Роль личностей в истории: чем может обернуться борьба за справедливость в деле саратовского авиазавода

Источник
В наше время серийных арестов, громких посадок и редких, но метких выстрелов, внезапно выплывшая из забвения история уничтожения саратовского авиазавода может сдетонировать так, что мало не покажется.
«Доктора» залечили до смерти

То ли в предчувствии тектонических сдвигов, то ли порядку ради и матери-истории для, перечислим основные вехи и главных действующих лиц романа-эпопеи под названием «Гибель «САЗа». Предприятие стало коллективным в 1991 году по специальному постановлению Совмина СССР. Генеральным директором, а затем и основным владельцем гиганта индустрии стал талантливый демагог и никчемный руководитель Александр Ермишин.

В 2005 году пригазпромовская компания «Газкомплектимпекс» подала в арбитраж иск о введении банкротства на авиазаводе из-за долга в размере 335 млн рублей.

К этому времени завод-гигант впал в жалкое состояние, на предприятии за неуплату были отключены свет, вода и отопление, САЗ перебивался редкими заказами на ремонт самолетов Як-42, а собрать новые в счет аванса «Газкомплектимпекса» не мог, так как ряд важнейших узлов в России уже не выпускался.

В 2006 году суд ввел процедуру наблюдения, но настоящая игра началась в 2007-м, когда требования газпромовской фирмы перекупило некое ООО «Монолит-С». После этого власть на заводе перешла к представителям пензенского НП арбитражных управляющих «Лига». В этом НП состояла самая многочисленная группа деятелей, уничтоживших предприятие: экс-депутаты пензенской гордумы Олег Фомин и Олег Тюгаев, финдиректор завода Николай Граматик, его арбитражный управляющий Игорь Скляр, продолживший отъем саратовских заводов Сергей Лыженков.

Позиции «Лиги», орудовавшей не только в Саратове, но и наводившей ужас на всю Пензу, значительно ослабли после смены губернатора в Пензенской области, впрочем, без боя «веселые роджеры» и сегодня не сдаются.

На «САЗе» «Лига» работала по-крупному: промышляла продажами земли, жгла цеха, уничтожала и распродавала оборудование, резала фюзеляжи самолетов. Видимо, ей же достался крупный куш в виде 869 млн рублей, заработанных на продаже компании «ИКЕА МОС» 26 га земли авиазавода. Для того чтобы сделка состоялась, был уничтожен памятник заводчанам, погибшим в годы войны, взорвано одно из убежищ ГО и ЧС.

Деятельность антикризисных менеджеров была откровенна и демонстративна, за веру в собственную безнаказанность представители «Лиги» поплатились уголовным делом и необходимостью вернуть в казну государства незаконно возмещенный НДС на сумму 44 млн рублей.

Главное – не проторговаться

В тени «Лиги», ставшей витриной пензенского «оздоровления», находилась вторая серьезная группировка, объединившая не только выходцев из соседнего региона, но и предпринимателей из Энгельса.

Активность этой группы товарищей не бросалась в глаза столь явно, как у анктиризисных «докторов», но, играя роли второго плана, эти артисты обеспечили себе хорошие гонорары.

В отличие от погромщиков из «Лиги», торгаши жили по принципу «деньги любят тишину». Например, на завод эта публика тихо просочилась еще при Ермишине, когда в 2006-м  САЗ авиазавод продал компании «Веста» за 146 миллионов рублей корпус №11 и 6,8 га земли под ним.

Среди учредителей ЗАО «Веста», которое появилось на свет незадолго до покупки корпуса, значились известный пензенский предприниматель Александр Кислянский (ЦУМ г.Пензы, 10% акций ЗАО «САЗ»),подконтрольное ему ООО «Новация», которое после уничтожения завода отхватило хороший кусок земли под застройку, житель Энгельса Петрухин Владимир Михайлович, возглавлявший впоследствии пензенское ООО «Омега-2000», с долга перед которым началось второе банкротство авиазавода, а также кипрский офшор «Доносо лимитед».

Корпус № 11 превратился в последствии в ТЦ «Оранжевый», причем на реконструкцию «Веста» взяла банковский кредит на 1,3 млрд рублей, «замотала» его в офшорах и ушла в банкротство.

А реконструированный на 60% цех и участок под ним всего за 100 миллионов купила с торгов своя же контора ООО «Норд». В 2011-м ООО «Норд» стал учредителем ТРЦ «Оранжевый» и внес в его капитал 11-й корпус САЗа с землей, затем единственным учредителем ТРЦ «Оранжевый» стало ООО «Молл-Инвест», а с 2013 года его собственником стал выходец из Самары Гамаль Замальдинов.

