Американский журнал Wired даже вспомнил, что Россия обладает системой "Мертвая рука", которая способна уничтожить противника даже в том случае, если уже некому будет принимать решение об этом ударе. Как оказалось, РФ располагает еще одним разрушительным оружием, которое может быть применено в отношении американской экономики, а по эффективности сравнимо с ядерным. "Они (русские. - Прим. "Ко") могут поставить американскую экономику с ног на голову и полностью ее уничтожить", - заявил в недавнем интервью гуру с Уолл-стрит Джим Синклер. Россия может потребовать оплаты за свои нефть и газ, которые она поставляет Европе, в рублях. "Это может стать жестким "ударом в зубы" в ответ на санкции", - поясняет американский эксперт. По его словам, сила доллара на сегодняшний день заключается в том, что покупателям энергоресурсов необходимо выходить на долларовый рынок и покупать американскую валюту для расчетов по энергетическим контрактам. И если Россия бросит вызов нефтедоллару, начав расчеты за энергию в иной валюте, это может повлечь крах американской валюты и всей экономики США, предрекает Джим Синклер.
Флюгер ВТБ
Ответ России не заставил себя долго ждать. Сначала чиновники заявили о создании национальной платежной системы (читайте в "Ко" №12 от 31.03.2014 материал "Карты биты"), а теперь банкиры заговорили о возможном переходе на рубли при оплате за энергоносители. "Вот уже месяц, как мы слышим со стороны высокопоставленных западных руководителей призывы изолировать Россию, практически уничтожив российский банковский сектор, используя современное "ядерное оружие" в области финансов - долларовые расчеты", - заявил глава ВТБ Андрей Костин. И предложил решение, о котором все много думали, но мало кто говорил открыто. "Давно назревшая тема - широкий переход к расчетам в рублях с нашими торговыми партнерами. Начинать надо немедленно. Не только с расчетами в рамках Таможенного союза и СНГ, но и в отношениях с нашими главными торговыми партнерами, такими как Китай и Западная Европа", - говорит Андрей Костин. По его словам, "Газпром", "Роснефть" и "Рособоронэкспорт" в сумме экспортируют продукции на $230 млрд в год. Как утверждает Костин, он говорил с руководителями этих компаний, и "они не против того, чтобы вести экспорт в рублях, им просто нужно дать соответствующий механизм", и таким образом Россия сможет "снизить зависимость от капризов властей США и ЕС".
В перечисленных Андреем Костиным госкомпаниях мягко намекают, что руководитель ВТБ поторопился со столь громкими заявлениями. "Роснефть" придерживается контрактных обязательств и проводит расчеты в валюте контракта", - подчеркнул представитель нефтяной компании. В "Рособоронэкспорте" пообещали прокомментировать заявления господина Костина, но предпочли промолчать. "Газпром" также официальных комментариев не предоставил, однако источник в компании отметил, что пока нет механизма перевода уже подписанных контрактов на расчеты в рублях. "Мы выполняем все операции в иностранной валюте в штатном режиме и не рассматриваем возможность отказа от таких операций", - заявил "Ко" официальный представитель ОАО "СМП Банк" (подвергся санкциям со стороны США) Игорь Илюхин. "Мы торгуемся в долларах и пока не планируем переводить расчеты в рубли", - сказал на условиях анонимности представитель одной крупной российской металлургической компании. "Где покупатели сырья будут брать рубли? Механизм подобного перехода пока абсолютно непонятен", - подчеркнул официальный представитель ЛУКОЙЛа Дмитрий Долгов. То есть особого энтузиазма предложение ВТБ среди крупнейших отечественных экспортеров не вызвало. Более того, некоторые эксперты предположили, что переход на расчеты в рублях выгоден в первую очередь госбанкам: они будут зарабатывать на продаже отечественной валюты иностранцам. "Возможно, именно отсюда и интерес Андрея Костина к этой теме", - заметил представитель одного крупного столичного банка.
Существует и иная точка зрения. "С высокой долей вероятности можно говорить, что такой переход возможен. Просто объявляется, что по новым контрактам расчеты производятся в рублях. Технически это сделать несложно, есть Санкт-Петербургская товарная биржа, на которой расчеты как раз и производятся в рублях, - рассуждает заместитель начальника управления казначейства "Банка расчетов и сбережений" Иван Фарафонов. - Нерезидентам, участвующим в торгах, необходимо будет конвертировать на бирже валюту в рубли". "Это было бы очень хорошо и полезно, так как резко увеличило бы спрос на российскую валюту и способствовало бы ее укреплению, - добавляет топ-менеджер крупного столичного банка. - Но, к сожалению, это бы сделало менее конкурентоспособным российский экспорт. Зачем покупателям дополнительные издержки на конвертацию, если можно приобрести товары у других продавцов? Так что при прочих равных условиях цены и качества товаров, если покупателям нужно будет приобретать еще и рубли для покупки товара, вполне возможно, они предпочтут других производителей". Хотя в расчетах с политически и экономически зависимыми странами целесообразно переводить внешнеторговые расчеты в рубли, считает начальник аналитического управления банка "БКФ" Максим Осадчий.
