Никогда такого не было, и вот опять: новостные ленты бурлят подробностями скандала с очередной разорившейся авиакомпанией. Тысячи безвылетно застрявших туристов, уголовное дело, то ли сбежавшие за границу, то ли взятые под домашний арест владельцы, глава Минтранса, которому лично Владимир Путин
объявляет о неполном служебном соответствии... Все это – эпизоды из сериала «ВИМ-Авиа».
Эпизод первый. Летать не может.
25 сентября 2017 года компания «ВИМ-Авиа» прекратила чартерные рейсы в Турцию. Это стало кульминацией накапливавшихся долгое время проблем. В течение лета авиаперевозчик уже не раз задерживал и отменял вылеты. Поначалу в качестве причины указывают плохой сезон: ранее прибыльность «ВИМ-Авиа» шла волнообразно; зимой компания накапливала долги, а по итогам туристического сезона их покрывала. Этим летом стратегия не сработала, начались массовые задержки рейсов (по состоянию на 23 сентября было задержано 19 рейсов более чем на десять часов). Для решения проблемы компания обращается к правительству РФ с просьбой в ускоренном порядке предоставить ей госгарантии для взаимодействия с кредиторами.
Помочь туристам предлагает авиакомпания S7, которая начинает переговоры с турецкими властями об организации чартерных рейсов.
Эпизод второй. Следите за деньгами.
Следственный комитет не верит в «невезучий» сезон – там уверены, что руководство «ВИМ-Авиа» продавало билеты, заведомо зная, что не в состоянии будет расплатиться за топливо и обслуживание бортов. Против руководителей авиакомпании возбуждают уголовное дело о хищении денег пассажиров. СМИ сообщают о бегстве владельцев «ВИМ-Авиа» Светланы и Рашида Мурсекаевых из страны, однако позже появляется информация, что Мурсекаев якобы остается в Москве и уже был на допросе в Следкоме. Что точно известно – задержан гендиректор компании Александр Кочнев, а у ряда топ-менеджеров в ночь на 28 сентября прошли обыски. Кочневу, по словам его адвоката, предъявлено обвинение в мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ). В том же обвиняют и главного бухгалтера авиакомпании
Екатерину Пантелееву. И Пантелеева, и Кочнев по решению Басманного суда Москвы на два месяца отправлены под домашний арест.
Очень «кстати» всплывает информация о том, что «Мосстройэкономбанк» в лице конкурсного управляющего ГК «Агентства по страхованию вкладов» обратился в суд с иском о банкротстве в отношении «ВИМ-Авиа». Сумма иска приближается к 90 миллионам рублей, общая кредиторская задолженность компании – около 7 миллиардов.
Самолеты «ВИМ-Авиа», находящиеся в Турции, Бельгии и Франции, – под арестом.
Эпизод третий. А тем временем где-то...
Под раздачу попадает сотрудничавший с «ВИМ-Авиа» туроператор TUI: в отношении обеих компаний Роспотребнадзор возбуждает административное дело за нарушение сроков оказания услуг.
«В соответствии с законодательством туроператор несет ответственность за нарушение сроков оказания услуг и иных условий договора о реализации туристского продукта. Роспотребнадзором в установленном законом порядке были возбуждены дела об административном правонарушении в отношении как авиакомпании, так и туроператора ООО «ТТ-ТРЭВЕЛ» (торговая марка TUI)», – заявляют в надзорном ведомстве.
В TUI, мягко говоря, удивляются.
«Как только случилась ситуация с «ВИМ-Авиа» (а у нас была полностью оплачена вся перевозка до конца сезона), мы заказали более 20 альтернативных рейсов для того, чтобы завозить и вывозить туристов, оплатив перевозку повторно. Более того, три-четыре дня за наш счет живут туристы в Анталье. В аэропортах мы организовали мобильные пункты с питанием, водой, там находятся наши представители, в том числе, в аэропорту «Домодедово». Мы уведомили туристов, что не нужно ехать в аэропорт, что мы будем сообщать по мере того, как самолеты будут отправляться, когда приезжать», – поясняет гендиректор «TUI Россия»
Тарас Демура.
Эпизод четвертый. Повинные головы.