Тяготение к торговым форматам вообще характерно для этой группировки. А потому неудивительно, что из ТЦ «Лазурный» (Энгельс) и проекта «Лазурный-2» вовсю торчат уши таких членов когорты, как Сергей Карсаков, Дмитрий Коротков, Леонид Подкопаев.

Так, Карсаков был первым учредителем ООО «Триумвират» – управляющей компании «Лазурного». Дмитрий Коротков стал одним из первых ее директоров, а еще он же был инициатором второго банкротства САЗа.

Романтики большой дороги

В Энгельсе же проживает еще один заметный член тусовки, ограбившей и уничтожившей авиазавод, – Сергей Курбатов. Вместе с Карсаковым он участвовал в приватизации ОАО «Каменский элеватор» (Пензенская область), но самый яркий эпизод его биографии – выкуп за векселя крупного пакета «САЗа», выбитого в 2007 году силами отставных эфэсбэшников у двух московских бизнесменов. В 2009 году эта история даже попала на страницы еженедельника «Совершенно секретно».

А еще Сергей Курбатов был заместителем управляющего МАСТ-Банка, а управляющим этого кредитного учреждения некоторое время трудился Артур Согомонян, участник процесса против Михаила Лысенко. В учредителях банка одно время была компания «Торгинвест XXI век», тесно связанная все с тем же пензенским ЦУМом Александра Кислянского. Также Согомонян был хозяином ООО «Премьер-Финанс», а эта фирма впоследствии стала фигурантом НДС-скандала в Пензе.

Наконец, по открытым данным, одно время в числе основных бенефициаров МАСТ-Банка состояли политик и бизнесмен, экс-депутат Госдумы Игорь Руденский с женой, в бенефициарах числился и Согомонян.

А в далеком 2000-м году знакомые все лица – Игорь Руденский, Артур Согомонян, КБ «МАСТ-Банк» – и вот чудеса – супруга покойного губернатора Пензенской области Василия Бочкарева, собрались в составе учредителей крупного пензенского предприятия «Пензахлебпродукт».

Остается только добавить, что в МАСТ-Банке, позже запятнавшем себя всевозможными схемными транзакциями, держало счет знаменитое дачное некоммерческое партнерство «Сосны». А в 2008 году этот банк давал весьма крупную гарантию финансирования для САЗа якобы на выпуск новых самолетов, когда нужно было через суд срочно закончить банкротство и выйти на мировое соглашение.

Фауст и его мгновения

Нужно отметить, что в 2009 году акционеры ЗАО «САЗ» утвердили реорганизацию ЗАО в форме выделения из него наиболее ценных активов во вновь созданные предприятия ОАО «Аэродром Южный» и ОАО «Развитие».

Например, в ОАО «Аэродром Южный» ушла территория свыше 250 га, а в «Развитие» – непрофильные активы в виде квартир, земельных участков и прочие немалые ценности. В советы директоров обществ тут же вошли свои люди, дабы активы завода двигались по нужной траектории.

К примеру, членом совета директоров ОАО «Аэродром Южный», как раньше в ЗАО «САЗ», стал Валентин Фауст. А вместе с ним и там и тут заседал в советах директоров обществ некто Олег Щенев, и оба эти человека, равно как и их коллеги по совету директоров, в 2011 году проголосовали за почти полный вывод ликвидных активов из ОАО, обрекая общество на верную смерть.

А еще Фауст возглавлял компанию ООО «Гарантия-Консалтинг», которая  опять-таки была в числе учредителей МАСТ- банка, и это неудивительно, ведь Валентин Изидорович был помощником Игоря Руденского в тот период, когда тот был депутатом Госдумы. Немало интересного об этом человеке , равно как и об юристе Олеге Щеневе можно узнать из нашумевшего расследования, опубликованного в издании «Медуза».

В тексте повествуется о тихом особняке в московском районе Сокольники, на улице Бабаевская. Там до декабря 2016 года был зарегистрирован «Инвест-холдинг» Лидии Барабановой, матери большого российского политика, ныне спикера Госдумы Вячеслава Володина. При этом половина здания принадлежит компании матери Игоря Руденского, другая – фирме его сына.

«Интересы семьи Руденских вообще часто пересекались с интересами семьи Вячеслава Володина», делают выводы авторы расследования, отмечая, что со зданием на Бабаевской связано множество бизнесов. Есть в нем офис юриста Олега Щенева, там же квартирует одна из многих компаний Фауста. Фауст возглавляет еще и «Проектстройцентр», который принадлежит 74-летней Валентине Руденской, матери депутата. Со Щеневым Фауст по доверенности приобретал земли в Смоленской области в интересах Лидии Барабановой.