"Стоит понимать, что рубль не является международной валютой расчетов и слишком подвижен, как и любая другая сырьевая денежная единица. Соответственно экспортеры не смогут четко прогнозировать финансовые потоки", - говорит старший аналитик "Альпари" Анна Бодрова. То есть экспортерам необходимо страховать риски резкого изменения курса рубля по отношению к доллару и евро. Очевидно, что абсолютно никто, в том числе и Центробанк, не в состоянии с достаточной долей вероятности прогнозировать динамику курса даже на среднесрочную перспективу. Между тем контракты на поставку энергоносителей заключаются не на год-два, а зачастую на десятилетия, как сейчас с Китаем на экспорт газа. Получается, что экспортно ориентированные компании попадают в зависимость от весьма нестабильного курса рубля. "Как можно заключать долгосрочные контракты на валюту, которая за последнее время обвалилась к тому же евро на 20%?!" - недоумевает представитель одного крупного отечественного банка.
Тем не менее постепенная работа по снижению зависимости России от доллара как мировой резервной валюты ведется уже давно. Одним из ключевых торговых партнеров сейчас является Китай, которому необходимы наши энергоносители, тем более по лояльным ценам, учитывая необходимость диверсификации экспорта для РФ. "Китай, кстати, работает над отказом от доллара в торговле нефтью, и многие соседствующие с ним страны уже перешли на расчеты, минующие конвертацию в доллар. С другой стороны, пока это только локальные расчеты, а не мировая торговля, так что до отказа от доллара (или появления сравнимой по мощи мировой валюты) пока далеко", - признает аналитик инвестиционного холдинга "Финам" Антон Сороко.
Выстрел в ногу
Для Поднебесной перспектива перевода расчетов в юани не выглядит уже такой утопичной, как несколько лет назад. Буквально на прошлой неделе было объявлено, что Банк Англии и Народный банк Китая (НБК) подписали меморандум о взаимопонимании между двумя центробанками в связи с созданием в Лондоне центра клиринговых расчетов в юанях. Ранее стало известно о подписании аналогичного соглашения между Банком России и НБК. Российские и китайские компании отныне смогут осуществлять расчеты "как в свободно конвертируемых валютах, так и в национальных валютах двух стран (рублях и юанях)". Кроме того, договоренности ЦБ России и НБК предусматривают, что физические лица - резиденты РФ и Китая смогут без ограничений осуществлять денежные переводы, не связанные с предпринимательской деятельностью, в национальных валютах. Но если российский ЦБ в этом вопросе пока топчется на месте, китайские власти за последние несколько лет ушли далеко вперед, заключив валютные своп-линии с многими государствами. Так, Народный банк Китая и Бундесбанк Германии договорились о сотрудничестве при клиринге и расчетах по платежам в юанях. Многие крупные немецкие компании уже осваивают использование юаня в качестве валюты при трансграничных сделках.
"Посмотрите, как сложно переходит Китай на расчеты в юанях. Для этого надо создать определенную инфраструктуру рынка рубля. Например, премьер-министр Китая открывал центр в Франкфурте-на-Майне, который будет решать там эти задачи, - рассказывает аналитик FIBO Group Василий Якимкин. - Но в этом городе шесть китайских банков первого эшелона имеют своих "дочек". Несколько лет назад аналогичный центр был открыт в Лондоне, и там тоже около десятка китайских кредитных организаций присутствуют. То есть без банковской инфраструктуры никак". Не говоря уже о том, что стратегические партнеры США, давно и плотно сидящие на "нефтедолларовой игле", отнюдь не горят желанием идти против "большого брата" и подрывать его мировое экономическое могущество.
