Российские предприятия ответили на новые санкции США

Источник
США ввели новые санкции против ряда российских военных структур «в связи с нарушением правил о нераспространении оружия массового уничтожения». Что будут означать для них новые ограничения на зарубежных рынках?
Среди российских юрлиц, которые фигурируют в новом санкционном списке США, обнародованном Государственным департаментом 9 мая, — 183-й гвардейский зенитный ракетный полк, тульское Конструкторское бюро приборостроения им. Шипунова, учебный центр зенитно-ракетных войск в Гатчине, Главное разведывательное управление Генштаба, подразделение 18-го ЦНИИ Министерства обороны в Курске, а также научно-производственный концерн БАРЛ.

Документ, опубликованный на сайте Федерального регистра США, вводит новые ограничения против ряда организаций и физлиц не только из России, но также из Китая, Турции, Ирана, Египта, Сирии, ОАЭ и КНДР в связи с нарушением правил о нераспространении оружия массового уничтожения. При этом в апреле американские дипломаты анонсировали новые санкции в отношении Москвы за поддержку сирийского режима.

РБК разобрался, что означают для российских структур новые ограничения.

«Безусловно затрудняют работу»

Представитель «Ростеха» признал, что санкции, «безусловно, затрудняют работу», но в госкорпорации не ожидают ухудшения ее положения в связи с новыми ограничениями.

«Единственный видимый мотив [санкций] — недобросовестное противодействие нам на внешних рынках и месть за наши успехи», — сообщили РБК в пресс-службе «Ростеха».

Предприятия «Ростеха», в том числе попавший под новые санкции разработчик комплекса ПВО «Панцирь-С1» — КБП им. Шипунова, уже «не первый год находятся под американскими и европейскими ограничениями и успешно адаптируются к новым условиям, что подтверждает динамика по выручке и экспортным поставкам», утверждают в госкорпорации.

В начале апреля агентство «РИА Новости» со ссылкой на источник в Минобороны сообщило, что Россия за последние годы поставила Сирии до 40 комплексов «Панцирь-С1» для защиты от нападений с воздуха. Собеседник агентства подчеркивал, что «речь идет об экспорте, а не о поставках из наличия военного ведомства».

Что означают новые санкции

Ведомствам США теперь запрещено совершать закупки товаров, технологий и услуг у перечисленных структур, передавать им объекты из списка вооружений США. Также прекращаются все продажи попавшим под санкции предметов военного снабжения, оборонных услуг, в том числе услуг проектирования и строительства, которые осуществлялись по закону о контроле экспорта оружия.

Указ приостанавливает действие существующих и запрещает выдачу новых лицензий на передачу этим структурам товаров, технологий и оборудования, экспорт которых подпадает под закон о контроле над экспортом 1979 года или другие правила экспортного контроля. Также попавшие под санкции структуры не смогут участвовать в американских правительственных программах сотрудничества; госорганам запрещено оказывать им какую-либо помощь.

Эти меры останутся в силе в течение двух лет с момента вступления в силу. В документе отдельно оговаривается, что исключения в применение этих мер может вносить глава Госдепартамента США.

«Объективные причины отсутствуют»

Американские санкции оказались неожиданными для коммерческой компании АО «НПК «БАРЛ». Небольшое предприятие — разработчик спутниковых систем навигации (по данным СПАРК, годовая выручка за 2016 год — 338 млн руб.) указывает на своем сайте среди партнеров такие иностранные компании, как корпорацию Maxar Technologies со штаб-квартирой в Калифорнии, европейскую Airbus Defence and Space, франко-итальянскую Thales Alenia Space, канадскую UrtheCast, китайскую Twenty First Century Aerospace Technology и южно-корейскую Satrec Initiative.

Концерн БАРЛ никогда не занимался деятельностью, связанной с разработкой и поставкой ядерного вооружения, химического оружия и оружия массового уничтожения, заявили РБК в пресс-службе компании. «Никакая деятельность в интересах военных ведомств зарубежных государств АО «НПК «БАРЛ» не осуществляется. Заключенные контракты с зарубежными партнерами не имеют отношения к разработке вооружения военной техники, — говорит ее представитель. — Объективные причины введения санкций отсутствуют. Мотивы принятия документа неизвестны».

В БАРЛ также подчеркнули, что на официальном сайте Казначейства США на настоящий момент информации о введении санкций в отношении концерна нет, а реализуемые контракты имеют всю необходимую разрешительную документацию. Возможный ущерб от новых санкций США на настоящий момент в компании оценить не смогли.

Среди проектов предприятия, которые могли привлечь внимание Госдепартамента, — совместная с иранской «Бониян Данеш Шарг» разработка и создание спутника дистанционного зондирования Земли. Концерн договорился об этом с иранцами вместе с российской корпорацией «Космические системы мониторинга, информационно-управляющие и электромеханические комплексы имени А.Г.Иосифьяна» (ВНИИЭМ) в 2015 году. О подписании контракта дополнительно не сообщалось, запуск спутника был запланирован на конец 2018 года.

По данным источников «Коммерсанта», концерн мог быть включен в санкционный список США из-за подозрений в поставках оборудования для космических аппаратов, разрабатываемых КНДР.

«Вокруг наших компаний образуется токсичность»

Представители оказавшихся под новыми санкциями 183-го гвардейского зенитного ракетного полка, учебного центра зенитно-ракетных войск в Гатчине, Главного разведывательного управления Генштаба и 18-го ЦНИИ Минобороны в Курске от комментариев воздержались.

