиз состояния полотен. По оценкам опрошенных Bloomberg экспертов и арт-дилеров, у продавцов не принято брать плату за административные расходы, которые редко когда достигают 2% от цены продажи.
Рыболовлев заподозрил, что арт-дилер обманывает его, в канун 2015 года, когда он отдыхал на карибском острове Сен-Бартельми. Там во время ланча в ресторане при гостинице общий знакомый представил россиянина Сэнди Хеллеру, который оказался советником по искусству миллиардера и коллекционера Стивена Коэна. По словам двух источников, знакомых с разговором, речь зашла о рынке искусства и, в частности, о картине Амедео Модильяни «Обнаженная на синей подушке». Выяснилось, что в 2012 году Коэн продал это полотно неизвестному покупателю за $93,5 млн. Рыболовлев же купил эту картину через Бувье за $118 млн.
Обеспокоенный россиянин, по данным агентства, попросил Хеллера провести аудит и других сделок, проведенных с помощью Бувье. Эксперт согласился и пришел к выводу, что цены на некоторые произведения искусства были неадекватными. Менее чем через две недели после встречи с Хеллером, согласно агентству, Рыболовлев подал иск к Бувье.
В иске также упоминалась картина Леонардо да Винчи «Христос, спаситель мира», купленная российским миллиардером в мае 2013 года за $127,5 млн. У Рыболовлева возникли сомнения в оправданности цены, когда он прочитал статью в The New York Times, в которой неназванные арт-дилеры рассказали, что картина была продана за сумму в диапазоне от $75 млн до $80 млн.
В ходе допросов в Монако Бувье также дал показания, что он приобрел картину Ротко, за которую Рыболовлев согласился заплатить €140 млн, за $80 млн, то есть на €80 млн дешевле. Арт-дилер утверждает, что россиянин должен ему $40 млн за это полотно, исходя из оговоренной цены. Однако Рыболовлев отказался платить, утверждая, что он уже и так заплатил значительно больше цены, за которую она была куплена Бувье.
Адвокат швейцарца Давид Биттон предположил, что иск Рыболовлева является лишь ходом в его бракоразводном процессе с Еленой Рыболовлевой, который начался в 2008 году и до сих пор не завершен. В мае 2014 года суд в Женеве постановил, что миллиардер должен выплатить бывшей супруге 4 млрд франков ($4,2 млрд), однако тот оспорил это решение.
Адвокат Марк Боннэн, представляющий интересы Рыболовлевой, заявил, что ее бывший муж, возможно, попытается убедить суд в том, что его коллекция картин была переоценена, чтобы в итоге уменьшить сумму выплат бывшей супруге. Бершеда, со своей стороны, подчеркнула, что бракоразводный процесс не имеет никакого отношения к иску против Бувье, поскольку подозрения в честности арт-дилера появились у Рыболовлева спустя восемь месяцев после решения суда в пользу его бывшей жены.
В мировом рейтинге миллиардеров Forbes Рыболовлев занимает 156-е место и 14-е — среди самых богатых россиян. На 28 апреля издание оценивает его состояние в $8,5 млрд. Рыболовлев отказался беседовать с Bloomberg при подготовке материала, отмечает агентство.