Ну и для полноты картины, в здании на Бабаевской до закрытия располагался и центральный офис МАСТ-Банка.

В общем, поднимать историю уничтожения гиганта советской индустрии, за счет смерти которого выросли два торговых центра и на подходе третий, – все равно, что трясти  радиоактивный пепел. Можно только посочувствовать губернатору Валерию Радаеву и и.о. главы Саратова Михаилу Исаеву, которым Вячеслав Володин дал поручение разобраться с вопросом и занять государственную позицию.

Хотя в свете вышеописанных фактов государственную позицию, может, лучше и не трогать. Может, лучше перебить скверное послевкусие всей этой истории чем -нибудь громким и эффектным. Вернуть к примеру, на малую родину самолет Як-3 Ферапонта Головатова  – и триумфально, и патриотично, и ни суда ни следствия…

Но по нашим сведениям, маховик этой ситуации уже раскрутился так, что стрелку не перевести ни шумными празднествами, ни тихими увещеваниями в больших кабинетах. Якобы даже ТУ Роисмущества склоняется к позиции облпрокуратуры. А та, как известно, считает, что для защиты интересов государства в деле «САЗа» нужно обращаться в суд. И вопрос там нужно ставить не только о  разрушенных убежищах ГО и ЧС, но и о земле предприятия.

Как это будет выглядеть на практике – сказать почти невозможно. Но в отличие от следствия по преднамеренному банкротству авиазавода, где уголовное дело никак не дойдет до передачи в суд, наши  события развиваются с ошеломительной скоростью. И попади эта история в зал суда, резонанс будет таким, что негатива хватит даже тем личностям, чьи фамилии не украшают собой тома уголовного дела.
Персоны Компании
Бунт на коленях: Хакасия обратилась за материальной помощью
Республика просит поддержать ее 28 миллиардами рублей.
Вместо «Меги» на «Беговой» могут построить квартал на 500 000 квадратных метров
Группа «Регион», скорее всего, получит 20 га на Хорошевском шоссе.
Депутат-единоросс Александр Брыксин занялся питанием в "Шереметьево"
Кафе и рестораны международного аэропорта "Шереметьево", включая питание Пограничной службы ФСБ РФ, контролирует структура Александра Брыксина.
Для чего Владимир Путин поменял этой осенью 11 губернаторов
Главная цель – подготовка к 2018 году, но эффект может оказаться и более долгосрочным.
Губернатор Андрей Турчак расколол «Единую Россию»
Его кандидатура на пост секретаря генсовета партии не устраивает Дмитрия Медведева.
Ломка ИКЕА: шведскую мебель будут продавать через Amazon и Alibaba
Компания Ингвара Кампрада затеяла самое большое изменение в концепции ИКЕА по привлечению покупателей с момента ее зарождения.
Globaltruck загрузится инвесторами
Globaltruck Александра Елисеева готовит IPO.
Генерал пошел в горы: кто такой Владимир Васильев
На пост главы Дагестана — самого коррумпированного региона России — назначен профессиональный борец с коррупцией.
IKEA впервые может купить в России уже построенный торговый центр
За ТРЦ «Весна» на МКАД шведам придется заплатить 7–10 млрд рублей.
Окружение Москвы: ИКЕА удвоит количество ТЦ «Мега» в столичном регионе
Три новых торговых центра будут в течение пяти лет построены на востоке, западе и северо-востоке Москвы.
​Структура Романа Абрамовича может застроить район Молжаниново
Москва разрешила возвести здесь 3,5 млн кв. м недвижимости.
С граблями наперевес
Залет руководства и владельцев «ВИМ-Авиа» стал причиной крупных неприятностей для Максима Соколова и Аркадия Дворковича.
Ревизор из сената: чего ждут в Кремле от нового главы Самарской области
В понедельник руководителем Самарской области вместо Николая Меркушкина стал ранее конфликтовавший с ним сенатор Дмитрий Азаров. Он пообещал достроить «Самара Арену» и провести «полную ревизию» работы предшественника.
Крокодильи слезы Константина Пономарева
Скандальный бизнесмен Константин Пономарев всегда кидал тех, кто помогал ему кидать других.
Самарская область отсменялась первой
Николай Меркушкин открыл новый сезон губернаторских отставок.
У Госдумы появились вопросы к Центробанку
Депутаты просят следственные органы и ЦБ проверить причины краха «Югры», «ФК Открытие» и Бинбанка.
Крах “стряпчего” российского бизнеса
Бизнесмену Константину Пономареву аукнулись его судебные козни.
Бизнесмену не помогла благодарность из Луганска
Арест Константина Пономарева продлен на три месяца.