11-й учебный центр зенитно-ракетных войск в Гатчине занимается переподготовкой специалистов зенитно-космических войск. Среди прочего здесь занимались и на тренажерах комплексов «Панцирь-С» и С-300, которые Россия, по данным СМИ, уже поставила или намерена вскоре поставить в Сирию.

Именно с подготовкой сирийских и иранских специалистов в области ПВО связали введение санкций против учебного центра и 183-го гвардейского зенитного ракетного полка источники «Коммерсанта».

МИД России объяснил новые санкции «банальным желанием посчитаться за фиаско ракетной атаки против Сирии 14 апреля», когда США, Великобритания и Франция нанесли удар ракетами «Томагавк» по сирийским объектам. Москва и Вашингтон разошлись в оценках эффективности этой атаки. В США заявили, что все ракеты достигли целей. В свою очередь, Москва утверждала, что часть ракет не достигла целей из-за технических неисправностей, а несколько десятков были сбиты сирийскими средствами ПВО, использовавшими в основном комплексы советского производства.

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» полковник запаса Виктор Мураховский назвал санкции от 9 мая «формальными». Их введение он также связал с событиями 14 апреля. «Судя по тому, что в списке оказались зенитный ракетный полк, учебный центр, где готовили специалистов из Сирии и Ирана, а также научно-производственная корпорация, которая занимается системами оптико-электронной разведки для космических средств и 18-й ЦНИИ, который тоже относится к этому профилю, оценивался вклад этих структур в отражении налета крылатых ракет в апреле», — сказал Мураховский, предположив, что список составлялся с участием Минобороны США.

От новых санкций в отношении российских оборонных предприятий пострадают в первую очередь их зарубежные партнеры, считает главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. «Понятно, что новые санкции принципиально расклада не меняют, но это все укладывается в рамки американской политики по созданию негативного образа и усложнению ведения бизнеса [с Россией]. Все идет к тому, что вокруг наших компаний образуется некая токсичность — чтобы партнеры перед заключением сделок крепко подумали и сто раз взвесили риски», — считает эксперт.
Персоны Компании
Срывы сроков стройки в Крыму объяснили использованием украинских проектов
Сроки ввода объектов по программе развития Крыма и Севастополя выполнены только на 65%, следует из отчета Дирекции по управлению ФЦП. Причины — «слабая» организация, «некачественное» проектирование и опора на украинские аналоги.
Герман Греф перешел дорогу Сергею Чемезову
"Мосхимфармпрепараты" в центре Москвы может не достаться "Ростеху", поскольку против него подал иск о банкротстве Сбербанк.
Евтушенков заплатит 1,5 миллиарда рублей за контроль в СП с «Ростехом»
Спустя почти два года переговоров «Ростех» и АФК «Система» готовы закрыть сделку по созданию СП в области микроэлектроники. Однако это вряд ли улучшит финансовые показатели передаваемых в него активов, предупреждают эксперты.
Американские санкции отвадили от Ирана Игоря Чайку и Олега Митволя
Их компания отказалась от строительства станции опреснения морской воды в исламской республике.
У Mail.ru Group появятся новые совладельцы
Это «Ростех» и Газпромбанк.
Генс II возглавил "Ланит"
Президентом IT-холдинга стал Филипп Генс, сын умершего Георгия Генса.
Новый инвестор со старым проектом в аэропорту Шяуляй имеет сомнительные связи
Почему же литовцев так заинтересовала история, что она вышла на уровень Сейма
Чем богат глава администрации президента России Антон Вайно
Роскошь семьи главы президентской администрации не совпадает с задекларированными им доходами
Московские власти закупят по 100 электробусов у «Камаза» и ГАЗа
Они победили в конкурсах общей стоимостью 12,7 миллиардов рублей.
Алексей Мордашов попросил государственной поддержки для "Силовых машин"
Владелец «Силовых машин» написал письмо премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву с просьбой помочь попавшей под санкции компании. До этого в апреле Мордашов говорил, что без поддержки правительства компании «просто не выжить».
Виктор Вексельберг разработал план государственной поддержки своего бизнеса
Помогать пережить сложные времена олигарху, попавшему под санкции США, придется российскому бюджету и российским налогоплательщикам.
Глава IT-холдинга "Ланит" умер до встречи с Банком России в суде
На Камчатке во время туристической поездки скончался Георгий Генс. 6 апреля его компания подала в суд на Центробанк России за досрочный разрыв контракта на разработку перспективной платежной системы.
НПП «Старт» не смогло порадовать российских генералов "универсальной установкой" на 4 вида вооружений
Минобороны потребовало обратно аванс и будет судиться с заводом, который и ранее часто срывал заказы военных.
Сергей Захаров рассказал, зачем зятю Сергея Лаврова понадобился фармацевтический рынок
По словам председателя правления "Марафон Групп", он и его партнер Александр Винокуров, уверены, что тратить деньги на лекарства россияне будут всегда.
Евгений Гинер оказался владельцем «Росгосстрах жизни»
Токсичный президент ПФК ЦСКА два года держал это в тайне, потому что «не хотел портить ей резюме».
«АвтоВАЗагрегат» не сдался «Ростеху»
Дочерняя организация госкомпании не смогла сместить неугодного управляющего АВА.
"Мотовилиха" по конкурсу не проходит
Кредиторы машхолдинга не могут поделить между собой контроль над его банкротством.
Глава Уралвагонзавода Александр Потапов признал санкции "бодрящими"
Топ-менеджер рассказал о вагонах, танках и экскаваторах.