Президент России Владимир Путин
в четверг, 28 сентября, подписывает указ о дисциплинарном взыскании министру транспорта Максиму Соколову. Документ публикуют с некоторой задержкой, но это не так важно. Неприятную для себя новость министр узнал еще в среду, причем непосредственно от главы государства: во время совещания с членами правительства Владимир Путин
и объявил Соколову о неполном служебном соответствии в связи с ситуацией вокруг «ВИМ-Авиа». И это еще не все. Президент мягко намекает, что не исключены и другие последствия: «Если справитесь с этой ситуацией быстро и эффективно, тогда мы подумаем с Дмитрием Анатольевичем... Если не справитесь — тоже подумаем».
Параллельно под горячую президентскую руку попал и вице-премьер Аркадий Дворкович, которому по должности полагается курировать транспортную сферу. «Может быть, вы перегружены слишком?» – интересуется у Дворковича Путин, напоминая, что разговор о проблемах транспортной отрасли заходит не в первый раз. Позже Дмитрий Песков несколько сгладит ситуацию, пояснив, что вопрос отставки Дворковича «вторичен», главное на сегодня – разобраться с кризисами на транспорте.
По данным Минтранса, 29 сентября авиакомпании перевезли более 4 тысяч пассажиров «ВИМ-Авиа», в том числе 2,5 тысячи – из Турции. Утром 30 сентября неприкаянными оставались еще 28,5 тысячи пассажиров.
Эпизод пятый. Написанному верить?
Руководство «ВИМ-Авиа» вроде бы сумело договориться с лизинговыми компаниями, предоставляющими ей самолеты, что все борты останутся пока что под управлением компании. Самолеты, находящиеся в эксплуатации, не будут отзывать даже несмотря на просрочку платежей. Согласно выпущенному «ВИМ-Авиа» официальному сообщению, владельцы самолетов рассмотрели подготовленный авиакомпанией план выхода из кризиса и сочли его «реалистичным и разумным».
Врио генерального директора, по решению собственников, становится экс-глава авиакомпании «Трансаэро» Александр Бурдин. Ввод нового персонажа абсолютно оправдан: Бурдин с 2015 года вытаскивал из крутого пике «Трансаэро», а теперь в качестве кризисного менеджера призван проделать то же с «ВИМ-Авиа». Новое руководство, как сообщается, составляет график погашения долгов, «адаптивную и экономически выгодную модель развития», а также сотрудничает с правоохранительными органами.
Эпизод шестой. Правительство спешит на помощь.
На следующий день после знаменательного совещания замотивированный президентом Аркадий Дворкович утверждает директиву, согласно которой «Аэрофлоту» следует, использовав собственные средства, профинансировать деятельность «ВИМ-Авиа». По данным СМИ, речь идет примерно о 2 миллиардах рублей. Отдадут их когда-нибудь потом: «в счет взаиморасчетов ПАО "Аэрофлот" с отраслью».
Параллельно премьер-министр распоряжается выделить из резервного фонда правительства 98 миллионов на заправку самолетов «ВИМ-Авиа» – они вылетят за рубеж, чтобы вывезти застрявших там российских туристов. Деньги могут быть израсходованы также на аэропортовое и наземное обеспечение полетов.
И наконец, Государственная дума заслушивает предложение главы Росавиации Александра Нерадько – ввести дополнительный сбор в 10 рублей, чтобы сформировать страховой резерв на случай банкротства авиакомпаний. По предварительным прикидкам, насобирать таким образом можно до миллиарда рублей. Вячеслав Володин в ответ предлагает депутатам в оперативном порядке подготовить соответствующий законопроект и красноречиво поминает «одни и те же грабли»...
***
Как и положено, первый сезон сериала заканчивается на самом интересном месте. По итогам заседания оперативного штаба, «ВИМ-Авиа» все-таки будет перевозить пассажиров, но только до 15 октября. Все билеты, приобретенные на более поздние даты, следует сдать по месту покупки. Сертификат эксплуатанта, в соответствии с которым осуществляются перелеты, «ВИМ-Авиа» может потерять в течение двух ближайших недель. Продолжение следует.
Справка
Общество с ограниченной ответственностью «Авиакомпания „ВИМ-Авиа“» основана в 2002 году генеральным директором фирмы «Аэрофрахт» Виктором Ивановичем Меркуловым (его инициалы – часть названия компании). Входила в холдинг «ВИМ-Авиа» совместно с авиакомпанией «Русское небо».