Напомним, что основа существующего финансового мирового порядка была заложена после Второй мировой войны благодаря созданию так называемой Бреттон-Вудской системы. Она базировалась на "золотом стандарте", доллар был обеспечен драгоценным металлом, и именно в долларах совершались все трансграничные расчеты. Но ситуация кардинально изменилась в 1971 г., когда США отказались от "золотого стандарта" и привязали доллар к расчетам за энергоносители. С тех пор американская валюта стала фактически единственной для расчетов за поставки нефти. Именно на том, что весь мировой рынок сырья "завязан" на доллары, и зиждется могущество этой валюты и американской экономики. И сколько бы ни говорили о колоссальном долге США, который, как уверены аналитики, Вашингтон не погасит никогда, отказаться от долларовой зависимости без разрушения всей мировой финансовой системы не получится. Это понимают и в Китае, и в Москве, и в Вашингтоне. Но экономическая конфронтация с Россией после событий на Украине дала шанс не только Москве, но и Пекину заявить о выходе из этого негласного пакта, который все мировые державы соблюдали последние 75 лет. "Никаких иных сценариев нет, у русских есть более сильное оружие, чем швейцарская система (речь идет о той же Бреттон-Вудской системе. - Прим. "Ко"). Изгнание их из швейцарской системы равносильно выстрелу в собственную ногу, они могут разрушить все", - констатирует Джим Синклер.
Крах Dow
Переход России и Китая на расчеты в национальных валютах и отказ от доллара подобен бомбе замедленного действия для США. "США попросят своих экономических и политических союзников не делать этого, никто и не перейдет, за исключением нескольких стран, которых Россия сама же и дотирует. Пока что американцы играют с нами, как кошка с мышкой, и все козыри у них на руках, - рассуждает Василий Якимкин. - Поэтому не надо усугублять положение и прямо сейчас начать эти переходы на рублевые расчеты. Это длительный процесс, который стартует после создания соответствующей инфраструктуры на межбанке. У нас этого пока нет".
Тогда что толку сердить просто так мирового гегемона? В ответ США могут взять и обрушить российский рубль, синхронно со своими коллегами раскачивая рынок, в первую очередь нефтяной. Ведь недаром президент США Барак Обама во время своего европейского турне посетил в том числе и Саудовскую Аравию. Эксперты предположили, что он мог поехать договариваться о снижении цен на нефть, которое в прошлый раз стало причиной распада Советского Союза.
Впрочем, у России достаточно много партнеров за рубежом, которые не будут оглядываться в переговорах с Москвой на Вашингтон. На днях стало известно, что РФ и Иран добились существенного прогресса в переговорах относительно поставок "черного золота" в обмен на товары. Общий объем сделки составит около $20 млрд. Реализация подобного сценария позволит Ирану увеличить экспорт энергоносителей вопреки санкциям, а Россия сделает существенный шаг на пути отказа от доллара при расчетах за проданные нефть или газ. Конечно, это несравнимо меньше, чем $230 млрд, о которых говорил Андрей Костин, но ведь контракт с Ираном - только начало. Переход на рубли во взаиморасчетах по энергоконтрактам с Китаем станет серьезным ударом для США. "Россия держит нефтедоллар одной рукой и может в одно мгновение ответить таким образом, чтобы вызвать такой крах Dow, какого еще не было в истории", - резюмирует Джим Синклер.
Владимир Путин, президент РФ:
"Мы должны подумать самым серьезным образом, чтобы у нас никогда, ни при каких обстоятельствах не возникало бы никаких сбоев в финансовых проводках, финансовом обеспечении наших инфраструктурных отраслей. Это касается энергетики вообще, это касается связи. Так что сейчас правительство думает над этим, и Центральный банк над этим думает. То же самое и в отношении отечественной платежной системы. Очень жаль, что некоторые компании приняли решение об известных ограничениях. Я думаю, что это приведет просто к потерям определенных сегментов рынка для них, и рынка весьма выгодного. Ну, это не наше решение. Мы должны защищать свои интересы, и мы будем это делать".
Эльвира Набиуллина, председатель ЦБ:
"Учитывая долю международных платежных карт на российском рынке, а это около 95%, безусловно, речь не идет о каком-то запрете. Речь идет о том, что мы должны создавать систему, которая будет обеспечивать бесперебойные внутренние расчеты, тем более, что внутренние расчеты составляют порядка 90% расчетов платежными картами".
Оксана Дмитриева, заместитель председателя комитета ГД по бюджету и налогам:
"Если процессинг международных карт был бы уже перенесен на территорию России хотя бы в прошлом году, отключить от системы такое количество держателей карт было бы просто невозможно".
Герман Греф
, президент Сбербанка:
"С момента принятия поправок в закон, я думаю, нам потребуется техническая работа от двух до шести месяцев для того, чтобы в разных вариантах запустить национальную платежную систему".
Михаил Задорнов, президент "ВТБ 24":
"Мы предлагаем нашим коллегам построить межхостинговые соединения и организовать де-факто расчет внутри страны по карточкам между банками. И мы такую работу с несколькими крупнейшими банками ведем. (...) Никто из игроков не захочет, чтобы в самой платежной системе было доминирование каких-то игроков. То есть лучший способ - это создание, возможно, с участием и под эгидой Центрального банка".